Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Малайзии...
Жаркая погода в Малайзии, на втором этапе новой эры Формулы 1, обещала стать серьёзным испытанием для команд, но 15 машин из 22-х смогли добраться до финиша. Льюис Хэмилтон быстро ушел в отрыв – в этот день он был недосягаем для соперников, но позади него борьба была весьма интересной, и стратегия сыграла в ней важную роль.
Разные стратегии Алонсо и Хюлкенберга
Перед гонкой одним из ключевых факторов был выбор числа пит-стопов. В итоге все решили провести три пит-стопа, кроме Хюлкенберга, стартовавшего седьмым, и Кобаяши, начинавшего гонку с 20-й позиции. В воскресенье было жарче, чем во второй сессии пятничных свободных заездов, когда команды оценивали эффективность шин на дистанции, хотя в пятницу она началась в 14 часов по местному времени, а гонка стартовала в 16 часов.
Кроме того, субботний дождь смыл с трассы слой отработанной резины. В день гонки асфальт был очень грязным – машины скользили, резина перегревалась. В итоге, гоночный темп оказался не столь высоким – гонщики проезжали круги на секунду медленнее, чем в пятницу.
В большинстве команд выбрали три пит-стопа. Кевин Магнуссен провёл первый пит-стоп досрочно, уже на 9-м круге – из-за повреждений переднего антикрыла, полученных во время инцидента с Райкконеном. Алонсо выбрал весьма агрессивный подход, сменив резину на 11-м круге – на один или два круга раньше оптимального значения, поскольку вёл сражение с Нико Хюлкенбергом.
В Ferrari выбрали более агрессивный подход, чтобы позволить Алонсо атаковать немца, а в Force India решили использовать иной сценарий – проехать дистанцию с двумя пит-стопами. Гонка в Мельбурне показала, что по скорости они почти равны, в Force India понимали, что опередить Алонсо при одинаковой стратегии почти невозможно. Кроме того, два пит-стопа давали определённые преимущества в случае дождя, а прогноз не исключал осадков.
В пятницу, когда Алонсо проехал длинную серию кругов на более жесткой резине, износ шин оказался весьма значительным – в Ferrari беспокоились по этому поводу.
Стратегия двух пит-стопов выводит гонщиков вперёд в тот момент, когда соперники отправляются на третью смену шин. Хюлкенберг имел преимущество над Алонсо в 14 секунд после третьего пит-стопа испанца. Всякое могло случиться, но в Force India ничего не теряли. Отстоять позицию в итоге не удалось, Алонсо эффективно использовал выбранный командой агрессивный подход, свежий комплект менее жестких шин на финальном отрезке позволил ему догнать и опередить немца в борьбе за четвёртую позицию.
Алонсо использовал более жесткие шины на третьем, а не на последнем отрезке гонки, понимая, что ему понадобится преимущество в скорости, чтобы опередить Хюлкенберга.
Охлаждение – важный фактор
Всем командам пришлось пожертвовать аэродинамической эффективностью, чтобы увеличить эффективность систем охлаждения. В итоге, в Малайзии машины Ferrari были более конкурентоспособны, чем их соперники из McLaren, хотя команда из Уокинга подготовила несколько новинок, в том числе новое переднее антикрыло. В Австралии ситуация была обратной.
Отчасти это объясняет и командную тактику в Williams, инженер команды Род Нельсон заявил, что машина Массы была «более горячей», чем машина Боттаса. Валттери попросили оставаться позади Фелипе в начале гонки, но когда в конце они догнали Дженсона Баттона, Боттас почувствовал, что ему хватит скорости, чтобы опередить гонщика McLaren.
Боттас каждый раз заезжал на пит-стоп через два круга после Массы, в последний раз сменил резину через четыре круга после пит-стопа Баттона. В итоге на последнем отрезке, без проблем с охлаждением и на более свежей резине, он был готов атаковать Дженсона.
Представители Williams позже объяснили свой план. Они хотели вывести Валттери вперёд и дать ему три-четыре круга для попытки обгона Баттона. Если бы выйти вперёд не удалось, в конце гонки он вернул бы позицию Массе. Фелипе отказался подчиниться, и они финишировали в прежнем порядке.
Есть определённая разница между командной тактикой и стратегической борьбой. В прежней команде Фелипе не раз жертвовал своими интересами ради командной тактики, что повлияло на его чувство собственного достоинства и доверие к команде, а в итоге лишило Williams шанса опередить Баттона.
Мог бы Боттас обогнать Баттона? В Австралии он опередил многих, в Малайзии был оштрафован потерей позиций на старте, но отыграл шесть мест на первом круге. Шанс у него был, особенно с более свежей резиной, а для Williams очень важно заработать максимум возможных очков в начале сезона.
Вопрос в том, стоили ли эти два очка риска возможной потери доверия со стороны Массы на столь ранней стадии сезона? Команда рассчитывала, что Фелипе поймёт стратегическую суть их решения, и они смогут действовать сообща. Очень важно, чтобы болельщики тоже понимали разницу между командной тактикой и стратегической игрой с соперником.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com