Сезон 2015 года был худшим для Red Bull Racing за последние годы. Команда заработала вдвое меньше очков, чем год назад, и впервые с 2008 не попала в тройку лучших в Кубке конструкторов.
Red Bull Racing |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Даниил Квят | 19 | 7 | 95 | 4 | 2 |
Даниэль Риккардо | 19 | 8 | 92 | 2 | 2 |
2015 | 19 | 4 | 187 | 2 | 2 |
2014 | 19 | 2 | 405 | 2 | 1 |
2013 | 19 | 1 | 596 | 1 | 1 |
2012 | 20 | 1 | 460 | 1 | 1 |
2011 | 19 | 1 | 650 | 1 | 1 |
В 2014-м из-за серьёзных проблем с силовыми установками Renault чемпионская команда не смогла защитить титул, но выигрывала гонки, когда у Mercedes что-то не получалось, а в 2015-м не было и побед. На зимних тестах Red Bull Racing оказалась шестой по пройденной дистанции, удивив любопытной полосатой раскраской, и вновь не обошлось без проблем.
После ухода Себастьяна Феттеля напарником Даниэля Риккардо стал Даниил Квят. Какое-то время понадобилось на адаптацию, да и с машиной поначалу было не всё гладко – весной оба гонщика жаловались на тормоза и плохую управляемость двигателя. После очередного ужесточения методики измерения гибкости антикрыльев снизилась и эффективность аэродинамики, а прогресс мотористов Ferrari усилил конкурентов – в итоге Red Bull Racing сделала несколько шагов назад.
Публичный конфликт с Renault начался уже в первый гоночный уик-энд, когда Кристиан Хорнер заявил журналистам, что моторы работают хуже, чем на зимних тестах, уступая Mercedes около 100 сил.
В Renault сразу ответили, обвинив команду в излишней спешке и игнорировании проверенных методов работы. Противостояние Red Bull Racing и Renault стало одной из самых обсуждаемых тем сезона и имело весьма серьёзные последствия.
Ещё недавно машины этой команды с французскими моторами считались бесспорно лучшими в чемпионате, а в начале сезона 2015 года они часто уступали машинам Toro Rosso – шасси у «дочерней» команды в этом году получилось очень удачным.
В первой гонке очки принёс только Риккардо – Квят не смог стартовать из-за отказа коробки передач, а в Малайзии Даниил заработал первые очки в составе Red Bull Racing, опередив напарника. Машина медленно прогрессировала, мотористы постепенно решали возникшие проблемы, Даниил осваивался, и в Монако гонщики выступили успешно, финишировав на четвёртом и пятом местах.
Комментируя прогресс Квята, в руководстве Red Bull Racing называли этап в Монако переломным – после этой гонки он уверенно прибавлял. А для машины ключевым был этап в Сильверстоуне – дальше, несмотря на несколько неудач, дела шли гораздо лучше.
Самую результативную гонку команда провела на Хунгароринге, где оба гонщика поднялись на подиум – Даниил Квят закончил гонку вторым, добившись лучшего результата для россиян в Формуле 1, а Даниэль Риккардо финишировал третьим.
Самым неудачным стал этап в Сузуке, где Квят попал в серьёзную аварию и стартовал с пит-лейн, а Риккардо откатился назад после инцидента на первом круге. Единственный раз за сезон команда покидала этап без заработанных очков.
Кроме очевидных проблем с нехваткой мощности, силовые установки Renault были ненадёжными – и начиная со второй трети сезона гонщики команды почти в каждом Гран При теряли позиции на стартовом поле.
Этот фактор пришлось учитывать при планировании стратегии на сезон. В McLaren Honda первыми дважды за уик-энд заменили силовые установки, чтобы отбыть двойной штраф на неподходящей им трассе, потом этот сценарий использовали и в Red Bull Racing. Потеря позиций на старте негативно сказывалась на результатах – на прямых машины были недостаточно быстры, чтобы бороться с соперниками.
Ещё в марте в Red Bull стали поднимать вопрос возможного ухода из чемпионата, настаивая на смене регламента, а в апреле Дитрих Матешиц заявил, что команда останется в Формуле 1 только в том случае, если будет конкурентоспособна, а для этого нужна соответствующая силовая установка.
Контракт на поставку моторов Renault для Red Bull Racing действовал до конца 2016 года, но с каждым этапом ситуация осложнялась, стороны всё более резко критиковали друг друга – и вели переговоры – в Red Bull Racing пытались найти другого производителя, в Renault – отказаться от явно проигрышного в текущей ситуации статуса поставщика моторов и вернуть в чемпионат заводскую команду.
Летом неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда и владелец команды Дитрих Матешиц обсудили вопрос поставки команде моторов Mercedes в сезоне 2016 года – по словам Экклстоуна «они пожали друг другу руки». Потом руководитель команды Кристиан Хорнер обратился с этим к директору Mercedes Motorsport Тото Вольффу, который ответил, что не имеет права обсуждать подобные вопросы, пока у Red Bull есть контракт с Renault. В Red Bull трактовали это так: «Если мы расторгнем контракт с Renault, то получим моторы Mercedes».
Во время летнего перерыва Red Bull Racing обратилась к Renault с просьбой о досрочном расторжении контракта на поставку моторов, действующего до конца 2016 года, а в сентябре в Mercedes официально отказали Red Bull Racing в поставке моторов. Оборвав одну связь ради другой, в команде лишились обеих.
Потом были переговоры с Ferrari и даже с Honda, но в Скудерии отказались поставлять актуальные силовые установки, а в McLaren Honda Рон Деннис воспользовался правом вето. В итоге, в Red Bull Racing были вынуждены ждать решения Renault по поводу дальнейшей программы в Формуле 1, чтобы в следующем году вновь получить французские силовые установки – уже под брендом новых спонсоров из Tag Heuer.
Многие считают реакцию Red Bull Racing на поражения неспортивной – успехи в Формуле 1 всегда сменяются неудачами, с которыми сильные команды справляются стоически, но в итоге худшего варианта всё же удалось избежать – обе команды Red Bull остались в чемпионате, хотя вопрос этот, очевидно, ещё не закрыт – и будет подниматься в 2016-м. В следующем сезоне одним из соперников Red Bull Racing может стать Toro Rosso с моторами Ferrari 2015 года – любопытно, как в командах решат вопрос «нарушения субординации».
Сезон 2016 года может иметь определяющее значение для карьеры пилотов двух команд – пожелаем Даниилу удачи и скрестим пальцы. Мы будем за него болеть!