В прошлом году Sauber провела успешный сезон, заняв шестое место в Кубке конструкторов. Накануне начала нового сезона руководитель команды Мониша Кальтенборн рассказала о составе пилотов, ожиданиях от чемпионата и проблемах, которые предстоит решить перед 2014-м годом.
Вопрос: Похоже, после серьезного прогресса, которого добилась Sauber, в 2013-м все придется начинать сначала, пригласив двух новых гонщиков с разными стилями пилотирования. Как небольшая команда сможет разобраться с этим?
Мониша Кальтенборн: Это не такие кардинальные перемены по сравнению с прошлыми годами. Эстебана Гутьерреса мы хорошо знаем, так что отличия не такие большие. Мы не только следили за его карьерой и поддерживали его, мы эффективно работали с ним еще с тех пор, когда он был совсем молодым гонщиком, так что у нас есть преимущество перед теми, кто не знает всех особенностей своих новобранцев. Мы знаем сильные и слабые стороны Эстебана, видели его прогресс в последние годы. С другой стороны, он знает команду, знает, как она работает, и что мы от него ждем. Это совершенно другая ситуация, так что можно с уверенностью говорить, что мы знакомы друг с другом. Теперь он переходит в другое качество, став гонщиком основного состава команды - такого опыта у него пока нет.
Конечно, с Нико Хюлкенбергом ситуация совершенно другая, но и здесь у нас есть определенное преимущество, потому что он – опытный профессионал. Когда он только пришел к нам, мы поняли, что процесс его адаптации к команде пройдет намного быстрее, ведь обе стороны знают, чего хотят друг от друга, и просто должны найти общий язык. Так что, по сравнению с прошлыми годами, перемены не такие радикальные, как кажутся на первый взгляд.
Вопрос: В Sauber выступали многие талантливые молодые гонщики, которые затем ушли в другие команды. В других популярных видах спорта подобные переходы оплачиваются. На ваш взгляд, должно ли быть что-то подобное в Формуле 1?
Мониша Кальтенборн: Нет, я не поддержу подобную идею с точки зрения перспектив нашей команды. Мы предпочитаем самостоятельно развиваться, это дает возможность доработать машину до такого уровня, что гонщик сам захочет остаться с нами. Мы уже достигли того уровня, когда нам не надо активно заниматься поиском пилотов – все гонщики, которые выступали за нас, сами приходили в Sauber. Это уже немало, но сейчас предстоит сделать следующий шаг.
Вопрос: Небольшие команды могут позволить себе подписывать контракты с молодыми пилотами, у которых нет денег?
Мониша Кальтенборн: Для меня все дискуссии о «рента-драйверах» - беспочвенны. Мы видим, что многие партнеры или спонсоры поддерживают гонщиков с самого начала их карьеры. Хороший пример – Серхио Перес. Он был частью гоночной школы Escuderia Telmex. Эти люди поддерживали его с самого начала, поэтому вполне логично, что когда он дорос до вершины автоспорта, они пришли вместе с ним. В чемпионате много ведущих пилотов, которые привели в Ф1 своих партнеров, поддерживавших их с самого начала карьеры. Мы же не называем рента-драйверами гонщиков, выступающих в молодежных сериях: это нормально, когда у пилота есть спонсоры. Почему бы не распространить эти же стандарты на Формулу 1? Тогда у нас не будет подобных дискуссий.
Конечно, было бы хорошо, если бы в Формуле 1 также обратили внимание на уровень расходов - с этим надо что-то делать. На протяжении многих лет мы видим, насколько команды зависимы от экономической ситуации. И я говорю не только про маленькие команды, а про спорт в целом. В подобных условиях мы не можем ожидать, что всегда будем получать существенные выплаты от организаторов чемпионата. Мы должны найти способ реагировать на подобные изменения.
Вопрос: В 2013-м в чемпионате будут выступать больше новичков, чем в предыдущие годы. Одновременно с этим чемпионат покинули опытные гонщики, не имеющие финансовой поддержки. О чем это говорит?
Мониша Кальтенборн: Ситуация заставляет задуматься, если она действительно такая. Это не пошло бы на пользу чемпионату, потому что в Формуле 1 должны выступать лучшие гонщики, и вовсе не обязательно они должны оплачивать свои выступления. Давайте начистоту: молодые гонщики приходят в чемпионат не только потому, что у них есть деньги. В Формуле 1 всегда происходили изменения в составе пилотов, и никто не связывал это с деньгами. Любой, кто приходит в Формулу 1 - профессионал высочайшего уровня, но число вакансий в чемпионате ограничено, поэтому все команды ищут наилучшие варианты. Кто бы действовал иначе?
Вопрос: Пригласив Нико Хюлкенберга, вы получили гонщика с хорошим послужным списком. Что вы ждете от него в этом сезоне?
Мониша Кальтенборн: Мы ждем, что он продолжит показывать скорость, которая была у него в прошлом году. Он использовал шанс, который получил в Force India - это произвело на нас сильное впечатление. Именно этого порой не хватало нашей команде. У Нико мы видим сильные стороны, которые позволят использовать потенциал машины. В прошлом году мы неоднократно слышали, что у Sauber огромный потенциал, однако не смогли его в полной мере реализовать. Мы ждем, что Нико поможет нам это сделать и благодаря своему опыту будет задавать инженерам направление работы.
Вопрос: Новичок Эстебан Гутьеррес заменит Камуи Кобаяши. Камуи проявил изобретательность, организовав в Интернете кампанию по сбору средств. Вы были удивлены, что самый успешный японский гонщик в истории Формулы 1 не смог найти спонсоров?
Мониша Кальтенборн: Да, для меня это стало сюрпризом. Когда Камуи пришел к нам, у него не было спонсорской поддержки, однако мы поверили в его талант – это оказалось правильным шагом. Он провел несколько ярких гонок за Sauber, его подиум в Сузуке был очень эмоциональным, я никогда не видела, чтобы толпа так приветствовала пилота. Камуи – отличный командный игрок, он многое сделал для укрепления командного духа, поэтому было удивительно, что такой человек не смог найти поддержку в Японии, где так сильно любят автоспорт. Это еще одно предостережение, свидетельствующее о том, что мы должны что-то изменить. Однако я хочу уточнить: мы не давали Камуи никаких обещаний относительно сезона 2013-го года.
Вопрос: Прошлый сезон получился удачным для Sauber. Сможет ли команда повторить этот результат?
Мониша Кальтенборн: Надеюсь. Более того, я надеюсь, что мы добьемся большего. Прежде всего наши надежды связаны с новой машиной. За основу мы взяли прошлогоднюю С31 и сосредоточились на устранении ее слабых мест. Во-вторых, у нас очень стабильный коллектив - это очень важно. Плюс у нас есть два пилота, которые, как мы думаем, позволят реализовать потенциал Sauber. Мы хорошо подготовились!
Вопрос: Многие команды отмечают, что этот сезон является, по сути, переходным, когда необходимо уделять внимание модернизации нынешней машины, но при этом работать над совершенно другим проектом 2014-го года. Какова ситуация в Sauber?
Мониша Кальтенборн: Как и большинство команд, мы уже начали работу над машиной образца 2014-го года. Учитывая ограничения, которые у нас есть, мы столкнулись с трудной задачей распределения ресурсов: с одной стороны, надо заниматься доводкой С32, чтобы оставаться на конкурентоспособном уровне, с другой, надо разрабатывать новую машину. Задача состоит в том, чтобы понять, какую часть ресурсов, людских и финансовых, вы должны направить на тот или иной проект, и когда это надо сделать.
Вопрос: У вас есть план на случай, если результаты не будут соответствовать вашим ожиданиям? В какой момент надо будет отказаться от работы с нынешней машиной, чтобы сосредоточить усилия на подготовке к 2014-му году?
Мониша Кальтенборн: Нет, частная команда не может себе это позволить. На наше будущее повлияют результаты этого года. Нет оснований думать, что мы не будем конкурентоспособными. Я считаю, что благодаря стабильности регламента мы сможем сократить отставание от лидеров. Это должно нам дать преимущество.
Вопрос: Многие считают, что из-за новых двигателей и всего остального 2014-й год очень дорого обойдется командам. Вас это пугает?
Мониша Кальтенборн: Не сильно. (смеется) Я уверена, что в 2014-м многое будет зависеть от моторов и коробок передач, а не от шасси. Если вспомнить, с чего мы начали работать над техническим регламентом, и посмотреть на то, к чему мы пришли, то видно, что реализация многих идей пока была отложена – и это разумно. Однако продолжаются дискуссии о моторах и коробках передач, и я думаю, это станет решающим фактором в следующем сезоне. Чей силовой агрегат в сочетании с трансмиссией окажется лучше, тот и получит преимущество. Но ситуация непростая.
Если говорить о расходах, то больше всего придется потратить на двигатель, поэтому поставщики моторов должны задуматься над тем, что они хотят получить от спорта. Они хотят, чтобы у них покупали двигатели или нет? Если не хотят, то в итоге в чемпионате останутся три-четыре команды. Даже если эти команды выставят на старт по пять-шесть машин, они смогут получить от Формулы 1 такую же прибыль, как сейчас. Я говорю не только про финансовые выгоды, но и про имидж. На поставщиках моторов лежит определенная ответственность, но они также получают от этого выгоду.
Вопрос: Думаете, производители моторов понимают это?
Мониша Кальтенборн: Я не знаю, но это не моя проблема.
Вопрос: Какие у вас три пожелания на 2013-й год?
Мониша Кальтенборн: Я хочу, чтобы мы провели успешный год, продолжили развивать бренд Sauber и продолжили использовать наши ноу-хау в других сферах бизнеса.