Джолион Палмер, бывший гонщик Формулы 1, а ныне эксперт официального сайта чемпионата, проанализировал некоторые события первого этапа сезона, главными из которых он считает великолепные обгоны, продемонстрированные Фернандо Алонсо.
Фернандо Алонсо лет десять ждал машину, которая позволит ему сражаться в первых рядах, и похоже, что в 2023 году он её получил. С самого начала предсезонных тестов команда Aston Martin была в отличной форме. В первый день тестов за руль сначала сел Фелипе Другович, а днём я занял позицию на краю трассы и ждал, когда к работе приступит Фернандо. С самого первого круга сложилось впечатление, что ему вполне комфортно в машине, и он атаковал агрессивнее, чем другие гонщики.
Перед гоночным уик-эндом чувствовалось, что именно Aston Martin вызывает повышенный интерес у всех наблюдателей, а у соперников опасения, только усилившиеся после тренировок, на которых Алонсо показывал отличные результаты.
Хотя в квалификации подтвердилось, что по чистой скорости AMR23 уступает машинам Red Bull и даже Ferrari, ещё на тестах все в первую очередь говорили о гоночном темпе Aston Martin, и в воскресенье мы его увидели.
Если бы машину Фернандо на первом круге гонки не зацепил Лэнс Стролл, его напарник, возможно, гонка сложилась бы для испанца менее интересно. В реальности же для нас было только лучше, что он потерял позиции по отношению к Mercedes, ведь именно благодаря этому испанец весьма ярко прорывался вперёд, к подиуму. Не было бы инцидента в 4-м повороте, гонка для Алонсо прошла бы более спокойно, это точно.
Когда мне доводилось бороться с ним на трассе, он всегда действовал не так, как остальные мои соперники. Фернандо отличает невероятная способность предвидеть развитие гоночных ситуаций, у него великолепно развито периферийное зрение, и когда он планирует важный обгон, то умеет всё просчитывать на несколько поворотов вперёд.
Хотя ему уже 41 год, в воскресенье он продемонстрировал именно эти качества. Сначала без особых сложностей опередил Джорджа Расселла, у которого начинались проблемы с шинами, после чего оказался позади Льюиса Хэмилтона и Карлоса Сайнса – это было сражение, исход которого решил судьбу третьего места.
Впрочем, в случае с обоими следующими обгонами он допускал нехарактерные для него ошибки в 4-м повороте: едва не потерял контроль над задней частью машины, когда сражался с Хэмилтоном, а по ходу дуэли с Сайнсом слишком широко зашёл в поворот, и всё могло закончиться серьёзными проблемами.
Но Aston Martin настолько хорошо работает с резиной, а Фернандо так здорово контролирует поведение машины на торможениях, что ему удавалось держаться вплотную за соперниками во всех медленных поворотах среднего сектора круга, постоянно грозя им обгоном, а в 10 повороте предпринимал решающую атаку.
Хэмилтон не ожидал, что Алонсо будет действовать так, как действовал, ведь в Формуле 1 в этом месте обычно не обгоняют: когда ты тормозишь и одновременно поворачиваешь, загрузив машину, левый передний тормоз может запросто заблокироваться.
Алонсо отлично провёл свой манёвр, правильно выбрав траекторию на входе, что позволило ему максимально эффективно затормозить, когда машина ещё двигалась по прямой, после чего он нырнул в поворот по внутреннему радиусу, оставив Mercedes справа, а на выходе воспользовался DRS.
Аналогичный манёвр он предпринял и против Сайнса, но его соотечественник, выступающий за Ferrari, попытался отбить атаку, из-за чего заблокировал колёса. Карлос избрал более широкую траекторию, чем Фернандо, поэтому ему пришлось тормозить, поворачивая руль на больший угол, чтобы не дать сопернику занять внутренний радиус, а это всегда чревато проблемами.
Гонщик Aston Martin объехал Ferrari на выходе из поворота, в полной мере использовав слипстрим и DRS, что в итоге позволило ему подняться на подиум.
Мне очень понравилось, как Фернандо обгонял, ведь в наши дни гонщики редко сражаются на трассе в классической манере. Похоже, что современные трассы всё больше рассчитаны на обгоны с использованием DRS – на них очень длинные прямые, и заканчиваются они зонами интенсивного торможения, за которыми часто следует следующая зона DRS.
Бахрейн – не исключение, но поскольку машина Aston Martin не отличается особой максимальной скоростью на прямых, а Алонсо ошибался в 4-м повороте, ему приходилось мыслить нешаблонно. Поскольку он умеет это делать, то устроил для нас великолепное шоу.
Смог бы Алонсо опередить Леклера?
На вопрос, смог бы Фернандо навязать реальную борьбу Шарлю Леклеру в сражении за подиум, сложно ответить однозначно. К моменту, когда машина гонщика Ferrari остановилась на обочине, Алонсо был в 12 секундах позади него. По крайней мере, Сайнса он смог догнать и опередить, после чего спокойно финишировал третьим, хотя Карлос продолжал атаковать до самого конца гонки, поскольку сзади ему угрожал Хэмилтон.
Нет сомнений, что в гонке машина Aston Martin была быстрее, и если бы не столкновение с напарником на первом круге, Алонсо было бы проще бороться с соперниками, даже несмотря на то, что Леклер стартовал на свежих шинах Soft.
Скоростные возможности AMR23 также подтверждает результат Лэнса Стролла, ведь ошибка канадца на первом круге была случайной, и Aston Martin удалось избежать серьёзных проблем. Учитывая последствия недавних травм, надо отметить, что Лэнс провёл гонку стоически и финишировал 6-м.
Вопрос в том, каких результатов ждать от команды в следующих гонках? Был ли успех в Бахрейне обусловлен особенностями трассы? Сахир, где высокий уровень деградации резины, однозначно подходил Aston Martin. На других автодромах Ferrari явно поедет быстрее, и сложности в работе с резиной будут проявляться менее явно.
Но в самом начале сезона команда из Сильверстоуна смогла заложить прекрасную основу, и если она продолжит эффективно модернизировать машину, можно предположить, что уже в этом году Алонсо удастся выиграть гонку. Впрочем, одно можно утверждать уже сейчас: за годы, которые он провёл в середине пелотона, двукратный чемпион мира не утратил мастерства и по-прежнему жаждет успеха.