Рут Баском занимает должность инженера по стратегии в команде Sauber; она рассказала официальному сайту чемпионата об особенностях этой работы, о том, что её в ней привлекает, и тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться.
Рут Баском: «Инженер по стратегии в основном работает на трассе, непосредственно участвуя в процессе принятия решений – какие поставить шины и в какой момент.
В команде Формулы 1 есть главный гоночный инженер, который играет центральную роль в процессе коммуникации с гонщиками – идёт ли речь о стратегии, о том, как работать с резиной, какие выбрать настройки. В целом порядок действий такой: я говорю, что на таком-то круге надо менять шины. Главный гоночный инженер обычно со мной соглашается, а это значит, что отдаётся команда гоночному инженеру пилота, который и сообщает тому о готовящемся пит-стопе по радио: «В боксы! В боксы!» Болельщики часто слышат это в ходе телетрансляций и видят этот момент на экранах.
Мы стараемся добиться, чтобы 98% всей работы была проделана на подготовительном этапе, а уже в ходе гоночного уик-энда обрабатываем огромные объёмы информации и по мере развития событий реагируем на какие-то ситуации, которые мы постарались предвидеть и спланировать заранее. Или, по крайней мере, импровизируем на основе домашних заготовок».
Один из частых сценариев – появление автомобиля безопасности, и команда должна быть готова на это отреагировать: «После квалификации мы уделяем довольно много времени подготовке к гонке и в ночь с субботы на воскресенье нам не до сна. Мы стараемся предусмотреть все возможные сценарии.
В любой момент гонки необходимо понимать, какие позиции занимаем, как будет развиваться ситуация, и как лучше всего поступить. Поэтому, когда появляется автомобиль безопасности, мы на пит-уолл уже знаем, как на это реагировать. Мы выходим на связь с гонщиками и говорим, какие действия мы считаем правильными. Например, мы говорим: «Следуем плану A!» – это значит, что в ходе гонки проведём два пит-стопа. Если выбираем план B – значит ограничимся единственным пит-стопом. Называть по радио число пит-стопов мы не хотим, ведь всё это слышат наши соперники.
Важная часть нашей работы по ходу Гран При состоит именно в том, чтобы точно объяснить, что и как мы будем делать. Это значит, что ещё до начала уик-энда мы проводим многочисленные расчёты, учитывая темп, на который способна наша машина, после чего говорим гонщикам, как мы собираемся выстраивать гонку. Бывает, что им не очень комфортно за рулём, но всё равно такая подготовка помогает добиться максимально возможных результатов.
В прошлом году мы с Маркусом Эриксоном очень хорошо провели гонку в Мексике, почти всю дистанцию проехав на шинах Medium, за исключением двух кругов, и он смог финишировать 11-м. Жаль только, что не заработали очков, ведь если бы кто-то ещё сошёл с дистанции, то Маркус оказался бы в первой десятке».
Разумеется, когда гонка проходит под дождём, то инженеру по стратегии приходится решать более сложные задачи: «Всё действительно становится намного сложнее, но зато интереснее. Большинство стратегов любит такую погоду, ведь когда условия на трассе меняются, то за счёт правильных решений можно заметно улучшить ваши позиции в гонке. Когда идёт дождь, появляется возможность отыграть не пару секунд, что обычно можно сделать за счёт грамотно проведённого пит-стопа, а, например, пять или десять секунд.
В прошлом году в Бразилии гонщик Sauber финишировал 9-м, для нашей команды это была очень удачная гонка, и такого результата удалось добиться за счёт того, что мы проехали дистанцию с меньшим количеством пит-стопов, чем другие команды. По ходу дождевых гонок такое бывает часто, если в нужный момент на вашей машине стоят подходящие шины».
Для того, чтобы быть всесторонне подготовленным профессионалом, Рут внимательно изучает работу соперников, и некоторые решения, принятые другими командами, ей особенно запомнились:
«Мне понравилось, как пару лет назад в Канаде команда Red Bull Racing провела два пит-стопа подряд. Это делается так: гонщик заезжает на пит-стоп, а затем, когда на трассе автомобиль безопасности, вновь возвращается в боксы – таким образом вы избавляетесь от комплекта резины, поведение которой вас не устраивает. Это было очень остроумное решение.
Иногда стратеги Mercedes принимают отличные решения, и гонка в Монако 2016 года – отличный тому пример. Они тогда оставили Льюиса Хэмилтона на трассе на шинах для сильного дождя, после чего сразу перешли на резину UltraSoft, и это помогло сэкономить пит-стоп.
Также можно вспомнить, как в 2011 году в Канаде Дженсон Баттон выиграл гонку, хотя не знаю, в какой мере тут сработали стратеги – скорее всего, это была его заслуга. Можно сказать, что таких примеров немало. Какие-то из них я видела, когда училась в университете, и мне тоже хотелось стать инженером по стратегии в Формуле 1, чтобы соревноваться с коллегами из других команд. Вот это в моей работе мне нравится больше всего!»