FIA vs Minardi : Хронология Скандала в Мельбурне...

Д.Бухаров 2005

Противостояние босса беднейшей команды чемпионата и FIA стало достоянием общественности в Мельбурне, но все началось гораздо раньше - в сентябре прошлого года, когда в преддверии Гран При Китая 2004 Пол Стоддарт обратился к командам с просьбой разрешить его машинам провести несколько дебютных гонок сезона 2005, пока не будут готовы машины, соответствующие новому регламенту. Договор Согласия, в принципе, допускает подобное при единодушном согласии команд.

Тут Стоддарт допустил свою первую ошибку, применив пункты коммерческого договора к техническому регламенту. В ответ FIA отправила конфиденциальный факс Стоддарту, который быстро стал достоянием общественности - Minardi может выставить в гонку старые машины при соблюдении двух условий: оставшиеся девять команд поставят свои подписи под разрешением и машины будут соответствовать новым требованиям к безопасности Гран При.

Разрешение Minardi

Та самая бумага, разрешающая Minardi стартовать на прошлогодних машинах. Без подписи Ferrari и Jordan...

Уже в Бразилии на прошении Стоддарта было восемь подписей - представители BAR, McLaren, Williams, Renault, Sauber, Jaguar, Toyota и Jordan формально не возражали против участия прошлогодних Minardi в гонке. В межсезонье, через процедуру ликвидации, сменилась власть в BAR, Red Bull выкупил Jaguar, а Midland - Jordan. За три месяца Стоддарт потерял трех союзников, три из восьми подписей под разрешением.

В конце января Ferrari покинула нестройную компанию остальных команд, продлив Договор Согласия с FIA и FOM, в ответ Пол Стоддарт написал письмо, выразив свою озабоченность будущим Формулы 1 и почти сразу, в прямом эфире мельнбурнского радио, заявил о том, что новый регламент принят с нарушением процедуры о вообще - голосование по факсу не имеет юридической силы. Там же Пол пригрозил FIA судом, в случае недопуска старых машин: "Я хотел бы видеть лицо тех, кто нам помешает..." Тут Пол допустил вторую ошибку, пообещав ни при каких условиях не ставить под угрозу национальный этап, ибо Гран При Австралии - дело святое!

В четверг Minardi выставили в боксах свои прошлогодние машины, украшенные в числе прочих логотипами JVC, Puma, Trust - компаний, заплативших в сумме 12 миллионов долларов. Пол Стоддарт заявил прессе, что общался с представителями своих спонсоров и они знают о сложившейся ситуации, хотя еще в среду Жан Тодт отказал Стоддарту в автографе под прошением. Стало ясно - единодушного одобрения команд уже не будет, а позиция Ferrari достаточно принципиальна - уговорами тут не поможешь...

Пол Стоддарт: "Вчера я звонил Жану и он сказал, что не собирается подписывать разрешение просто потому, что в последние три месяца я нелестно отзывался о его команде. Потом, сославшись на занятость, он отключил телефон и сегодня я хочу продолжить наш разговор в гостинице, где остановился Тодт. Надеюсь мои аргументы окажутся достаточно вескими, завтра я предъявлю FIA единодушное разрешение команд и мы начнем подготовку к гонке".

Рецепция гостиницы, где остановился Тодт соединять кого-либо со своим клиентом отказывалась. Технические эксперты FIA в пятницу утром проверили Minardi, сообщив прессе, что машины новому регламенту не соответствуют, но по поводу безопасности претензий нет. Тут Стоддарт проговорился в третий раз - журналисты таки вытащили из него признание - Minardi все же привезла новую аэродинамику в Мельбурн, но из-за плохой погоды на зимних тестах ее так и не удалось проверить.

Тут же свою подпись отозвала команда Red Bull, сославшись на то, что прошлый автограф был поставлен представитель Jaguar, а это была другая команда и вообще - регламент нужно уважать. Чуть позже к Red Bull присоединился и Jordan. Единодушия не получилось, стюарды Гран При Австралии объявляют машины несоответствующими регламенту и не допускают их к свободным заездам.

Получасом позже Стоддарт соврал журналистам, пытаясь оправдать свои слова по поводу наличия новых аэродинамических элементов, но слово уже вылетело...

Пол Стоддарт: "Да, у нас есть новая аэродинамика, но ее просто не хватит на две машины, не можем же мы выпускать своих гонщиков по очереди. Аэродинамические элементы по регламенту 2005 года не обдувались в аэродинамической трубе, мы опробовали их на тестах и машина попала в аварию, я просто не готов выпускать такую машину на трассу. Наш мотор не выдержит дистанцию двух Гран При, да и за гонщиков мне обидно. В это воскресенье они могут принять участие в своем первом Гран При, этого события они ждали всю жизнь..."

После начала свободных заездов боксы Minardi закрыли, а Пол Стоддарт неожиданно отправился к подиуму с бутылкой шампанского, приветствуя зрителей. Запрет стюардов кончался строчкой о том, что босс Minardi может обжаловать решение в установленном порядке, что и было сделано - в Верховный Суд штата Виктория поступило заявление Пола Стоддарта и судья приостановил решение стюардов до заседания, намеченного на 14.15 местного времени в субботу, 5 марта. Формально слушанья должны были начаться через 15 минут после окончания субботней квалификации с участием представителей FIA и всех остальных команд. Сразу после этого Стоддарт в очередной раз обратился к журналистам...

Пол Стоддарт

Все шло к тому, что в субботу Minardi все же появятся на трассе, проедут свободную практику и первую квалификацию, а потом представители сторон отправятся в суд, где и решится вопрос с участием команды в воскресных мероприятиях. Однако вечером того же дня Стоддарт неожиданно забрал свое заявление и приказал механикам привести машины в соответствие регламенту. Стороны до поры до времени воздерживались от комментариев, а потом Пол снова собрал журналистов...

Пол Стоддарт: "Знаете, это больше похоже на шантаж, чем на попытку вести диалог. Президент FIA угрожал отменой этапа из-за рядового юридического вопроса с участием слабейшей команды и разумеется, я отозвал свой иск. Я испытываю отвращения к подобным методам...

Формула 1 стоит перед угрозой разрушения и раны настолько глубоки, что сами по себе уже не заживут. Бой Мосли с автопроизводителями приведет к расколу чемпионата, как это когда-то произошло в Америке с CART. Крупные автомобильные компании ставят перед собой очень конкретные цели и пойдут по пути наименьшего сопротивления, а FIA при малейшем сопротивлении готова на крайности, лишь бы не нарушать свою авторитарность.

Мое обращение в суд на действия стюардов Гран При Австралии могло доказать неправомерность принятия нового регламента, показать слабость FIA и только поэтому Макс пригрозил отменой Гран При, если я не отзову свой иск".

В ответ FIA оперативно раздала командам и выложила на своем сайте официальное заявление по поводу будущего автоспорта в Австралии...

Пресс-центр FIA. Об автоспорте в Австралии...

"Вчера в Мельбурне судья отменил решение стюардов, запрещающее двум машинах участвовать в свободных заездах из-за несоответствия действующему регламенту. Впоследствии команда отозвала свой иск и привела машины в соответствие с регламентом. Стюарды Гран При Австралии и FIA не получали никаких уведомлений о предстоящих слушаниях по делу и не могли бы на них присутствовать, поскольку они были намечены на 14.15 местного времени.

Очевидно, воспользовавшись проведением соревнований, судья решил нарушить принятые правила разбора дела в суде, рассмотрев его в отсутствие одной из сторон. Если австралийские законы и процедуры действительно позволяют судьям действовать таким образом, то Мировой Спортивный Совет должен решить вопрос о целесообразности проведения каких-либо гоночных мероприятий в Австралии".

Почти сразу к прессе обратились опубликовали организаторы этапа: "Проблемы, поднятые в пресс-релизе FIA затрагивают отношения хозяев чемпионат с владельцами трасс по всему миру и наш представитель поднимет этот вопрос на заседании Всемирного совета по автоспорту, которое пройдет в этом месяце. Этот спорт живет по своим правилам, но они не могут противоречить тем законам, которые действуют на территории страны, принимающей у себя Гран При. Судебная система Австралии очень похожа на таковые в других демократических странах, президент FIA должен отдавать себе в этом отчет, выпуская подобные заявления".

В результате обе Minardi были приведены в соответствием регламенту и участвовали в остальных мероприятиях уик-энда, Кристиан Алберс сошел в гонке из-за проблем с коробкой передач, а Патрик Фризахер финишировал 17-м, отстав от лидера на четыре круга. Но точку в этой истории ставить рано...

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё