Гэри Андерсон, бывший гоночный конструктор с огромным опытом работы в Формуле 1, прокомментировал решение Mercedes провести пит-стоп Льюиса Хэмилтона на последних кругах Гран При Турции и последовавшие за этим проблемы с гранулированием нового комплекта промежуточных шин.
Если посмотреть на состояние шин Льюиса Хэмилтона, которые прошли 50 кругов дистанции в Истанбул-парке, становится очевидно, что они в довольно неплохом состоянии и с точки зрения безопасности выдержали бы оставшиеся восемь кругов. Но решение попробовать доехать до финиша грозило большим риском, нежели выгодой. Да, Хэмилтон мог заработать на пять очков больше, если бы финишировал третьим, а не пятым, но всё же его десять очков лучше, чем ничего.
Когда Льюис справится с эмоциями, то вспомнит Гран При Китая 2007 года, когда он слишком долго ехал на промежуточных шинах на подсыхающей трассе и в итоге застрял в гравии в тот момент, когда команда всё же позвала его в боксы.
На первых 20-30 кругах большинство гонщиков старались заезжать на мокрые части трассы, чтобы охладить резину, но не Хэмилтон, который пытался использовать любую возможность, чтобы прорваться наверх. Полагаю, он и не думал, что всю дистанцию гонки можно будет проехать на промежуточных шинах, но если бы он их охлаждал, то это могло помочь ему на последних кругах.
На шинах Льюиса можно заметить проплешины, но это довольно распространённое явление, поскольку на скользкой трассе усиливается пробуксовка колёс. Активная атака поребриков тоже была не лучшей идеей, но Хэмилтон неоднократно сталкивался с подобными ситуациями в прошлом и, полагаю, был уверен, что справится.
Главная проблема могла возникнуть, если бы на трассу выехал автомобиль безопасности. При таком сценарии у Льюиса остыли бы шины, а затем у него возникли бы проблемы с тем, чтобы прогреть их.
В случае с изношенными шинами важно поддерживать температуру, и если она выпадает из рабочего диапазона в ситуации, когда беговая дорожка практически вся изношена, гонщику неоткуда взять энергию, чтобы вновь прогреть шину.
Это связано с тем, что энергия образуется от движения беговой дорожки – именно поэтому шины так легко перегреть, когда они новые и имеют толстый слой беговой дорожки. С изношенными шинами у гонщика в руках нет инструмента для повышения температуры.
В конечном итоге автомобиль безопасности не выехал на последних кругах, поэтому Хэмилтон не столкнулся бы с такой проблемой. Однако в Mercedes решили позвать его в боксы, чтобы поставить новый комплект на всякий случай.
Проблема с новыми шинами в том, что беговая дорожка так сильно движется, что за несколько кругов просто разрывает углы протектора шины. Этот эффект называется гранулированием – гонщик едет по шарикам от собственной шины.
Обычно требуется четыре-пять кругов на очистку шины. В результате Хэмилтон так и не получил никакой выгоды от использования нового состава промежуточных шин и вместо этого просто страдал на нескольких оставшихся до финиша кругах.
Макс Ферстаппен и Валттери Боттас, которые провели пит-стопы на 36-м и 37-м кругах, поступили правильно. Да, им тоже было непросто сразу после пит-стопа, но в их распоряжении было больше кругов до финиша, чтобы ситуация с резиной выправилась.
Когда мы использовали «псевдослики» с канавками, то сталкивались с точно такой же проблемой гранулирования резины из-за движения протектора. Мы могли бы ехать на таких шинах отрезки до тех пор, пока шины не превращались в слики, но у FIA было неписаное правило, что изношенные шины не могли быть быстрее новых.
Если помните, то во время «шинных войн» между Michelin и Bridgestone в 2003 году Michelin пришлось менять профиль боковой стенки шин, поскольку по мере износа беговая дорожка становилась шире, что было незаконно. Всё это показывает, что в нынешней ситуации с шинами нет ничего нового.