Руководитель команды Sauber Мониша Кальтенборн считает, что в современных условиях независимая команда не может заниматься одной лишь Формулой 1, и приходится думать о диверсификации бизнеса.
Вопрос: На что Sauber может рассчитывать в Монце, где многое зависит от мощности силовой установки?
Мониша Кальтенборн: Надо быть осторожным в прогнозах, ведь мы не знаем, чего смогут добиться другие команды, и какой из факторов окажется более значимым. Мы лишь знаем, на что способен наш двигатель, на что способна наша команда, но результат всегда зависит от того, как будут выступать другие. Очень сложно оценивать ситуацию.
Вопрос: Работа над новинками, предназначенными для Сингапура, идёт по плану?
Мониша Кальтенборн: Да, все по графику. Мы очень воодушевлены, ведь эта работа потребовала больших усилий, на неё было затрачено много времени. Конечно, отчасти всё это было продиктовано необходимостью, потому что нам не хватало скорости, но выглядит обновлённая машина неплохо, это уже хорошо.
Вопрос: Конечно, пока рано говорить о том, какой вклад успел внести Марк Смит в модернизацию вашей машины, но уже чувствуется его влияние на команду, если говорить об её инфраструктуре, методах работы, стратегии развития?
Мониша Кальтенборн: Да, и очень интересно за этим наблюдать, ведь он работал во многих командах, где практиковались разные подходы, поэтому умеет подмечать какие-то вещи, которые не видны нам самим. Дело не в том, что мы что-то делаем неправильно – просто у него свой подход, свой взгляд. Важно, что он помогает нам почувствовать уверенность, что мы движемся в верном направлении и выбрали верную концепцию развития. Он умеет сплачивать людей, объединять их усилия, но не надо ожидать от него чудес.
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали особенности своей работы на посту руководителя команды?
Мониша Кальтенборн: У неё есть две стороны. Во-первых, это во многом работа менеджера, исполнительного директора – как в любой компании любого профиля. Нужно решать непростые задачи, связанные с формированием бюджета, созданием коллективу необходимых условий для работы. Но это всё, наверное, не слишком увлекательно.
Вторая сторона – спортивный аспект. Тут я не могу указывать, что именно надо делать, как работать с машиной – этим занимаются специалисты. Но дело руководителя команды – объединять усилия всех сотрудников, причём в ситуациях, когда прессинг очень велик, и надо принимать решения очень быстро.
В современном мире работу необходимо строить совсем не так, как раньше. Сейчас, когда находить спонсоров всё сложнее, вы должны заниматься диверсификацией бизнеса, поэтому наша работа – не только гонки. Компания, которой вы руководите, должна быть вовлечена в разные виды деятельности. В наше время уже недостаточно заниматься одной Формулой 1 – в случае с частными командами такая модель больше не работает, если только у вас нет очень мощной финансовой поддержки.
Вопрос: И какими видами бизнеса вы занимаетесь?
Мониша Кальтенборн: Мы предоставляем услуги в области инжиниринга, выполняем заказы на аэродинамические исследования, т.е. в основном зарабатываем на коммерческих услугах в тех сферах, в которых являемся специалистами.
Вопрос: В чемпионате дебютирует Haas F1, у которой большой бюджет, и она очень тесно сотрудничает с Ferrari. Вас не беспокоит, что в следующем году вам придётся соревноваться с такой командой?
Мониша Кальтенборн: Нет.
Вопрос: Почему вас это не беспокоит?
Мониша Кальтенборн: А почему это меня должно беспокоить? Мы знаем наши сильные стороны, и я не согласна, что в рассуждениях о потенциале нашей команды всегда вспоминают только прошлый сезон. До этого мы выступали в Формуле 1 ещё 23 года. Можно, например, вспомнить, что в 2002-м Sauber заняла 4-е место в Кубке конструкторов. Так что никаких волнений нет, в Haas выбрали свой путь, и это хорошо, когда в чемпионате появляются новые команды.
Когда Sauber дебютировала в Формуле 1 в 1993 году, обстоятельства были другие, мы всё делали сами. Но они сделали другой выбор, и я не вижу причин, которые помешают нам развиваться и добиваться успехов. Скорее, нас волнуют другие команды, но не эта.
Вопрос: Может ли независимая команда, использующая клиентские моторы, претендовать на победу в чемпионате?
Мониша Кальтенборн: По-моему, в данных обстоятельствах добиться этого крайне трудно, хотя Red Bull это удалось, но её нельзя назвать типичной частной командой, в отличие от Sauber. В конечном итоге, всё зависит от финансирования. Если возможности силовых установок уравняются, то дело будет только в деньгах. Тогда, полагаю, это станет возможным.