Сезон 2013 года Формула 1 начала без Договора Согласия – основополагающего документа, определяющего права и обязанности трёх сторон – команд, FOM и FIA. Со всеми командами, кроме Marussia, Берни Экклстоун подписал частные соглашения, но переговоры с FIA зашли в тупик. Журналисты немецкого Auto Motor und Sport анализируют ситуацию и причины задержки.
Новый Договор Согласия собирались подписать в дни проведения Гран При Германии, теперь подписание отложено до конца августа. Что помешало?
Седьмой Договор Согласия (прежние были подписаны в 1981, 1987, 1992, 1997, 2004 и 2009) рождается в муках. После того, как в марте стартовал сезон, каждые четыре недели пресса сообщает, что он вот-вот будет подписан, но всякий раз что-то мешает.
Берни Экклстоун подписал с командами коммерческие соглашения, определяющие процент выплат призовых по итогам сезона, действительные до 2020 года. Эти соглашения подразумевают привилегии для шести команд – Ferrari, Red Bull Racing, McLaren, Mercedes, Williams и Lotus. Другие получают меньше – процент от той суммы, которая остаётся после выплат шести командам.
В Договоре Согласия говорится не только о финансах, он определяет права и обязанности. Раньше было так – Экклстоун занимается деньгами, FIA осуществляет спортивный и технический контроль, теперь Берни хочет большего. При поддержке нескольких команд он пытается снизить влияние FIA на составление регламента, и в процессе переговоров позиция уже несколько раз менялась. Сначала шесть команд настаивали на том, что они сами напишут правила, но потом выяснилось, что это нарушает закон о конкуренции.
Недавно спорная ситуация возникла с контролем за журналистами и фотографами. Экклстоун охотно взял бы всех под контроль, ведь сейчас FOM руководит только работой телевизионщиков. Печатная пресса опасается таких перемен, отстаивая свои права – сейчас журналисты получают аккредитацию в FIA. Впрочем, спор вокруг прессы больше похож на попытку затянуть подписание Договора. Эксперты считают, что сейчас у Берни нет желания закрыть вопрос – в целях самозащиты.
Подписание Договора Согласия станет предпосылкой для проведения IPO Формулы 1, а этот процесс очень хотели бы ускорить владельцы 35.1% акций чемпионата из фонда CVC, желая вернуть инвестиции. При этом проведение IPO без действующего Договора Согласия очень опасно, поскольку только он гарантирует выступление команд, по крайней мере, до 2020 года. В ином случае, если, к примеру, Mercedes захочет уйти, это негативно скажется на стоимости акций.
Ещё один фактор риска для потенциальных инвесторов – обвинение во взяточничестве, предъявленное Экклстоуну.
Впрочем, есть и другие причины, по которым Берни не слишком спешит. Он знает, что президент FIA Жан Тодт стремится получать от Формулы 1 по 40 миллионов евро в год – от команд и владельцев коммерческих прав. Сейчас платят только команды, и поступающих средств хватает только на покрытие издержек.
Новый источник финансирования помог бы Тодту поддерживать проекты федерации, к примеру – программу повышения безопасности дорожного движения. Тодту нужно реализовать эту реформу до выборов, ведь в сентябре он планирует выставить свою кандидатуру на второй срок. Он не хотел бы идти на выборы с пустыми руками, иначе его оппоненты используют в своих интересах неважное финансовое состояние федерации.
У Тодта уходит время. У CVC уходит время. Берни Экклстоун, по обыкновению, играет с огнём. Пока у него есть для этого время, но если в суде признают вину Экклстоуна, то в Mercedes, по внутренним стандартам компании, потребуют его ухода.
Акционеры из CVC в тупике. С одной стороны, Берни гарантирует им выгодные финансовые условия, с другой – мешает проведению IPO. К тому же, без Берни, сделавшего Формулу 1 машиной для печати денег, Формула 1 будет стоить вдвое меньше, чем с ним, кто бы ни стал его преемником.
Для Тодта обвинения в адрес Берни стали бы подарком, ускорив подписание Договора Согласия, а если Экклстоуна осудят, то можно оспорить и столетние права на телетрансляции, переданные FOM. В этом случае будет созвана Комиссия FIA по этике, и если она установит, что сделка была совершена с неуполномоченным лицом, она может быть расторгнута, что станет серьёзным ударом по CVC».