В январе, покинув Williams, Тото Вольфф приобрел значительный пакет акций дочерней компании концерна Daimler AG, Mercedes-Benz Grand Prix Ltd., став её исполнительным директором. В интервью официальному сайту чемпионата австрийский бизнесмен рассказал о своей роли в команде Формулы 1 и задачах, которые ему предстоит решать…
Вопрос: Ваш переход в Mercedes для многих стал сюрпризом: вы занимали важное место в Williams, а затем ушли в Mercedes. Как такое стало возможным?
Тото Вольфф: Всё произошло довольно быстро – за несколько недель из неформального обсуждения это превратилось в серьезные переговоры. Я мог заниматься чем-то одним и был предан Williams, но затем появилась возможность занять высокую должность в Mercedes, на которой буду отвечать не только за Формулу 1, но и за все спортивные программы компании, как это делал Норберт Хауг в последние 22 года. Я сказал себе, что такая возможность выпадает раз в двадцать лет.
Кроме того, принятие этого предложения означало возвращение к истокам, ведь я сотрудничал с Mercedes с 2005-го года. Я также имею отношение к компании HWA, которая готовит машины Mercedes для чемпионата DTM, поэтому часть работы, которую мне предстоит делать, я знаю. Я знаком с этими людьми, знаю их приверженность Формуле 1, так что для меня это была отличная возможность.
Вопрос: Когда начались переговоры с Mercedes?
Тото Вольфф: Незадолго до Рождества. Сначала это были беседы за чашкой кофе, ничего серьезного. В итоге на переговоры ушло несколько недель. Парни из Daimler в деталях рассказали, чего от меня ждут, так что ещё на рождественских каникулах я понял, что уже работаю в Mercedes! (смеется)
Вопрос: Вам сразу понравилась идея работы в Mercedes, или им пришлось вас уговаривать?
Тото Вольфф: Идея мне понравилась сразу, ведь это фантастическая возможность участвовать не только в проекте мирового уровня, но и в Формуле 1. Я считал, что смогу оказаться полезным, но была проблема с Williams. Я проработал в команде последние три года, в прошлом году занимал различные руководящие должности, и сотрудники команды начали мне верить. Меня называли преемником Фрэнка Уильямса, на самом деле я никогда не планировал занять его должность, но должен был работать в команде.
Как сказать об этом Фрэнку? Это было действительно трудно. Я дал себе неделю, чтобы еще раз все обдумать, и после трех дней практически решил остаться в Williams. Мне нравятся все люди, которые работают в этой команде – от гоночной бригады до сотрудников маркетингового отдела и Фрэнка. Все они - часть моей большой семьи, поэтому было очень сложно сказать им, что я ухожу. Однако передо мной открывались огромные возможности. Я поговорил с Советом директоров, они пожелали мне удачи, наши отношения не пострадали. Первый комментарий Фрэнка, когда я ему сообщил о своем решении, был следующим: «Это интересно. Я сделал бы то же самое, если бы у меня была такая возможность!» Так я и оказался в Mercedes!
Вопрос: Что вы можете предложить команде? Формула 1 хотела бы долгосрочных отношений с Mercedes, но не исключено, что всё решат результаты…
Тото Вольфф: В Mercedes соблюдают свои обязательства и понимают, что в Формуле 1 необходимо терпение. Невозможно за несколько лет создать чемпионскую команду, но где мы находимся сейчас?
Этой зимой Росс Браун, вместе со всей командой, напряженно работал. В Mercedes много талантливых инженеров – за последние две недели я встречался со всеми. Может показаться, что прошло совсем немного времени, но у меня остались очень позитивные впечатления. Через несколько недель в Мельбурне, 16 марта в 5 часов вечера, мы узнаем, где находимся относительно соперников. К тому моменту я буду лучше знать структуру команды и пойму, в каких областях необходимы перемены.
Вопрос: Как вы считаете, почему в Mercedes выбрали именно вас?
Тото Вольфф: Несколько лет назад в Mercedes решили выступать в Формуле 1 заводской командой. Для них это был очень важный шаг – сменить роль с поставщика моторов на владельцев команды. В компании Mercedes работает 200 тысяч человек, оборот составляет 100 миллиардов евро. Принимая во внимание эти цифры, участие в Формуле 1 требует не слишком больших затрат, но притягивает внимание со стороны мировых СМИ.
Для этой работы они хотели найти человека, которого хорошо знают, и который был их партнером – это дает мне повод для гордости. Кто еще может сказать, что он – партнер Mercedes? Однако они хотели найти такого партнера, который стал бы совладельцем команды и разбирался в автоспорте. Мы довольно давно знаем и доверяем друг другу. Все это позволило мне получить эту работу.
Вопрос: Есть ощущение, что в Mercedes уверены в том, что находятся на пути к успеху, и именно поэтому вы стали акционером. Страх потерять деньги – один из признаков успешного инвестора?
Тото Вольфф: Конечно! (смеется) Они прекрасно знают, что я сделаю все возможное, чтобы добиться успеха, поскольку у меня нет права на ошибку. Мало того, что я взял на себя личный риск, покинув Williams, где мне нравилось работать, но есть и финансовая сторона вопроса. Мы доверяем друг другу, и я рад, что участвую в этом проекте.
Вопрос: Какова структура команды? Есть Ники Лауда, Росс Браун, вы…
Тото Вольфф: Структура менеджмента достаточно простая. Несколько недель назад в прессе появились различные предположения, из-за чего структура могла показаться запутанной, но на самом деле это не так. Ники – неисполнительный председатель совета директоров, он не занят на оперативной работе. Лауда – трехкратный чемпион мира, хороший переговорщик, поддерживает со всеми отношения. Он – очень прямой человек, говорит то, что думает. Ники – тот, кто приглядывает за командой, но у него не так много исполнительных функций.
Я вхожу в исполнительный Совет директоров, который управляет компанией. Большей частью я занимаюсь коммерческими вопросами, однако частично дублирую работу Росса Брауна.
Росс – руководитель гоночной команды, отвечающий за её работу. Ник Фрай остается исполнительным директором, у меня же двоякая роль – с одной стороны я представляю интересы Mercedes-Benz в качестве главы ее спортивного подразделения, с другой стороны – являюсь акционером команды и отношусь к её высшему руководству.
Вопрос: База команды находится в Брэкли, а Mercedes – в Штутгарте. Есть мнение, что именно из-за большого расстояния в последние три года команда не добилась результатов. По этой причине управление было перенесено в Брэкли?
Тото Вольфф: Да. Невозможно управлять британской командой, находясь в Германии. Разница не только в менталитете – она действительно очень большая (смеется) – важно физически находится вместе с командой.
Дистанционное управление компанией должным образом не работает, вопрос состоял в том, посвящаете все время управлению командой или нет. Если нет, вам необходимо нанимать руководителей на месте, но Mercedes не для этого пригласила меня на работу. Соглашение подразумевало, что я буду работать в Великобритании, выезжая на этапы Формулы 1 и DTM.
Вопрос: Иными словами, у вас будет такой же рабочий график, как и у вашего предшественника Норберта Хауга?
Тото Вольфф: Нет, я не буду совершать кругосветные путешествия, как это делал Норберт, в этом нет необходимости. Я приеду на все гонки Формулы 1 и на большинство этапов DTM.
Вопрос: Каковы ваши задачи на сезон 2013 года?
Тото Вольфф: Я могу сколько угодно говорить, что не принимал участие в создании машины 2013-го года и никак не могу повлиять на ее скорость, но это не имеет значения. Я в команде всего две недели, это тоже никого не волнует – я взял на себя ответственность, поэтому должен направить работу людей в нужном направлении. Если я почувствую, что ситуация складывается не так, как я хочу, я поменяю структуру, чтобы все работало.
Вопрос: Ваших полномочий достаточно, чтобы осуществить эти перемены?
Тото Вольфф: Полномочия – не проблема. Главное понять особенности структуры и принять правильные решения. Я не говорю, что собираюсь прямо сейчас всё изменить. В команде я представляю интересы Mercedes, но я и акционер, я сделаю все возможное, чтобы добиться успеха. Сначала я буду смотреть и слушать, а потом выскажу свое мнение и начну претворять его в жизнь.
Вопрос: Что вы можете сказать о гонщиках? В Williams вы обычно имели дела с новичками, но в Mercedes выступают опытные гонщики…
Тото Вольфф: У Mercedes два опытных пилота. Льюис Хэмилтон становился чемпионом мира в составе McLaren. Думаю, для него переход к нам – новый опыт, ведь ему предстоит работать в незнакомой команде.
Нико Росберг – один из ведущих пилотов. Всякий раз, когда машина позволяла, он был в числе лидеров. Я не настолько хорошо знаком с пилотами лично, но в последние несколько дней много общался с Льюисом. Могу сказать, нет ничего удивительного в том, что он добился таких результатов. Он – умный и невероятно талантливый гонщик, умеет работать с людьми, очень наблюдателен. На самом деле я наблюдал за Нико и Льюисом уже давно, потому что был менеджером гонщиков и занимался поставкой моторов для Формулы 3. Сейчас я стремлюсь установить с ними хорошие отношения.
Вопрос: Вы когда-нибудь просыпались ночью с мыслями: «Что я наделал? У меня была спокойная жизнь, а теперь сижу на пороховой бочке»?
Тото Вольфф: У меня была интересная жизнь, я занимался инвестициями. Сейчас же я управляю командой и, как вы выразились, сижу на пороховой бочке. Хорошая новость в том, что я никогда не берусь за то, в чём не уверен, что смогу это сделать. Я знаю, что у Mercedes высокие стандарты, они хотят стать ведущей командой, но если они не добьются успеха, тогда мне будет трудно оправдать свои действия.
Вопрос: Вы не позволите этому случиться?
Тото Вольфф: Нет, я сделаю все, чтобы реализовать поставленные цели.
Вопрос: Что должно произойти, чтобы вы назвали 2013-й год успешным?
Тото Вольфф: Я буду рад, если команда закончит сезон в первой четверке, сможет регулярно бороться в числе лидеров, и мы победим в DTM.
Вопрос: Многие говорят, что у Mercedes больше шансов победить в DTM, чем занять четвертое место в Кубке конструкторов в Формуле 1…
Тото Вольфф: Это ваши слова, не мои. Уверен, если мы встретимся через несколько лет, то ещё посмеемся над этим вопросом.