Участники: Нико Росберг (Mercedes), Себастьян Феттель (Ferrari), Фелипе Масса (Williams), Карлос Сайнс (Toro Rosso), Маркус Эриксон (Sauber), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
Вопрос: Нико, начнем с вас. Примите поздравления – недавно вы стали отцом! Как рождение ребенка изменит вас лично, выбрали ли вы имя младенцу?
Нико Росберг: Да, это было невероятное событие, масса эмоций! Все матери в мире заслуживают искреннего уважения, а я по-настоящему счастлив!
Вопрос: В предстоящие недели вам наверняка придется спать меньше обычного, а если говорить о гонках, то уже три этапа подряд – при прежней и новой стартовой процедуре – вы теряли несколько мест на старте, чем заметно осложняли себе задачу. Как вы намерены исправить ситуацию, ведь в Монце, отрезок до первого поворота весьма протяженный, любая заминка на старте может обернуться катастрофой?
Нико Росберг: Да, в последнее время старты не были нашей сильной стороной. Мы активно работали над этим, добились прогресса, но как раз после двух неудачных стартов вступили в силу новые правила. Работа продолжается, мы понимаем, что нужно прибавить, и отдаем этому все силы.
Вопрос: Благодарю вас! Себастьян, в начале сотрудничества с Ferrari вы говорили, что сбылась ваша мечта, а теперь вы, гонщик Ferrari, приехали в Монцу, где будете выступать перед многочисленными болельщиками. Не могли бы вы описать то чувство гордости, ответственности, а также ожидания и эмоции, связанные с работой в итальянской команде?
Себастьян Феттель: Нет! Впрочем, всё-таки попытаюсь. Я слышал много теплых слов. Я не раз бывал в Монце, видел, с какой страстью здесь относятся к Ferrari, и мечтал стать частью этой команды. Если в воскресенье удастся подняться на подиум, надеюсь, меня уже не будут освистывать! В общем, есть множество причин с нетерпением ждать уик-энда. Мы неплохо проводим сезон, это наш домашний этап, а поскольку у меня самого в этом году домашней гонки нет, я буду считать таковой предстоящую – надеюсь, мы выступим удачно!
Вопрос: В Спа вы открыто выразили свои эмоции по поводу разрушения шины Pirelli. Ознакомившись с результатами расследования, что вы думаете о той ситуации?
Себастьян Феттель: Прежде всего, многое из написанного и пересказанного было не вполне корректным толкованием моих слов. По-моему, тогда я выразился предельно ясно. Главное, мы тщательным образом разобрались в проблеме, Pirelli открыто обсуждали с нами эту ситуацию, осталось удостовериться, что все извлекли необходимые уроки. Сейчас мы в Монце, есть множество причин с нетерпением ждать начала уик-энда.
Вопрос: Фелипе, в Williams подтвердили ваш контракт на 2016-й. В прошлом году в Монце вы финишировали третьим, а после нескольких лет работы в Ferrari у вас здесь немало болельщиков. Учитывая характеристики шасси Williams и параметры силовой установки, полагаю, вы рассчитываете в воскресенье подняться на более высокую ступеньку подиума?
Фелипе Масса: Конечно! Всегда мечтаешь о хорошем результате, о победе, а в Монце один из лучших подиумов – с него можно видеть, как вся стартовая прямая заполнена болельщиками. В прошлом году люди радовались моему подиуму, скандировали моё имя – это было приятно, я хочу снова пережить всё это и добиться большего, чем третье место. Отправляясь на стартовую решетку, ты думаешь о победе, о том, как сработать по максимуму – я выкладываюсь в каждой гонке и здесь постараюсь сделать всё, что в моих силах.
Вопрос: В квалификациях вы опережаете Валттери Боттаса со счетом 6:5, в предыдущих четырех гонках неизменно финишировали впереди и обошли его в личном зачете. Что позволяет вам выступать настолько сильно?
Фелипе Масса: В прошлом году мы с Валттери выступали очень конкурентоспособно, сражаясь друг с другом на протяжении всего сезона. Просто в нынешнем сезоне я стабильнее добиваюсь результатов. В прошлом году у меня было множество проблем, в гонках случались всякие неприятности, из-за которых не удавалось финишировать на тех местах, на которые я претендовал. Теперь удаётся стабильно зарабатывать очки и в большинстве гонок финишировать так, как я рассчитывал. Это хорошо, но впереди немало этапов, а гонщику всегда хочется большего.
Вопрос: Даниэль, вы родом из итальянской семьи, в свое время переехавшей в Австралию. Когда вы приезжаете в Монцу, в какой мере вы ощущаете себя итальянцем, и насколько приветливо встречали вас на многочисленных мероприятиях, в которых вам уже довелось принять участие?
Даниэль Риккардо: Здесь я начинаю активнее жестикулировать! Это происходит автоматически: стоит приехать в Италию, ты незаметно для себя начинаешь активнее использовать руки! Кстати, о чем был вопрос?
Вопрос: Насколько вы ощущаете себя итальянцем, и как встречали вас на различных спонсорских мероприятиях?
Даниэль Риккардо: Здесь всегда теплый приём, болельщики страстно влюблены в спорт и полны энергии, им нравится быть ближе к нам, делать фотографии. Подходить к паддоку по-своему здорово – там настоящая толпа… С точки зрения выражения болельщиками позитивных эмоций это самый фантастический вход в паддок во всем сезоне! Помню установочный круг в прошлом году – я как раз проехал второй Lesmo, когда над трассой пролетела ракета… Это уникально!
Вопрос: В нынешнем сезоне Red Bull Racing еще не доводилось лидировать в гонке, большую часть времени вы боролись за места с пятого по седьмое. Каковы цели на оставшуюся часть чемпионата, и что вы можете сказать о решении, принятом командой в отношении силовых установок на этот уик-энд?
Даниэль Риккардо: Мы с оптимизмом ждем завершающую часть сезона. Предыдущие две гонки сложились для нас удачнее прочих, мы гораздо лучше понимаем поведение машины, а шасси снова соответствует очень высокому уровню. Да, трасса в Монце не вполне подходит RB11, у нас будут штрафы, но это элемент стратегии – лучше отбыть наказание здесь, чем в Сингапуре, где мы должны быть заметно конкурентоспособнее. Постараемся хорошо сработать в воскресенье, подняться в пелотоне настолько высоко, насколько получится, а уже в Сингапуре будем бороться за подиум.
Вопрос: Маркус, вчера вам исполнилось 25 – поздравляем! В двух предыдущих гонках вы заработали очки, уже четыре этапа подряд стабильно опережаете напарника – похоже, вам постепенно удается собрать всё воедино?
Маркус Эриксон: Да, как вы заметили, в последнее время я прибавил, что очень приятно. Я работаю над собой, стараюсь скорректировать подход к уик-энду, концентрируясь на своих действиях, а не на действиях других. Приятно видеть, что всё это оборачивается результатами на трассе – нужно продолжать в том же духе и не расслабляться.
Вопрос: В Спа вступили в силу новые правила старта, для вас старт был не самым удачным. Что произошло на трассе, и каково ваше мнение о нововведениях?
Маркус Эриксон: По-моему, я стартовал неплохо – отыграл позицию, что уже хорошо. Новые правила не особо изменили ситуацию. Теперь чуть больше зависит от гонщика – как было у меня в GP2, а там я всегда стартовал уверенно, так что никаких проблем.
Вопрос: Карлос, а вам недавно исполнился 21 год. В этом сезоне вы шесть раз выходили в финал квалификации, в квалификационном споре с Максом Ферстаппеном ведете со счетом 7:4, однако четыре предыдущих этапа завершились для вас сходом, и лучшим результатом остается восьмое место. У вас не возникает беспокойства, что сходы постепенно затмевают результаты?
Карлос Сайнс: Это не главный повод для беспокойства. В конце концов, во всем, что зависит лично от меня, дела идут неплохо. Сходы не в моей власти, но четыре подряд – это многовато. Но я уверен, что череда неудач скоро закончится, мы сможем ровно провести вторую половину сезона, снова будем финишировать в гонках и вернемся на те позиции, на которых были в начале чемпионата.
Вопрос: Мы уже отметили, что в квалификациях вы опережаете Макса Ферстаппена. Вас удивила та скорость, которой вам удается добиваться?
Карлос Сайнс: Дебютируя в Формуле 1, вы не знаете, чего ожидать. Я понимал, что в прошлом году, выступая в Мировой Серии Renault, заметно прибавил и в квалификациях, и в гонках, и постарался взять это с собой. Никогда не знаешь, насколько быстрым окажешься здесь, но пока по субботам у меня всё получается, я выступаю на хорошем уровне. Нужно лишь постараться, чтобы и в воскресенье я выступал так же и мог добраться до финиша – тогда и результаты будут неплохими.
Вопросы с мест
Вопрос: (Агрис Лаузниекс) Это последний европейский этап сезона. Что вы думаете об идее увеличить количество европейских этапов, скажем, за счет проведения гонок в северной части – например, в Риге?
Нико Росберг: Я слышал много хорошего о Риге, там живет мой давний друг, и было бы здорово оказаться там. Европейские этапы всегда получаются замечательными, где бы они ни проводились, так что чем больше, тем лучше.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Я не так много знаю о Латвии, но, пожалуй, было бы интересно отправиться туда. Немного странно, что у нас нет этапа в северной Европе, в Скандинавии, поскольку там люди по-настоящему влюблены в гонки. Несколько лет назад я ездил на ралли Финляндии и недоумевал, почему мы не проводим там этап Формулы 1. Опять же, в следующем году нас уже ждет немало гонок, расписание выглядит очень плотным – возможно, когда-нибудь в будущем.
Вопрос: Маркус, возможно, вы скажете, почему этапа нет?
Маркус Эриксон: Думаю, нам следует провести снежную гонку в Швеции – было бы здорово! Сложно ответить определенно. Как заметил Себастьян, в северной Европе немало преданных поклонников спорта, было бы здорово провести этап в одной из стран региона.
Вопрос: (Владимир Роговец) Фелипе, вы соперничаете с молодыми гонщиками, но остаетесь быстрым и конкурентоспособным. В чем секрет такой скорости?
Фелипе Масса: Я по-прежнему чувствую себя молодым. Конечно, когда рядом выступают парни, которым 21 год, 17 лет… Думаю, нужно… Знаете, я всегда работаю на пределе, а опыт помогает во многих областях. Я рад опыту, который приобрел за годы выступлений, и когда соперничаешь с теми, кто моложе тебя, и показываешь хорошую скорость в квалификации и гонке, это приятно. Я по-прежнему получаю удовольствие от гонок и результатов – иногда больше, иногда меньше, но это часть общего ощущения. У меня нет проблем с мотивацией, я не чувствую усталости – видимо, в этом и секрет.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Нико, вы говорили о рождении дочери. Не могли бы вы сравнить это событие, скажем, с победой, по уровню счастья? В какой ситуации беспокойства больше? И вопрос об отставании от Льюиса – в предыдущих двух гонках оно возросло. Считаете ли вы, что предстоящий этап – один из последних шансов переломить ход борьбы?
Нико Росберг: Эмоции гораздо сильнее, чем от любого успеха в гонке, поскольку в дело вступают любовь и другие факторы. Это значит гораздо больше, чем первое место в Гран При. Что касается отставания от Льюиса – да, ситуация складывается не в мою пользу, но его преимущество лишь немногим больше количества очков, начисляемых за победу. Я сохраняю оптимизм и намерен отыграться.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Вопрос к Себастьяну, Фелипе, Даниэлю и Нико. Вы удовлетворены комментариями Pirelli относительно разрушения шин в Бельгии – особенно в свете того, что кое-кто из вас тогда назвал ситуацию неприемлемой. Отдельный вопрос к Себастьяну – вы высказывали свои опасения Берни Экклстоуну, которому вскоре предстоит выбирать поставщика шин?
Себастьян Феттель: Полагаю, у меня несколько больше информации о той ситуации, поскольку я был в одной из двух машин, на которых в Бельгии взорвалась шина. И я лучше Фелипе и Даниэля – за Нико говорить сложнее – знаю, что происходило после гонки, как осуществлялся анализ.
Подход был предельно профессиональным, предельно серьезным, и наша общая цель – изменить положение дел. Вы всегда стараетесь улучшить собственный продукт – это вполне естественно, нынешние машины очень быстры, притом они гораздо безопаснее тех, что были тридцать лет назад, однако поле для прогресса есть, поскольку инциденты все-таки случаются. Это направленное развитие: ты желаешь прогрессировать и продолжаешь двигаться дальше. И то чувство, которое у меня осталось после разговора с инженерами и специалистами Pirelli, гораздо важнее любого пресс-релиза.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Анализ был тщательным, на него ушло немало сил, что хорошо. Уверен, здесь всё будет в порядке.
Вопрос: Фелипе, ваше мнение?
Фелипе Масса: Полагаю, эти двое знают о ситуации лучше меня, поскольку были в кокпитах тех машин, у которых в Спа случились проблемы с шинами. Сложно всё это объяснить… Мы хотим безопасности, хотим, чтобы подобные проблемы не случались вовсе, или хотя бы разобраться на 100% в причинах и принять меры, которые позволят гоняться с меньшим риском. Не знаю, что именно изменили в Pirelli после этапа в Спа – вероятно, будет увеличено минимальное давление и т.д. Важно понять, действительно ли они полностью разобрались в ситуации, ведь нам всегда хочется выступать на безопасных шинах.
Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Думаю, все моменты уже озвучены.
Вопрос: (Дэниел Крофт) При всем уважении к вам, Даниэль, я не думаю, что все моменты озвучены. И я по-прежнему не понимаю, парни, вас в самом деле устраивает объяснение Pirelli? В пресс-релизе они сказали, что за уик-энд шины получили 63 пореза, два из которых пришлись на машины Себастьяна и Нико. Вопрос к остальным – были ли порезы шин у вас или у ваших напарников? Пресс-релиз корректен, порезов в самом деле было так много? На трассе оставалось множество обломков?
Даниэль Риккардо: На шинах образовывались пузыри. Не знаю, в чем может быть точная разница между пузырем и порезом, но пузыри, определенно, были. Опять же, мы не впервые сталкиваемся с этим в Спа. Да, в Pirelli приняли меры, но, повторюсь, ситуация не нова.
Пожалуй, я менее осведомлен, чем Нико или Себастьян, но я видел инцидент и разделяю их опасения и огорчение. Очевидно, в Pirelli сказали всё, что могли – мы продолжаем работу. Да, они представили некоторые пояснения, такова ситуация в настоящий момент, но сложно сказать, как пойдут дела дальше.
Вопрос: Карлос, в вашей команде были порезы на шинах?
Карлос Сайнс: Нет. В Pirelli рассказали о причинах – убежден, их специалисты сработали тщательно, поскольку они не хотят подвергать гонщиков риску. Уверен, проблема не повторится, мы сможем гоняться в Монце. Если будет иначе, потребуется дополнительное расследование.
Вопрос: Маркус, были ли порезы у Sauber?
Маркус Эриксон: Да, на шинах наблюдались порезы – очевидно, дело в обломках на трассе, именно такое объяснение мы получили. Но лично у меня не было никаких проблем.
Вопрос: Фелипе, Даниэль сказал, что подобные проблемы в Спа – привычное дело. Не могли бы вы пояснить, почему именно в Спа шины чаще получают повреждения от обломков?
Фелипе Масса: Не думаю, что это привычное дело. Обломки встречаются в каждой гонке, иногда их больше, чем на прочих трассах, но шины должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать проезд по обломкам. Да, у нас по ходу того уик-энда тоже были порезы.
Вопрос: (Кейт Уокер) Боюсь, придется продолжить беседу о шинах. Мы знаем, что в боксах каждой команды есть инженер Pirelli, задача которого – следить за соблюдением рекомендованного угла развала колес и давления в шинах. В какой мере в ваших командах прислушиваются к их советам? Эти люди реально влияют на стратегию? И как в такой ситуации, когда есть эксперт, призванный подсказывать безопасный вариант, что-то может пойти не так?
Нико Росберг: Есть жесткие предписания, которым необходимо следовать обязательно, а есть рекомендации. В Спа мы действовали по советам Pirelli и старались эксплуатировать шины максимально безопасно. Не знаю, какой была обстановка у самих шинников, но мы контролировали ситуацию.
Себастьян Феттель: Всё просто – есть вещи, которым вы обязаны следовать, так как они – часть правил. А еще FIA проводит проверки – можно не слушать рекомендации и рисковать дисквалификацией. Не думаю, что какая-либо из команд готова принять на себя такой риск. В остальном есть множество моментов, где может пригодиться опыт специалистов Pirelli, и с нашей стороны было бы глупо не прислушиваться к их мнению, поскольку мы не обладаем такими же знаниями о шинах.
Фелипе Масса: Аналогичное мнение, нечего добавить.
Маркус Эриксон: Согласен.
Вопрос: (Дэниел Джонсон) Себастьян, хотелось бы уточнить. В Спа вы среди прочего назвали ситуацию неприемлемой. Сейчас вас всё устраивает?
Себастьян Феттель: Неприемлемо, когда шина взрывается внезапно и на такой скорости – именно это я и сказал после гонки. Расследование проведено, факторы проанализированы и объяснены – возможно, не полностью, но процесс продолжается, и главное – мы добились прогресса. В Pirelli профессионально подошли к проблеме, со всей тщательностью – думаю, всё складывается правильно.
Вопрос: То есть, изменений достаточно? Ситуация вас устраивает в большей степени?
Себастьян Феттель: Насколько я понял, приняты оперативные меры – например, будет увеличено минимальное давление в шинах. Посмотрим, как всё сложится, но если это всего лишь действия, которые можно было предпринять за две недели, это одно – в таком случае в долгосрочной перспективе нужно полностью разобраться в причинах. Думаю, всем очевидно: каждый выкладывается по максимуму. У нас была неприемлемая ситуация пару лет назад, изменения были проведены оперативно, и больше проблем не наблюдалось – профессиональный подход работает и приводит к нужным результатам.
Вопрос: (Сильвия Ариас) Фелипе, изменилось ли что-то в Williams после того, как в предыдущей гонке на машину Валттери по ошибке были поставлены разные шины?
Фелипе Масса: Да, нам следует обратить на это внимание. Мы всегда стараемся действовать самым оптимальным образом, ошибки временами случаются, но бывают ситуации, которые нельзя повторять. Потому мы стремимся вносить коррективы, когда что-то идёт не так, как хотелось бы. Это часть работы, и если ошибки всё-таки возникают, команда прилагает усилия, чтобы они не повторялись.
Вопрос: (Петер Фаркас) Даниэль, вы сказали, что сейчас лучше понимаете машину. В Спа вы были очень быстры на втором секторе, хотя использовали предельно малое заднее антикрыло, но максимальной скорости на прямых явно не хватало. Означает ли это, что у Red Bull Racing снова одно из лучших шасси в пелотоне, а главным сдерживающим фактором служит силовая установка?
Даниэль Риккардо: Думаю, мы пока уступаем своему прошлогоднему уровню. Мы знали, что шасси достаточно эффективно, и думали, что проблема в нехватке мощности, но уже по ходу сезона стало ясно, что проблема и в том, и в другом. Я помнил прошлый год, но чувствовал, что машина едет иначе – видимо, не хватало эффективности в нескольких областях, но с тех пор команда подготовила немало новинок, так что начиная с Сильверстоуна нам стало проще находить нужные настройки.
Сейчас я в большей степени доволен шасси – оно работает так же, как год назад, а что касается силовой установки, мы пытаемся сократить отставание, но поскольку знаем, что изначально уступали слишком много… Мне не нравится слово «невозможно», но за сезон отыграться почти нереально – такова ситуация на данный момент. Во второй половине сезона мы по-прежнему будем отставать, но потому команда так рассчитывает на этап в Сингапуре и трассы, менее требовательные к мощности – там у нас есть шанс побороться за подиум.
Вопрос: (Луис Деккер) Себастьян, не могли бы вы вспомнить свою дебютную победу здесь, в Монце? Почему в этом году с Ferrari вам победить сложнее, чем тогда с Toro Rosso?
Себастьян Феттель: Не знаю, сложнее ли. Победа в 2008-м была чудом, но впереди ещё один яркий этап, и я с нетерпением его жду. Не могу обещать чего-то определенного, но готов заверить, что мы выложимся по максимуму, стараясь как можно успешнее провести домашний Гран При. Да, сейчас у меня больше опыта, чем было в 2008-м, и в этом плане должно быть легче, но в Монце не бывает легко.
На схеме трасса довольно простая, здесь нужна низкая прижимная сила, но конфигурация весьма техничная, при пилотировании машину заметно бросает из стороны в сторону, на торможении аэродинамическая нагрузка падает – гоняться в Монце в самом деле непросто, нужно правильно выбирать точки торможения. Уверен, болельщики многого ждут от нас, но пока мы можем лишь пообещать, что отдадим борьбе все силы.
Перевод: Валерий Карташев