Бывший гонщик Формулы 1, а сегодня – комментатор Sky Sports Мартин Брандл подвел итоги первого Гран При сезона…
Мартин Брандл: Давайте сначала рассмотрим позитивные факторы. Австралийцы организовали ещё один отличный уик-энд, с многочисленными зрелищными мероприятиями, в итоге всё выглядело лучше, чем во время многих других Гран При, кроме, разве что, уик-энда в Сан-Паулу.
Новые молодые звезды Формулы 1 отлично справились со своей работой, продемонстрировав скорость, умение контролировать ситуацию и действовать агрессивно, когда это необходимо. Это не останется незамеченным их ровесниками, которые поймут, что пилоты их поколения достаточно хороши, чтобы и самим стремиться это доказать. Средний возраст гонщиков на стартовом поле в этом году достаточно низкий – около 27 лет.
Другой позитивный момент – прогресс Ferrari и тех, кто использует их моторы – в Мельбурне это была Sauber, а в будущем – Manor и Haas. Новый руководитель команды Ferrari Маурицио Аривабене впечатлил меня своей мотивацией и открытым подходом к работе. В Мельбурне его часто можно было увидеть в центре моторхоума, где он общался с гостями команды, не прячась в закрытых от публики помещениях.
Как и Флавио Бриаторе, он не слишком хорошо разбирается в машинах Формулы 1, но нанимает для этого других. Приятно было услышать от него не оправдания, а заявление о том, что Ferrari ставит перед собой цель догнать Mercedes.
Гонка получилась не самой зрелищной, и я вспомнил легендарного комментатора Марри Уокера – то, как он когда-то пожимал плечами в окне комментаторской кабинки во время рекламной паузы на ITV, показывая, что он не знает, что говорить дальше.
После того, как Валттери Боттас повредил спину, а Даниил Квят и Кевин Магнуссен сошли на круге выезда из боксов, в гонке участвовали только 15 машин.
Было неприятно видеть, как машины Manor неподвижно стоят в боксах. Формула 1 – это вершина автоспорта, а гонка – наша витрина для всего мира. Постройте машины должным образом на базе, опробуйте на тестах или на прямых аэродрома, а потом привозите на Гран При. Я не вижу никакого смысла в том, чтобы тащить через полмира оборудование и персонал сначала в Австралию, потом в Малайзию, чтобы просто поработать в боксах в рамках ограничений «комендантского часа».
Судя по тому, что я видел, у них не было никаких шансов выехать на трассу, не говоря уже о борьбе с соперниками. Кроме того, я почувствовал себя очень некомфортно, узнав, что они не расплатились с кредиторами, но рассчитывают на прошлогодние призовые. Нам нужно, чтобы гонщики боролись на трассе, нам нужны Давиды и Голиафы, а не попытки собрать машину на выездных Гран При.
Ситуацию в Sauber, где подписали контракты на две вакансии с тремя пилотами (или с четырьмя – Сутил тоже говорил, что у него есть контракт), нужно было решить до начала уик-энда в Мельбурне, чтобы избежать этой неприятной саги. У Гидо ван дер Гарде на руках были железные доказательства своей правоты, позволившие ему выиграть процессы против команды сначала в швейцарском суде, потом в австралийском, но я не обвиняю его в том, что он отстаивал свою правоту.
Из этой ситуации никто не вышел победителем, а юристы Sauber едва не создали ненужный судебный прецедент, утверждая, что гонщик с небольшим опытом может быть опасен для других пилотов и зрителей, ведь часто бывает так, что молодой пилот дебютирует в пятницу, а в воскресенье участвует в гонке.
По крайней мере, это дало нам повод для разговоров в пятницу, когда в большинстве команд экономили ресурс моторов, ведь в этом году их можно заменить только четыре раза за сезон. Такой будет особенность 2015-го и следующих лет. Многие закончат тем, что поставят пятый двигатель и откажутся выезжать в пятницу, к огорчению болельщиков.
Эти новые силовые установки созданы инженерами, они очень сложны, но слишком дороги. Сейчас я даже не говорю о звуке. В процессе написания правил производители забыли о финансовой ситуации клиентских команд, о необходимости сокращения затрат, о том, что стоит использовать большее число унифицированных элементов, чтобы борьба была более плотной. Этот поезд уже ушел.
Причины смены регламента на моторы в 2014-м понятны, но идея была неверно реализована. Они хотели удержать в чемпионате Mercedes и Renault, привлечь Honda и, будем надеяться, кого-то ещё, сохранить Формулу 1 на вершине автоспорта. Если бы через пять лет мы продолжали использовать атмосферные V8, то были бы похожи на динозавров. Сейчас каждый новый суперкар использует гибридные технологии, а скоро такими станут и серийные машины.
У маленького семейного автомобиля уже есть много вещей, которых нет в Формуле 1. Антиблокировочная система, контроль тяги, подушки безопасности. На спортивных машинах и даже некоторых внедорожниках есть активная аэродинамика и подвеска. Формула 1 находится между молотом и наковальней, пытаясь сочетать технологическое превосходство со зрелищностью, и пока справляется с этим не слишком хорошо.
Процесс принятия решений и правил в Формуле 1 громоздкий и сложный, команды получили возможность влиять на регламент, а это никогда не будет работать. Пусть правила пишет FIA, ведь команды руководствуются только своими интересами. Им с трудом удаётся управлять своим бизнесом, не говоря уже о Формуле 1 в целом.
Перейдём к Red Bull. Мне кажется лицемерием их желание ограничить скорость Mercedes после того, как они сами доминировали в течение четырёх лет. Звучит, как «Если я не могу выиграть, то я просто заберу мяч». В Mercedes посоветовали им собраться с силами и продолжить работу – это справедливое замечание, но ситуация несколько иная.
Red Bull Racing превосходила соперников в использовании «серых зон» регламента – выдувных диффузоров, сложном программном обеспечении двигателя, гибких антикрыльях, но всё это соперники могли скопировать, как скопировали двойные диффузоры Brawn GP. Но регламент на двигатели зафиксирован на несколько лет, хотя Ferrari и Honda пытаются это оспорить. Я понимаю недовольство Кристиана Хорнера, но его главная проблема – моторы Renault. Формула 1 очень подходит Red Bull, как и Red Bull Формуле 1.
В Мельбурне Формула 1 напоминала корабль без капитана – ни Берни Экклстоун, ни Жан Тодт не приехали в Австралию, там не было никого и из акционеров, а то, что мы увидели, развивалось несколько лет, поэтому нужно срочно что-то делать.
Закончим на позитивной ноте. Будем надеяться, что Валттери Боттас и Фернандо Алонсо выйдут на старт в Малайзии, что команды добьются прогресса, а в Manor сумеют запустить двигатели, что мы увидим удивительную гонку с неожиданной грозой и сумасшедшей концовкой. Тогда всё вновь будет прекрасно, по крайней мере, до Китая.
Мы должны с уважением относиться к доминированию Mercedes и гонщиков этой команды, но не терять веру в других. Мы будем следить за прогрессом McLaren Honda, хотя мне кажется, что они не очень скоро добьются прогресса.
Я всё ещё люблю Формулу 1, несмотря ни на что!