Британский журналист Джо Савар рассуждает о последствиях неожиданного решения Нико Росберга завершить карьеру, поставившего команду Mercedes AMG в весьма затруднительное положение.
Из-за отставки Нико Росберга команда Mercedes AMG оказалась в сложном положении и пока не может найти однозначного решения. Вопросы остаются без ответов, а слухи, которые распространяются в последнее время, не вполне отражают происходящее за кулисами.
В Mercedes хотят, чтобы в команде выступали два опытных гонщика, хорошо дополняющих друг друга, и причин тут две. Во-первых, это позволит зарабатывать как можно больше очков и даст возможность плодотворно заниматься доводкой новых машин. Вторая причина более сложная, но не менее важная.
Команда добилась подавляющего преимущества в Формуле 1, но при этом ей удалось избежать излишне жёсткой критики, поскольку два её гонщика вели острое соперничество, что гарантировало интригу и вызывало большой интерес. Если же в Mercedes останется один классный гонщик и будет единолично доминировать на фоне нового, менее опытного напарника, то картина изменится: Хэмилтон, скорее всего, будет выигрывать всё подряд – при условии, что Mercedes удастся сохранить своё преимущество. Вероятность этого достаточно велика, хотя ничего нельзя гарантировать.
Можете быть уверены, в этом случае вмешается политика, и соперничающие команды вновь попытаются добиться пересмотра правил на том основании, что они не могут догнать Mercedes. Да, это не спортивно, однако такой приём вполне прагматично объясняет происходящие в Формуле 1 процессы. Это немного напоминает ситуацию, когда вы играете в шахматы лучше старшего брата, а он не умеет проигрывать, нервничает и норовит перевернуть доску.
Проблема Mercedes в том, что всё это происходит настолько поздно, что беспроигрышных вариантов просто не осталось. Приглашать ветеранов, уже объявивших об отставке или собирающихся завершить карьеру – не выход, поскольку такие гонщики вряд ли смогут составить конкуренцию жаждущему побед Хэмилтону, а что получается, если взять в команду бывшего чемпиона, в Mercedes хорошо знают: именно так было до того, как к ним перешёл Льюис.
Кроме того, в Mercedes не хотят слишком явно нарушать этические нормы и решать проблему так, как пираньи паддока поступали в прежние времена, т.е. не готовы нарушать контракты и соблазнять людей из других команд. Переманивать чужих сотрудников закону не противоречит, но делать это надо осторожно, чтобы избежать юридических последствий, и лучше всего вести переговоры открыто. Например, позвонить в Williams: «Привет, Клэр, тут у нас проблема возникла…»
Валттери Боттас был бы сумасшедшим, если бы не хотел стать напарником Хэмилтона в Mercedes, и хотя в Williams не готовы его отпускать, наступает момент, когда обещанная финансовая компенсация достигает такого размера, что отказаться уже невозможно. Если только нет каких-то дополнительных формальных условий, препятствующих переходу гонщика из одной команды в другую.
Впрочем, и это можно обсуждать, но тут всё зависит от конкретной ситуации. Говорят, есть две проблемы, не позволяющие Williams отпустить Валттери. Во-первых, Martini, титульный спонсор, которому нужно, чтобы хотя бы один из гонщиков по возрасту входил в целевую аудиторию, к которой они апеллируют на рынке. 35-летний Фелипе Масса и 27-летний Боттас для этого вполне подходили, чего не скажешь о 18-летнем Лэнсе Стролле и Паскале Верляйне, которому 22 года. Проблему можно решить, если пригласить Фелипе Насра на роль тест-пилота, но даже 24-летний бразилец для этого слишком молод.
Ещё одна возможная проблема связана с тем, что, по слухам, в контракте Стролла, вероятно, есть условие: его напарником должен быть именно Боттас или какой-либо другой гонщик, сравнимый с финном по уровню мастерства и опыта. Странновато, когда молодой парень выдвигает подобное требование, но не надо забывать, что он попал в команду, благодаря огромным деньгам его отца, а кто платит, тот и заказывает музыку.
Стролл может ставить подобное условие по двум причинам: он хочет воспользоваться опытом более старшего напарника и при этом избежит поражения от гонщика, сравнимого с ним самим по возрасту. Никто не ждёт, что Лэнс будет опережать Боттаса, но если иногда это ему будет удаваться, о канадце заговорят как о восходящей звезде.
Эти две проблемы не решить просто деньгами, поэтому в Mercedes могут пойти на то, чтобы оплачивать за Williams более опытного гонщика, который мог бы заменить Боттаса. В Гроуве не пойдут на уступки, если их не будут устраивать условия сделки – возможно, этим можно объяснить появление слухов о том, что Падди Лоу переходит в Williams.
В Mercedes он не может получить ни более высокую должность, ни более высокую зарплату, на что он претендует, поэтому, наверное, для всех было бы лучше, если бы ему разрешили перейти в Williams, а там заинтересованы в таком специалисте. Если позволить Лоу пораньше приступить к работе в другой команде, это стало бы для Williams хорошим бонусом, который подсластил бы горечь потери Боттаса.
Разумеется, есть альтернативный сценарий: в Mercedes могут сделать ставку на Паскаля Верляйна в надежде, что он справится. Но это риск, поэтому Тото Вольфф заявил, что Mercedes нужно проявить смелость в процессе принятия решения. Всё-таки Верляйн долгое время считался основным гонщиком молодёжной программы Mercedes, и если его не продвигать, это может быть неверно понято. С другой стороны, нельзя исключать вероятность, что не все в Mercedes готовы поддержать этот выбор, так что в ситуацию может вмешаться политика…