В беседе с журналистами официального сайта чемпионата руководитель McLaren Зак Браун обсудил ситуацию в команде перед началом сезона и изменения в руководстве Формулы 1...
Вопрос: Зак, вы работаете в McLaren меньше 100 дней, но что вы узнали об управлении командой за это время?
Зак Браун: Я постоянно учусь, от каждого из сотрудников, с кем я впервые встречаюсь, я узнаю что-то новое. Я поражен широтой и глубиной знаний всех, кто работает в McLaren Technology Centre.
Но представьте себе, я кое-что узнал и о себе. Когда я согласился на работу в McLaren, у меня было несколько других предложений. Я говорю не только о высокопоставленных должностях, которые мне прочили в прессе – я рассматривал и другие варианты. Но сердцем я всегда склонялся к McLaren.
И за то небольшое время, что я здесь работаю, я ни разу не усомнился в правильности своего решения. Почему? Потому что я гонщик, и гонки – это часть моей жизни, а работа в McLaren дала мне возможность ещё лучше это понять.
Вот пример. Недавно я шёл из своего кабинета в ресторан для сотрудников и остановился у машин, мимо которых проходил: это бывшие машины Ники Лауды, Алена Проста, Айртона Сенны, Мики Хаккинена, Льюиса Хэмилтона и так далее – и всё это чемпионские машины. От этого у меня мурашки пробегают по спине. Моё внимание больше всех привлекли бывшие машины Айртона и Мики. Наряду с Марио Андретти и Найджелом Мэнселлом – я всегда восхищался этими парнями.
Вопрос: У McLaren позади два сложных сезона. Что придает вам уверенности в том, что теперь неудачи закончатся? Шасси и силовая установка на этот раз помогут приблизиться к цели?
Зак Браун: Я постоянно общаюсь с Джонатаном Нилом и Эриком Булье, а также с нашими инженерами, занимающими руководящие посты. Обойдёмся без прогнозов, но всё говорит о том, что наши парни отлично выполнили свою работу, если говорить о целях, к которым мы стремились в условиях нового регламента.
Кроме того, не будем забывать, что Honda – это отличные мотористы. Ни одна компания в мире не производит больше двигателей, чем Honda. И их инженеры очень много знают о турбомоторах.
Два предыдущих сезона нас многому научили, мы понимаем, что и в 2017-м мы не сможем бороться за лидерство, но мы очень серьёзно работаем и видим прогресс. В 2015-м мы закончили сезон на скромной девятой позиции в Кубке конструкторов, спустя год поднялись на шестую. Мы знаем, что в итоге обязательно победим, но не спрашивайте меня о прогнозах – я не знаю, когда это произойдет. Но как я сказал, мы прогрессируем, а это важно.
Вопрос: В этом году у вас очень интересный состав. Фернандо Алонсо – двукратный чемпион, который иногда бывает разочарован, и голодный до успехов дебютант Стоффель Вандорн – он уже ярко проявил себя в прошлом году, когда заменил испанца. Кто окажется сильнее – опытный или молодой гонщик?
Зак Браун: Прежде всего, я хочу вас поправить: я не считаю, что Фернандо разочарован. Я ещё мало его знаю, но несколько раз с ним встречался и общался по телефону, так что могу сказать, что он очень мотивирован. Хотя в прошлом году наша машина уступала в скорости, он провёл несколько удивительных гонок. Скажу честно: я считаю его лучшим гонщиком в мире. Точка.
Учитывая это, Стоффеля ждет непростой сезон, но он успешно с этим справится. Наши персональные тренеры говорят мне, что считают его одним из наиболее подготовленных гонщиков, которые когда-либо у нас работали. Он невероятно сосредоточен и целеустремлён. Кроме того, он очень умён – ему никогда не нужно ничего повторять дважды.
В прошлом году он потрясающе дебютировал в Гран При Бахрейна – опередил Дженсона Баттона в квалификации и в гонке, хотя у него почти не было времени подготовиться к уик-энду. По сути, он приехал в Бахрейн в пятницу утром, после длинного перелета из Японии с пересадкой в Дубае. Мне кажется, Стоффель многих удивит. Это потрясающий гонщик.
Вопрос: Формула 1 готовится к интереснейшему сезону, и дело не только в новом регламенте, но и в смене владельцев. Какие чувства вызвали у вас эти новости? Вы не так давно возглавили McLaren и не испытали на себе метод кнута и пряника Берни Экклстоуна?
Зак Браун: Возможно, я и новичок в McLaren, но не новичок в Формуле 1, я отлично знаю методы Экклстоуна!
Я хорошо знаком с Берни и глубоко его уважаю. Он превратил безрассудное времяпровождение нескольких гонщиков, встречавшихся пять-шесть раз в году сразу после Второй мировой войны в глобальное спортивное событие, каким стала Формула 1 сегодня. То, что он сделал – это непревзойденный вклад человека в этот спорт. Все мы должны быть ему очень благодарны.
Я не представляю себе, чтобы он ушёл в отставку – он не из таких людей – поэтому мне, как и всем остальным, любопытно, что он будет делать в ближайшие несколько лет. Но я готов поспорить, что он не будет подстригать розы в своём саду или смотреть на диване телевикторины. Послушайте, на прошлой неделе он был на горнолыжном курорте Китцбюэль с его молодой женой Фабианой. В 86 лет! Уважаю.
Вопрос: Liberty Media – американский медиахолдинг. И хотя Формула 1 – чемпионат мира, у неё крепкие европейские традиции. Вы американец, но вам удалось освоиться в этой обстановке – с какими сложностями вы столкнулись? В Америке управляют спортом не так, как в Европе…
Зак Браун: Хороший вопрос. Я американец и горжусь этим – я родился в США, в Лос-Анджелесе. Но теперь я живу в местечке Оксшот в графстве Суррей, в 20 минутах на машине от McLaren Technology Centre в Уокинге, и мне это нравится. Великобритания давно стала домом для меня и моей семьи, и хотя я часто езжу в командировки, теперь я живу в Англии. Впрочем, я до сих пор не привык к пасте Мармайт и предпочитаю холодное пиво!
Если серьезно, люди из Liberty Media – профессионалы мирового уровня. Они не из тех, кто испугается того, что основные игроки приобретенного ими спорта, находятся в Европе. Им не надо этого бояться. Чейз Кэри, назначенный в Liberty Media на должность исполнительного директора Формулы 1 – умный человек. И он уже нанял двух еще более умных людей – отлично знакомый мне Шон Братчес стал коммерческим директором, а Росс Браун – человек, которому не чужда европейская культура Формулы 1 – получил должность спортивного директора.
Наконец, хотя Берни взял курс на Ближний восток и Азию, где всё прошло великолепно – теперь мы выступаем в Бахрейне, Абу-Даби, Азербайджане, Китае, Малайзии, Сингапуре и Японии – нам нельзя забывать о США. Я считаю, что США – это что-то вроде неизведанной территории для Формулы 1 в плане привлечения болельщиков, а также с коммерческой точки зрения. В Liberty Media займутся этой проблемой, будучи американцем я очень хочу, чтобы McLaren заняла лидирующие позиции в привлечении болельщиков и спонсоров. И разумеется, нам нужен ещё один Гран При в США – было бы здорово провести гонку в Нью-Йорке, Майями или Лас-Вегасе.
Вопрос: Вы специалист по маркетингу. Каков ваш маркетинговый план для Формулы 1?
Зак Браун: Ха-ха-ха! Если вы думаете, что я расскажу вам всю свою философию в области маркетинга, то вы ошибаетесь! Команды Формулы 1 берегут свои коммерческие и маркетинговые тайны так же внимательно, как конфиденциальные разработки в области инженерии и механики – и правильно делают.
Но я с удовольствием с вами поделюсь следующим – мы в McLaren считаем вовлечение болельщиков одним из важнейших аспектов современного маркетинга. Без зрителей на трибунах или дома на диване перед телевизором или, что последнее время встречается чаще – со своими iPad и iPhone, Формула 1 не существовала бы. Мы должны это помнить.
Самым крупным за последние несколько лет изменением в спортивном маркетинге стало появление и распространение среди болельщиков социальных сетей и цифровых средств массовой информации. Цифровые платформы и аккаунты McLaren в социальных сетях очень популярны, успешны и активно используются. Сейчас у нас около семи миллионов подписчиков. Я активно использую социальные сети – то же самое делают Эрик, Фернандо и Стоффель. Это важно и интересно.
Я твердо верю, что болельщики McLaren – лучшие в мире. Последние несколько сезонов немного их расстроили, и я это понимаю, но они всё равно преданы команде. И знаете что, мы их за это вознаграждаем – буквально на прошлой неделе мы пригласили человек 20 самых лояльных болельщиков McLaren на нашу базу, и я встретился со всеми. Я тоже слежу за каждым из них в Twitter. Они встретились со Стоффелем – и каждый из них получил возможность побороться с ним на нашем небольшом симуляторе на трассе в Монако. Разумеется, Стоффель оказался самым быстрым – этого можно было ожидать, но некоторые болельщики почти не уступали ему в скорости. Мы были рады их пригласить и сделаем это снова.
Вопрос: В Liberty Media объявили, что Формулой 1 будут руководить три человека. В McLaren немного скромнее – там два руководителя: вы и Джонатан Нил. Времена единоличного руководства подошли к концу? Формула 1 стала слишком сложной для одного человека?
Зак Браун: Мы с Джонатаном уже создали отличные рабочие отношения, и, говоря вашими словами, наша модель руководства из двух человек отлично работает. Но не забывайте, что мы подчиняемся исполнительному комитету компании, куда входит шейх Мохаммед из бахрейнского инвестиционного фонда Mumtalakat Holding Company и Мансур Оджей из TAG Holdings.
Сейчас в McLaren работают 3300 человек. Большинство из них – в McLaren Automotive под руководством Майка Флевитта, они мне не подчиняются. Сейчас они создают один из лучших спорткаров в современном мире. Примерно 1000 человек работают в McLaren Racing, McLaren Marketing и McLaren Applied Technologies. Я не так давно работаю с ними, но за это время они поразили меня своей страстью и преданностью.
Следовательно, ваш вопрос некорректен, в компании есть отличные лидеры, у нас прекрасные сотрудники на всех должностях. Я отвечу на ваш вопрос так: спорт всегда был слишком сложным для одного человека, и Формула 1 всегда была командным видом спорта, она такая сейчас и такой будет всегда. И у нас отличная команда.
Вопрос: Сейчас можно только гадать, кто в 2017 году окажется в лидерах, а кто – нет. Какой итог сезона вам бы понравился?
Зак Браун: Я буду доволен, если мы продолжим прогрессировать на трассе и за её пределами, в техническом и коммерческом плане. И так и будет.