Взгляд со стороны - это всегда интересно, особенно если речь идёт о мнении авторитетного эксперта. В этом интервью комментатор ITV Джеймс Аллен отвечает на вопросы читателей британского F1Racing…
Ханс Сиберг, главный редактор F1Racing: «Мы беседуем с Алленом в моторхоуме Honda, в дни проведения Гран При Бразилии - его последней, в новейшей истории, гонке в качестве комментатора. Джеймс - дружелюбный и открытый парень, и опытный эксперт, он комментирует гонки с 2001 года и когда-то сменил легендарного Марри Уокера, неизбежно став объектом для критики, особенно среди интернет-сообщества. Джеймс перебирает вопросы, я возражаю: "Даже Флавио Бриаторе этого не делал", Аллен отшучивается: "Просто, я не хочу застрелиться на первом вопросе"...»
Вопрос: Сложно ли было заменить Марри Уокера?
Джеймс Аллен: Конечно, ведь голос Марри ассоциируется с успехами британских гонщиков в Формуле 1, с Найджелом Мэнселлом и Деймоном Хиллом. Он был частью национального самосознания, и я пытался следовать тем же путём. Он передал мне микрофон и дал два совета: будь самостоятельным и помни, что итальянский гимн состоит из двух частей, главное - не начать говорить, пока он не закончился.
Вопрос: У кого вы взяли самое интересное интервью?
Джеймс Аллен: У Михаэля Шумахера, на тестах в Муджелло, в 1998-м. Это был первый раз, когда он заговорил об инциденте с Жаком Вильневом в Хересе'97. В тот день я увидел Михаэля открытым, честным и скромным парнем.
Вопрос: Какова идеальная гонка для комментатора?
Джеймс Аллен: Множество обгонов, удавшиеся эксперименты со стратегией... и несколько капель дождя за десять кругов до финиша.
Вопрос: Формула 1 выигрывает от присутствия спорных фигур, вроде Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона?
Джеймс Аллен: Вы должны помнить, что Формула 1 - это спорт, в котором гонщики невероятно мотивированы на победу, а чтобы победить, нужно вести борьбу на грани допустимого. Шумахер несколько раз пересекал эту грань, не думаю, что это уже можно сказать про Хэмилтона, но пару раз он подходил очень близко. Я горячо поддерживаю мнение, что спорт не строит характеры, а показывает их.
Вопрос: Вы думаете, что внесли положительный вклад в этот спорт, подписав контракт комментатора? Если так, что вы чувствовали, став объектом для критики болельщиков?
Джеймс Аллен: Я сменил Марри на посту комментатора в тот момент, когда появился интернет, и болельщики смогли высказывать свое мнение на форумах. Естественный процесс демократизации СМИ, у меня нет с этим никаких проблем. Всегда будут существовать радикальные элементы, но они не отражают настроения большинства - телеканал несколько раз исследовал общественное мнение. Универсального комментатора, удобного всем, просто не существует.
Вопрос: Как вы считаете, сегодня гонщики Формулы 1 достаточно доступны для болельщиков и зрителей?
Джеймс Аллен: Формула 1 уникальна, многие мечтают принадлежать к этому спорту, делая всё, чтобы проникнуть в боксы. С одной стороны это говорит о привлекательности чемпионата, с другой - ситуация иногда похожа на вечеринку, в которой с приходом гостей ставят дополнительные столы. Но, в большей степени эту политику определяет Берни - ничто не происходит случайно.
Вопрос: Назовите худший Гран При, который вам довелось комментировать…
Джеймс Аллен: Гонка в Валенсии, в 2008-м - это была тяжелая и утомительная работа. Ещё один пример - Австрия'02, когда Ferrari поменяла местами Баррикелло и Шумахера на финише. Правда, здесь были свои плюсы - Формула 1 и Ferrari извлекли важный урок из реакции болельщиков.
Вопрос: Кто бы победил в очном споре, Шумахер или Хэмилтон?
Джеймс Аллен: Единственный способ ответить на ваш вопрос - сравнить похожие этапы в их карьере. Если оценивать два последних сезона, то кажется, что Хэмилтон чуть лучше себя контролирует, несмотря на отдельные ошибки. Правда, два первых года в карьере Шумахера были сложнее, он выступал в одно время с Сенной, Простом и Мэнселлом, соперники были опытнее, чем сейчас у Хэмилтона, поэтому так Михаэль стремился к победе любой ценой.
Вопрос: Что бы услышали зрители, если бы с вами в комментаторской кабинке сидел Берни Экклстоун?
Джеймс Аллен: Это зависит от настроения Берни. Когда он весел, думаю, мы бы провели хороший эфир, если нет, то пришлось бы выкручиваться. В любом случае, это было бы интересно.
Вопрос: С кем бы вы хотели пообедать, с Райкконеном, или с Алонсо?
Джеймс Аллен: Хороший вопрос! С Кими не всегда легко, но у него есть чувство юмора, к тому же он - редкая индивидуальность, что не так часто встречается в нашем спорте. Мне всегда больше нравился характер Алонсо. У Фернандо свои сложности, но он очень умён, и, вероятно, мог бы составить хорошую компанию за обедом. Впрочем, если бы мы с Кими выпили лишнего, компания была бы не менее интересной.
Вопрос: Британские чемпионы - Мэнселл, Хилл или Хэмилтон, кто лучше?
Джеймс Аллен: Льюис ещё в самом начале своей карьеры. Деймон - фантастический парень, думаю, он бы первым признал, что у него нет столь яркого таланта, как у Мэнселла или Хэмилтона. Я хорошо знал Найджела, он уникален, а Льюис - он больше гонщик, он больше похож на Стирлинга Мосса, тогда как Мэнселл - воин на трассе. Кто из них более велик? Сегодня я скажу - Мэнселл, посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: Какая магия делает Формулу 1 столь уникальной и привлекательной для болельщиков?
Джеймс Аллен: Конкурентоспособность и непредсказуемость. Потом, у нас двадцать мощных машин с гонщиками, мечтающими о победе - как это может не нравиться?
Вопрос: Вы действительно считаете, что у FIA нет антипатии к McLaren?
Джеймс Аллен: Это сложный вопрос, рассматривая некоторые поступки федерации легко уйти от сути. На самом деле, руководство чемпионата не может быть предвзятым, иначе всё развалится, хотя совершенно очевидно - в McLaren должны соблюдать осторожность, ведь между Максом Мосли и Роном Деннисом существует определенная напряженность.
Вопрос: Как вы оцениваете прошлый сезон Фернандо Алонсо в McLaren?
Джеймс Аллен: Сезон действительно был сложным для Фернандо, который всю жизнь мечтал выступать за McLaren, за команду Сенны. Проблема в том, что команда подписала контракт с Льюисом, и он отлично начал сезон, пока Алонсо адаптировался к шинам Bridgestone. В McLaren позволили сбыться сказочному сценарию с Хэмилтоном, но Фернандо мог выиграть титул в 2007-м, если бы команда, в некоторых Гран При, выбрала для него более оптимальную стратегию. Думаю, он бы выиграл титул и в 2008-м, если бы выступал за McLaren.
Вопрос: Что заставляет вас смеяться в Формуле 1?
Джеймс Аллен: Себастьян Феттель часто устраивает веселье, буквально парализующее работу пресс-центра, у него талант. На пресс-конференции в этом году у него спросили, какую музыку он записал в iPod, и Себ, с серьёзным видом, начал рассказ о немецкой народной музыке.