В интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф прокомментировал перемены в руководстве Формулы 1 и высказал свое мнение, в каком направлении должна развиваться гоночная серия…
Вопрос: Новые владельцы чемпионата из Liberty Media лишили Берни Экклстоуна поста исполнительного директора. Он действительно отошел от дел?
Тото Вольфф: С Берни никогда нельзя быть уверенным наверняка он ушел или еще вернется. Однако правда и то, что Liberty Media – не только главный акционер, у них также есть право голоса, которым они воспользовались и изменили состав менеджмента чемпионата. Чейз Кэри – новый руководитель – это факт. Берни же получил пост почетного президента – такова реальность.
Вопрос: Есть ли смысл делать его почетным президентом, если он сам этого не хочет? Может стоило оставить его на время переходного периода, чтобы воспользоваться его опытом и знаниями?
Тото Вольфф: Ситуация очень непростая. Разумеется, для Liberty и всех нас было бы хорошо, если бы мы могли пользоваться опытом Берни. Однако существует тонкая грань между желанием использовать его опыт и освободить его от дел – не думаю, что это возможно.
Вопрос: Берни может попытаться вернуть себе власть?
Тото Вольфф: В прошлом это уже происходило, поэтому в Формуле 1 можно ожидать всего, чего угодно. Однако я исхожу из того, что из нынешней ситуации нет возможности вернуться назад.
Вопрос: Нынешняя ситуация открывает перед Формулой 1 новые возможности или риски?
Тото Вольфф: Возможны оба варианта. Риск состоит в том, что мы можем потерять то, что у нас есть. На протяжении сорока лет Берни занимался развитием Формулы 1, превратив серию в одно из глобальных спортивных мероприятий. Он заключал очень удачные сделки, у нас долгосрочные телевизионные контракты, и трансляции постепенно уходят с бесплатных каналов. Сохранить это будет не так просто, поскольку многие соглашения построены на личных отношениях с Берни, которые длились десятилетиями.
С другой стороны, существуют области, в которых мы можем прибавить. Формула 1 недостаточно эффективно использует потенциал цифровых медиа. Эту сферу непросто монетизировать, но она имеет огромное значение как маркетинговый инструмент для привлечения новой аудитории.
Вопрос: Какую новую бизнес-модель могут предложить Liberty Media и команды?
Тото Вольфф: Переговоры только начались. Я думаю, что первостепенное значение имеет содержание, а не платформа, через которую оно распространяется. Необходимо ориентироваться на успех Amazon и Netflix – возможно их подход к ведению бизнеса окажется успешным и в спорте. У Liberty есть возможности глобально изменить Формулу 1.
Вопрос: В Liberty предложили командам выкупить часть акций Формулы 1, однако без права голоса. Mercedes это интересно?
Тото Вольфф: Конечно, приглашать команды к управлению Формулой 1 – это правильный подход. В конце концов, мы все в ответе за наш бизнес. Но покупка акций исключительно для того, чтобы иметь право на долю в доходах, нам не слишком интересна, так что эту тему еще предстоит обсудить. Если мы берем на себя обязательства в долгосрочной перспективе в роли партнера Формулы 1, то и в роли команды должны взять такие же обязательства.
Однако перед этим необходимо понять стратегию развития Формулы 1, поскольку подобные решения принимаются только один раз. Мы должны действовать в интересах спорта и публики. Когда будет достигнут консенсус, тогда и можно говорить о нашем участии. В принципе, должно быть так, чтобы все зарабатывали на Формуле 1, в том числе и небольшие команды.
Вопрос: В Liberty Media понимают, насколько важен европейский рынок для Формулы 1?
Тото Вольфф: Разумеется, необходимо это учитывать. Некоторые виды спорта интересны публике только в отдельно взятой стране, но в автоспорте все гораздо сложнее. В США популярна серия NASCAR, но в Европе она не представлена. Серия DTM невероятно популярна в Германии, но только там. Формула 1 пользуется популярностью в Европе, Южной Америке, Австралии и, разумеется, в Азии, однако у нее не так много зрителей в США.
Я считаю, что можно завоевать американский рынок, но это не произойдет в одночасье. Для этого необходимо прийти в крупные города: Нью-Йорк, Майами, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. Разумеется, Формуле 1 в США уделяют определенное внимание, поскольку серия является международной, и американский рынок важен для нас. Однако мы должны сохранить европейскую душу, поскольку именно из Европы вышел чемпионат.
Вопрос: Вы опасаетесь, что Формула 1 превратится в площадку для проверки различных идей?
Тото Вольфф: Это худшее, что может произойти. Де-факто Формула 1 уже была тестовым полигоном: мы меняли форматы квалификации, дискутировали о том, какими должны быть силовые установки и неоднократно принимали неоднозначные решения. Сейчас же мы начнем использовать стратегический подход и внимательно изучим те области, в которых можем прибавить.
Вопрос: Вероятно, в ближайшее время в Формуле 1 вновь вернутся к обсуждению, какой должна быть силовая установка?
Тото Вольфф: Мы можем обсуждать это до тех пор, пока у нас есть общее долгосрочное видение ситуации. Мы не можем принимать определенные решения, а затем через год объявлять их устаревшими. Подобный подход не сработает с нами и другими командами.
Разумеется, если говорить о двигателе, то речь идет о том, каким он будет после 2020 года. Что мы хотим? Больше мощности, громче звук или нам вообще нужен электромотор? Мы будем обсуждать, какой из вариантов лучше соответствует духу Формулы 1, но для начала необходимо выработать общее видение ситуации.
Вопрос: Возможен ли возврат Формулы 1 к атмосферным двигателям?
Тото Вольфф: Нет, ведь Формула 1 – это новейшие технологии. Конечно, в первую очередь, это борьба гонщиков, но многие решения, которые изначально были представлены в чемпионате, позднее появились и в дорожных автомобилях. Формула 1 – самая быстрая лаборатория по испытанию новых технологий, и мы не должны от этого отказываться.
Необходимо понять, за счет чего можно поднять мощность нынешних силовых установок и сделать машины быстрее. И если это означает, что через десять-пятнадцать лет придется перейти на электромоторы, поскольку это будут самые мощные силовые установки, значит, нам надо работать в этом направлении. Однако я также сторонник звука двигателя, поскольку в автоспорте он производит серьезный эффект на зрителей.
Вопрос: Может, для увеличения громкости стоит поставить на машину усилитель звука?
Тото Вольфф: Нет, мы не можем продавать зрителям усилитель звука, это будет уже не Формула 1. При введении гибридных силовых установок ошибка была в том, что инженеры не учли ее громкость. Это ошибка, которую мы больше не должны повторить.
Вопрос: Вы часто говорите о долгосрочных перспективах, но ваш контракт истекает в конце года. Что это значит для Mercedes?
Тото Вольфф: Это значит то, что я должен продолжать работать в свое удовольствие. Когда утром я прихожу на базу в Брэкли, то занимаюсь тем, что мне нравится. У меня прекрасные отношения с Советом директоров, в моем подчинении много сотрудников, у которых я постоянно чему-то учусь – мне это нравится. Исходя из моих слов, вы можете предположить, что я еще какое-то время продолжу занимать свой пост.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что решения, которые будут приняты в будущем, лишат Mercedes преимущества?
Тото Вольфф: Если бы я был по другую сторону баррикад, я бы действовал именно так, поскольку мне нужны были бы новые победители и неожиданные результаты. Однако я работаю на Mercedes и моя задача – развивать команду, чтобы мы оставались конкурентоспособными. Мы уже выиграли три титула, но нет никаких гарантий, что так будет продолжаться и дальше. Я всегда настроен скептически, но уверен в команде.