В этом году исполнится 50 лет с первой победы в Формуле 1 Джона Сёртиза, который сейчас занимается подготовкой молодых пилотов и благотворительным фондом в поддержку пострадавших в автомобильных авариях, основанным после гибели в Брэндс-Хэтч в 2009 году его сына Генри.
«Я участвую в праздновании 50-летия, поскольку использую этот юбилей, как средство развития фонда, хотя обычно не стремлюсь оказаться в центре внимания», - признался Джон Сёртиз в интервью Reuters.
С 1956-го по 1960-й Сёртиз выиграл семь титулов в мотогонках, а в 1964-м стал чемпионом Формулы 1. С тех пор другим спортсменам добиться подобного не удавалось. Несколько лет назад чемпион MotoGP Валентино Росси тестировал машину Ferrari, но, вопреки слухам, так и не перешел в Формулу 1.
«Не думаю, что повторить мою карьеру невозможно, - продолжил Сёртиз. - Я по-прежнему считаю ее абсолютно нормальной: впервые сев в машину, я сразу же продемонстрировал неплохую скорость и не уступал остальным.
После появления на мотоциклах современных систем, разница с машиной, возможно, немного уменьшилась, поэтому если кто-то из гонщиков добьется своей цели в мотоспорте и решит попробовать себя в новой области, то может добиться успеха, при условии, что он, конечно, не будет слишком стар. Когда я решил перейти в Формулу 1, я мог бы еще 10 лет выступать в мотоспорте на высоком уровне.
У нас была разнообразная жизнь – у современных гонщиков всё иначе. Впрочем, в мои времена этапов было гораздо меньше, а сейчас Формула 1 стала крупной коммерческой структурой. Тем не менее, я был бы рад сесть за руль современной машины, хотя мне потребовалось бы сбросить несколько лет – пожалуй, до 50-ти».
Оглядываясь назад, британский гонщик сожалеет лишь об излишней восприимчивости к мнению окружающих и импульсивности – при большем терпении и жесткости он мог выиграть больше титулов.
«Пожалуй, в двух случаях я мог поступить иначе, - сказал Сёртиз. – Во-первых, в конце 1960 в Lotus Колин Чепмен полностью мне доверял и сказал: «Джон, я хочу, чтобы ты стал лидером команды. Выбери себе напарника». Тогда я выбрал Джима Кларка, и некоторые журналисты решили, что я украл у Иннеса Айрленда контракт. Вероятно, я был слишком чувствительным и покинул команду. Вероятно, мне надо было сосредоточиться и решить: «Пусть они заблуждаются. Я буду беречь статус лидера команды».
Во-вторых, незадолго до смерти Энцо Феррари мы оба признали, что допустили ошибку – возможно, в 1966 году мы проиграли титул из-за разрыва отношений. Опять же это был немного импульсивный шаг. Из-за политической ситуации и разногласий в команде я был настолько обижен, что не смог добиться цели, полностью реализовав потенциал Ferrari. Но я считаю, что Энцо был прав, когда сказал мне: «Джон, мы должны помнить хорошие вещи, а не ошибки».