По мнению Дженсона Баттона, работать за рулём машин образца 2014 года станет сложнее, поскольку новые турбомоторы V6 обеспечивают более высокий крутящий момент, а прижимная сила, которую генерируют шасси, снизится, от чего он явно не в восторге.
Двигатели V6 объёмом 1,6 литра будут оснащены рестрикторами подачи топлива, максимальное число оборотов будет более жёстко ограничено, однако за счёт турбонаддува и более эффективной системы рекуперации энергии их мощность останется примерно на прежнем уровне. Но при этом заметно вырастет крутящий момент, поэтому увеличится пробуксовка ведущих колес на низких оборотах, и машинами станет сложнее управлять.
Баттон уже познакомился с особенностями новой машины в целом, работая на симуляторе McLaren, но, тем не менее, готов признать, что реально что-то понять можно будет только на зимних тестах.
«Речь идёт о необходимости разобраться в характеристиках силовой установки, в том, как мы будем использовать её мощность, ведь это будет непросто, – приводит слова Баттона сайт американского телеканала ESPN. – Нас ждёт обширная программа работы на симуляторе, а также другие вещи, которые должны помочь в эффективном использовании этой мощности, поскольку я не думаю, что кто-то из нас привычен к такому крутящему моменту. Я выступаю в Формуле 1 уже 14 лет и никогда не имел дело с подобным крутящим моментом, это будет новый опыт.
На самом деле я думаю, что в реальности всё будет проще, чем на симуляторе, где очень сложно почувствовать первичное проявление избыточной поворачиваемости – то, что ты чувствуешь только за рулём машины.
Всё будет не так, как сейчас, когда машины генерируют такую прижимную силу, а крутящий момент не столь велик, и ты без проблем выжимаешь акселератор до отказа. А если машину слегка снесёт с траектории, ты сможешь выехать за пределы трассы. Но если дать полный газ в 3-м повороте Барселоны на машине 2014 года, ты не просто вылетишь с трассы: мгновенно произойдёт разворот, поскольку крутящий момент очень большой. И это не проблема с балансом шасси – просто раньше мы не имели дела с такой тягой.
Не думаю, что такой машиной будет интереснее управлять. Нам всё время придётся сражаться за более высокое сцепление с трассой – вряд ли это будет увлекательное занятие.
Впрочем, если у тебя будет быстрая машина, удовольствие от гонок вряд ли снизится, потому что ты по-прежнему будешь бороться в группе лидеров. Но, по-моему, быстрый круг в квалификации уже не принесёт такого удовлетворения, если только ты не завоюешь поул.
Гонки по-прежнему будут захватывающими, борьба – более острой, и её станет больше. Однако с такими машинами, у которых меньше прижимная сила, более жёсткая резина и более высокий крутящий момент Формула 1 станет немного похожа на GP2, поскольку теперь намного проще допустить ошибку».
Симулятор McLaren – один из лучших в Формуле 1, и Баттон полагает, что это может обеспечить определённое преимущество, если расчёты, полученные в ходе аэродинамических исследований, окажутся адекватными.
«Симулятор – очень важный инструмент, однако нужно убедиться, что он правильно соотносится с реальностью, и все расчёты, которые производятся с помощью аэродинамической трубы – верны, – сказал гонщик McLaren. – Если вы закладываете эти расчёты в симулятор, а они не вполне корректны, то тогда получите картину, которая совершенно расходится с реальностью, и вы не получите информацию в том объёме, в котором должны получить. Всегда сложно понять, насколько можно верить симулятору.
Однако я согласен, что он полезен, и, приезжая на Гран При, самые высокие скорости за весь уик-энд мы показываем на первой тренировке в пятницу – потому что неплохо поработали на симуляторе на базе команды. Дело не в том, что мы трудимся более упорно, чем остальные, а в том, что в нашем распоряжении более качественные инструменты. Так что зимой предстоит посвятить этой работе немало времени.
Но ощущения от машины совсем другие, потому что обороты двигателя настолько низкие, что приходится использовать другие передачи по сравнению с привычными…»