Павел Биалота о технологиях Mobil 1, применяемых на гонках

Павел Биалота демонстрирует работу Spectroil M

Технологическое партнерство компании Mobil 1 и McLaren Mercedes началось 16 лет назад, и за это время было достигнуто многое. Статистика гласит, что с 1995-го года команда одержала 60 побед, завоевала 66 поул-позиций, а всего провела 258 гонок.

Стороны весьма довольны сотрудничеством, поскольку считают его взаимовыгодным. McLaren удовлетворяет высокое качество горюче-смазочных материалов Mobil 1, а для компании Формула 1 является своего рода полигоном для испытаний передовых технологий, новых видов топлива и масел, поскольку уникальная информация, полученная на гоночных трассах, так или иначе используется при производстве коммерческих продуктов.

Специалисты Mobil 1 Motorsport непосредственно работают с командой, постоянно присутствуют на гонках, выполняя весьма широкий спектр обязанностей. Об одном из интересных направлений этой работы российским журналистам рассказал поляк Павел Биалота, приезжавший в Москву в дни гоночного шоу Bavaria Moscow City Racing.

Павел – один из самых молодых технических экспертов ExxonMobil, занимающийся исследованием свойств смазочных материалов и анализом их работы в предельно жестких условиях, характерных для Формулы 1 – достаточно вспомнить, что современные гоночные 2,4-литровые безнаддувные моторы V8 развивают свыше 750 л.с.

В частности, для получения информации о поведении узлов и агрегатов гоночной машины в ходе тренировок, квалификаций и гонок, специалисты Mobil 1 регулярно проводят анализ состояния моторного и трансмиссионного масел, которые соответственно используются в двигателе и коробке передач McLaren MP4-25.

В ходе гоночного уик-энда у Павла Биалоты и его коллег нет доступа к стационарному лабораторному оборудованию, однако на каждую гонку бригада Mobil 1 привозит специальные компактные установки, обеспечивающие достаточно высокую точность исследований.

Spectroil M

При помощи оптического эмиссионного спектрометра Spectroil M проверяется наличие в отработанном масле частиц металлов, например, алюминия, железа, меди, и на основании полученных данных можно получить информацию о состоянии тех или иных узлов и агрегатов машины. Фактически, это мобильная и высокоскоростная лаборатория, позволяющая стабильно получать весьма достоверные результаты, благодаря использованию методов спектрального анализа.

Образец отработанного масла, помещенный в специальную камеру Spectroil M «накачивают» энергией, чтобы превратить его в плазму, т.е. ионизированный газ, разогретый до очень высоких температур. Плазма генерирует электромагнитное излучение, состоящее из волн различной длины. Каждый химический элемент имеет свою неповторимую атомную структуру, и, соответственно, излучает импульсы собственной частоты.

Прибор анализирует это излучение и выдает точную информацию о физико-химическом составе образца масла. Исследователи получают данные о факте наличия в масле частиц металлов и их количестве. Вся информация о результатах анализа каждого конкретного образца, выводится на экран монитора, а также сохраняется в базе данных.

Полученные результаты сравниваются с уровнем предельно допустимых концентраций частиц металла в масле, и далее инженеры McLaren делают выводы о состоянии силового агрегата: если Spectroil M показывает, например, что количество железа превышает определенный уровень, это говорит о каких-то внутренних проблемах, зреющих в недрах двигателя. Соответственно, команда принимает решение о дальнейших действиях, в зависимости от ситуации.

Mobil 1 также поставляет McLaren специальный высокооктановый неэтилированный гоночный бензин, соответствующий строгим требованиям FIA. В Техническом регламенте федерации в статье 19 детально расписаны требования к физико-химическому составу топлива. На каждую гонку Mobil 1 привозит 2200 л такого бензина, а за год его выпускается более 200 тысяч л. Каждый сезон специалисты компании решают задачу увеличения эффективности горючего, которое позволяло бы команде добиваться более высоких результатов на трассе, но при этом соответствовало всем необходимым стандартам.

В ходе каждого гоночного уик-энда специалисты Mobil 1 берут 15-20 проб топлива и анализируют его состав при помощи другого прибора – газового хроматографа. Все начинается с анализа первых образцов партии топлива, которые берутся еще до начала тренировок: необходимо убедиться, что в бензине не содержится никаких недопустимых примесей или загрязнений. Технический регламент FIA, в частности, запрещает использование определенных веществ, которые могут дать заметное повышение мощности двигателя. Инспекторы федерации в ходе уик-энда могут потребовать проведение анализа топлива, взяв пробы либо из транспортировочных емкостей (проще говоря, бочек), либо из бака машины.

Изучив полученные данные, они сверяют их с образцами топлива, заранее предоставленными Mobil 1 и сертифицированными FIA: результаты должны точно совпадать. В противном случае могут последовать серьезные санкции, вплоть до исключения команды из Гран При. Причем, к этому может привести даже случайное загрязнение топлива каким-либо посторонним веществом, поэтому отношение к таким проверкам очень серьезное.

Благодаря Павлу Биалоте, мы узнали еще об одной стороне технологической действительности Формулы 1: его рассказ помогает почувствовать тот космический уровень сложности, который характерен для современных автогонок. А ведь кроме тех аспектов, о которых он рассказал, – при всей их важности, – есть еще бесчисленное множество других сфер, скрытых от глаз болельщика, привыкшего воспринимать Гран При только с экрана ТВ. Впрочем, есть мнение, что технологии публике неинтересны, в отличие от результатов гонок. Но мы уверены, что болельщики бывают разные…

Кстати, F1News.Ru задал Павлу вопрос: за кого он болеет, будучи выходцем из Восточной Европы? Лукаво улыбаясь, он сказал: «Я знаю, что в Формуле 1 есть один поляк. Так что, конечно, в каком-то смысле, поддерживаю его. Но, поскольку работаю с McLaren, вполне естественно, что болею и за гонщиков этой команды. А еще мне очень приятно, что в Ф1 появляется все больше людей из Восточной Европы, и Виталий Петров – хороший тому пример…»


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё