Участники: Себастьен Буэми (Toro Rosso), Роман Грожан (Renault), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes)
Вопрос: Себастьен, ваше мнение о предыдущем уик-энде? Вы опробовали новые детали…
Себастьен Буэми: Уик-энд выдался непростым, но нам удалось добиться прогресса. Если собрать всё воедино, мы можем пробиться в первую десятку – это положительный момент. Нужно продолжать работу – в этот раз мы опробуем несколько небольших модификаций, и, надеюсь, безошибочно проведем уик-энд. Если все сделать правильно, нам по силам финишировать на десятом или даже восьмом месте.
Вопрос: Сейчас у вас новый напарник – это влияет на ваши решения? Себастьен Бурдэ был опытнее Хайме Альгерсуари…
Себастьен Буэми: Не влияет, я практически не слежу за ним. Я могу наблюдать за его программой, и если могу что-то почерпнуть, так и поступаю, но в целом стараюсь сосредоточиться на работе со своим инженером.
Важно знать, что делает напарник, но это не сделает тебя быстрее. Разумеется, сейчас ситуация несколько иная: Себастьен был опытнее, а теперь все решения зависят от меня. Впрочем, это не такие уж серьёзные перемены.
Вопрос: Ваше мнение о Спа? Вы гонялись здесь в GP2, но впервые выйдете на старт за рулем машины Формулы 1. Можете сравнить эту трассу, скажем, с Валенсией?
Себастьен Буэми: Думаю, разница будет значительной – если сравнить время на круге, это почти десять секунд. Впрочем, я провел в Формуле 1 уже одиннадцать гонок и вполне адаптировался. Посмотрим, что получится – трасса должна подходить нашей машине, ведь на скоростном автодроме в Сильверстоуне Red Bull были очень быстры. Думаю, у нас есть повод для оптимизма.
Вопрос: Роман, а вы что думаете о бельгийской трассе? Впереди ваша вторая гонка в Формуле 1…
Роман Грожан: Будет интересно оценить разницу между машинами Формулы 1 и GP2. Моя цель – набраться опыта, мне нужно многому научиться. Присутствие Фернандо идет на пользу – я наблюдаю за тем, что он делает, и пытаюсь прибавить.
Вопрос: Что скажете о дебютной гонке? Вас что-нибудь удивило?
Роман Грожан: В Валенсии было жарко, но гонка прошла неплохо.Мне нужно было добраться до финиша, набраться опыта, так и получилось. Во время гонки я заметил в поведении машины нечто такое, чего раньше не замечал – теперь мы знаем, на что следует обратить внимание. Для меня все было очень интересным: процедура старта, действия на пит-стопе, дистанция гонки – над этим еще нужно работать, но мне было приятно добраться до финиша.
Вопрос: А затем началась подготовка к предстоящей гонке? Насколько активно вы тренировались?
Роман Грожан: В этом плане разница с Валенсией невелика – там команда заранее предоставила мне массу информации, в этот раз она поступила точно так же. Мы должны использовать тот же подход, что в предыдущей гонке – пытаться прогрессировать от сессии к сессии, чтобы в конце уик-энда оценить достигнутые результаты.
Вопрос: Один личный вопрос – правда ли, что вы до сих пор работаете в банке вашего отца?
Роман Грожан: Он не принадлежит моему отцу, а в остальном – да, я по-прежнему работаю в одном из женевских банков, и во вторник, в свой единственный день пребывания в Женеве, снова вернулся к своим обязанностям. Приятно сохранить привычный образ жизни: все вокруг были рады меня видеть – это был потрясающий момент!
Вопрос: Хейкки, кажется, задумался, а не стоит ли перевести свои средства в ваш банк…
Роман Грожан: Очень мило с его стороны.
Хейкки Ковалайнен: Думаю, во вторник Роман отправился в банк для того, чтобы проверить свой счет и узнать, не заплатил ли ему Флавио Бриаторе!
Вопрос: Хейкки, команда не уверена в успехе на этой трассе. Почему?
Хейкки Ковалайнен: По ходу сезона подобные трассы не подходили нашей машине, однако две предыдущие гонки сложились удачно, и если нам удастся повторить подобные результаты, это будет великолепно!
Ожидания команды невелики из-за конфигурации трассы, но кто знает, что может произойти – сдаваться нельзя. Посмотрим, как пройдут свободные заезды – уверен, после Сильверстоуна мы значительно улучшили поведение машины на скоростных автодромах. Будет интересно узнать, чего мы добились.
Вопрос: Расскажите о вызове этой трассы...
Хейкки Ковалайнен: Здесь много скоростных поворотов, некоторые проходятся почти в полный газ, в них очень важен правильный баланс. Возможно, из-за того, что все повороты, за исключением Eau Rouge, проходятся не на максимальной скорости, они не кажутся настолько захватывающими. Тем не менее, основная задача – преодолеть их как можно чище, оптимально настроив машину. Нужно активно поработать в пятницу и в субботу утром.
Вопрос: Расскажите о машине с укороченной колесной базой.
Хейкки Ковалайнен: Прежде всего, в ближайший уик-энд мы не планируем выставлять сразу две машины с укороченной базой. В Валенсии у команды была некоторая неопределенность, поэтому она решила не использовать здесь ту спецификацию, на которой неделю назад выступал Льюис. Лично я был доволен машиной с длинной базой, а предложенные изменения вряд ли стали бы для меня серьезным преимуществом, поскольку я легче Льюиса и имею больше возможностей работать с балластом. Не уверен, что мы вообще привезли сюда короткобазную версию MP4-24…
Вопрос: После старта со второй позиции вы были огорчены результатами гонки в Валенсии?
Хейкки Ковалайнен: Возможно, но лишь отчасти. Было бы неплохо отыграть одну позицию, однако в целом это была моя лучшая гонка в нынешнем сезоне и всего вторая на доработанной машине, я доволен. Я стартовал с первого ряда и вполне мог завоевать поул, а в гонке результат тоже мог быть лучше, если бы не ошибка с выбором резины на финальный отрезок. Тем не менее, я остался доволен выступлением и здесь, на одной из своих любимых трасс, чувствую себя действительно здорово и с нетерпением жду завтрашнюю тренировку.
Вопрос: Себастьян, для вас предыдущий уик-энд не назовешь удачным – после двух поломок у вас в запасе на два двигателя меньше. Какими могут быть последствия?
Хейкки Ковалайнен: Если вы имеете в виду Mercedes, у меня осталось три мотора.
Себастьян Феттель: Посмотрим. Очевидно, это не самая приятная ситуация – две поломки за два дня, это скажется на стратегии команды в завершающей стадии сезона. Последнее, что можно пожелать – это штраф за замену мотора: вопрос лишь в том, что можно сделать. Мы рассматриваем все варианты – возможно, мне придется меньше работать по пятницам, и такое сокращение тестов уж точно нельзя назвать преимуществом, но, в конце концов, хотим ли мы быть наказанными? Пожалуй, лучше сидеть в боксах и пить кофе, нежели стартовать на десять позиций ниже. Посмотрим, как все сложится, но с этого момента у нас нет права на ошибку.
Вопрос: Как вы оцениваете свои шансы на титул?
Себастьян Феттель: Думаю, все еще возможно – я не намерен сдаваться. Нелегко отыграть двадцать пять очков, но мы уже видели, как быстро может меняться ситуация. Мне помогает то, что в предыдущих гонках Дженсон выступал нестабильно и не смог набрать много очков – не знаю, в чем там дело, но это сыграло нам на руку. Да, мы сами не смогли финишировать в призовой восьмерке, но судьба титула еще не решена – борьба продолжится. Сейчас мы в положении догоняющих, поэтому должны зарабатывать как можно больше очков.
Вопрос: Себастьен уже упомянул поведение машин Red Bull в Сильверстоуне. Полагаете, в Спа все будет точно так же?
Себастьян Феттель: Думаю, бельгийская трасса подойдет нашей машине лучше, чем Валенсия, но посмотрим, так ли это на самом деле. Судя по конфигурации и скорости в поворотах все должно быть в порядке, однако нужно оценить, насколько быстрой окажется RB5. Надеюсь, погода оправдает наши ожидания: если дождь – так дождь, если сухо – пусть все время будет сухо. С точки зрения борьбы в чемпионате нам нужно догонять лидеров, выигрывать гонки и зарабатывать максимум очков. Цель на уик-энд – победа, и пока наши шансы выглядят очень неплохо. Впрочем, мы не проехали ни одного круга, так что давайте подождем.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Роман и Себастьен, чего вы ждете от поворотов Спа? Есть ли среди них те, в которых вы будете вести себя более осторожно?
Себастьен Буэми: Пожалуй, на первом круге я буду очень осторожно проходить Eau Rouge. С нетерпением жду возможности проехаться по Спа, ведь это действительно красивая трасса, одна из моих самых любимых. Буду очень рад, когда этот день, наконец, закончится – скоро наступит завтра, а там посмотрим, на что мы способны.
Роман Грожан: Как сказал Себастьен, мы должны постепенно двигаться вперед. Здесь у нас более продолжительные свободные заезды, чем в GP2, есть время, чтобы оценить все отличия и понять, что делать.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Себастьен, раньше вы были самым молодым гонщиком в пелотоне, но теперь ситуация изменилась. Прессинг уменьшился? И для Романа: вы берете пример с Себастьена? В самом начале сезона он сработал очень неплохо и даже набрал несколько очков…
Себастьен Буэми: Когда вы ведете машину, вы не думаете о том, являетесь ли самым молодым или самым старым – это никак не влияет на мой пилотаж и нисколько не снижает прессинг. Честно говоря, я чувствую лишь тот прессинг, который создаю себе сам, если напарник младше меня, но это ничего не меняет.
Роман Грожан: Мне трудно сравнивать себя с кем бы то ни было – я не участвовал в тестах, провел всего одну гонку и теперь оказался на фантастической, но невероятно сложной трассе в Спа. Я готов выложиться по максимуму и набрать полезный опыт, а там посмотрим, что получится.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motor Sport News) Хейкки, настал тот период, когда все обсуждают контракты на следующий сезон. Насколько нам известно, McLaren еще не воспользовалась опционом на ваш контракт. Какие планы? Вы ведете переговоры с другими командами? Как все складывается?
Хейкки Ковалайнен: Во-первых, я не намерен публично обсуждать свой контракт – один раз я уже совершил подобную ошибку и сильно пожалел об этом. По-моему, сейчас главное – сосредоточиться на собственной скорости, и именно этим я готов заняться.
Предыдущий уик-энд на доработанной машине прошел неплохо. Я квалифицировался в первом ряду и вполне мог стоять на поуле, да и гонка могла сложиться удачнее, если бы не проблемы на финальном отрезке – впрочем, мне по силам закрепить этот результат. Спа – фантастическая трасса, сейчас все мои мысли связаны с ней.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Себастьян, после гонки в Валенсии Дженсон Баттон выглядел недовольным. Он сказал, что вы зацепили его в первом повороте, из-за чего он откатился на девятую позицию. Еще Дженсон добавил, что агрессия может быть как простой, так и избыточной. Вам не кажется, что Баттон говорил именно о вас? Вы действовали не слишком агрессивно?
Себастьян Феттель: Я не слышал об этом. Мы здесь ради гонок – возможно, мне следовало поговорить с Дженсоном, если это стало для него проблемой. Я стараюсь выступить как можно лучше, защитить свою позицию… больше мне нечего добавить.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Кажется, в дело вмешивается фактор борьбы за титул?
Себастьян Феттель: Мы не намерены просто так сидеть в кокпите и уступать сопернику, стартовавшему позади. В момент старта совершенно не важно, сколько у тебя очков: ты пытаешься защитить позицию и пробиться вперед. В Валенсии у меня не было ни единого шанса остаться впереди Кими – у него на руле есть кнопка, с помощью которой он легко прошел меня по внешнему радиусу. Я стоял на грязной стороне и понимал, что в первом и втором поворотах крайне важно оказаться на внутреннем радиусе, поэтому старался как можно быстрее занять нужную траекторию. С моей стороны обошлось без проблем, но, возможно, мне следовало поговорить с Дженсоном после гонки.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос ко всем: будучи самыми молодыми гонщиками в свой дебютный сезон, что вы думаете о желании Рубенса Баррикелло продолжать карьеру и выигрывать гонки? Через пятнадцать лет вы будете такими же мотивированными?
Себастьян Феттель: Мне нравится пилотировать машину, и я вижу, с каким удовольствием Рубенс залезает в кокпит, но десять или пятнадцать лет – очень долгий срок. Если бы кто-то подошел к Рубенсу в его дебютном сезоне и сказал: «Ты проведешь более 260 Гран При», ему было бы трудно представить, сколько времени это займет.
По-моему, нужно шаг за шагом строить карьеру – пока ты всем доволен, ты не думаешь о возрасте. Пару лет назад Дэвид Култхард заметил: «Пока ты достаточно быстр, ты не можешь быть старым, но стоит обрести скорость – и ты уже не молод». Не думаю, что возраст имеет значение. Когда становишься толстым и седым – да, но Рубенс в отличной форме.
Хейкки Ковалайнен: Рубенс выступает действительно здорово. Мне же трудно представить, что я буду делать в возрасте 37 или 38 лет. Хочется верить, что я буду в отличной форме, но если наступит день, когда я не смогу выкладываться на 100%, придется остановиться. Впрочем, вряд ли это случится в ближайшее время.
Роман Грожан: Невозможно предугадать, чем будешь заниматься в ближайшие пятнадцать лет. Разумеется, для всех присутствующих здесь гонщиков Формула 1 – лучший спорт в мире. Мы не хотим покидать чемпионат, и лучшее, что мог сделать Рубенс – это одержать победу в предыдущей гонке. Он доказал, что по-прежнему быстр и не испытывает проблем с возрастом.
Себастьен Буэми: Думаю, парни уже все сказали. Главное – наслаждаться гонками: только тогда ты будешь по-настоящему быстр. Рубенс выиграл гонку и доказал, что можно быть быстрым даже тогда, когда ты намного старше своих соперников. Честно говоря, сейчас я не представляю себя через пятнадцать лет, но если я буду выступать так долго, то почему бы мне не быть таким же целеустремленным, как Рубенс?
Вопрос: (Йоонас Партанен – Iitalehti) Хейкки, вас критиковали за невысокий темп в гонке. Считаете критику оправданной? Если да, то в чем проблема?
Хейкки Ковалайнен: Во-первых, никто в команде не критиковал мой гоночный темп. Я разговаривал со многими сотрудниками и не раз подчеркивал, что могу выступать еще лучше – вот и недавний этап в Валенсии сложился намного удачнее предыдущих гонок. Многое зависит от стиля пилотирования, от обращения с шинами – иногда ты получаешь мягкую резину, иногда более жесткую, и то, как ты расходуешь ее в гонке, напрямую влияет на результат. Именно над этим я работал в последние несколько недель, а в остальном мне нечего добавить.
Вопрос: (Балаз Вайта – Autosport Es Formula) Хейкки, как все мы прекрасно знаем, в Спа велика вероятность дождя. Мой вопрос будет состоять из двух частей: во-первых, надеетесь ли вы, что ваша машина будет быстрее на мокрой трассе, чем на сухой, а во-вторых, насколько иначе будет вести себя короткобазная MP4-24 в условиях дождя?
Хейкки Ковалайнен: Трудно сказать, будет ли машина вести себя лучше в условиях сухой или, наоборот, влажной погоды. Надеюсь, скорость MP4-24 будет практически одинаковой в любых условиях. Если у вас достаточно сцепления и прижимной силы, вы будете быстры как в дождь, так и на сузом асфальте, а если этого нет – ждите проблем. Гораздо больше зависит от количества воды на трассе и шин, на которых вы едете: промежуточная или дождевая резина – этот фактор может определить исход гонки. В целом я считаю, что в случае дождя трудно что-либо предугадать.
Вопрос: (Панагиотис Сейтанидис – Antenna TV) Себастьян, вы сказали, что будете рады любой погоде. Но если трасса действительно подходит вашей машине, вы предпочтете гонку в сухих или влажных условиях?
Себастьян Феттель: В конце концов, наша цель – набрать максимум очков, поэтому я бы хотел выступать в условиях, позволяющих выиграть гонку. Не важно, сухо, мокро, или все разом – нужно быть быстрым вне зависимости от погоды.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motor Sport News) Роман, неделю назад вы дебютировали в Гран При, но оказались участником странного инцидента на пит-лейн, когда Лука Бадоер уступил вам дорогу. Вы, гонщики, привыкли бороться на трассе, однако приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным? О чем вы думали в тот момент?
Роман Грожан: Борьба продолжается и в боксах – я отыграл позицию, что было весьма неплохо. Ситуация действительно странная, но она ничем не отличается от того, что я видел в GP2. Это один из вариантов отыграть позицию, который впоследствии очень помог мне в гонке.
Вопрос: (MC) Роман, не могли бы вы сравнить гонки GP2 и Формулу 1. Когда смотришь этапы GP2, они кажутся весьма хаотичными, тогда как Формула 1 выглядит более упорядоченной. Ваше мнение на этот счет?
Роман Грожан: Честно говоря, я был удивлен, насколько трудно преследовать соперника в Формуле 1. Не знаю, почему так происходит, но на первом отрезке гонки я очень долго висел за Лукой Бадоером и не мог подобраться ближе, чем на 0,8 секунды. В таком случае ты неизбежно теряешь прижимную силу.
Видимо, все дело в конструкции машин – в GP2 они одинаковые, а от граунд-эффекта там зависит больше, нежели от аэродинамики. Формула 1 использует аэродинамическую прижимную силу и не полагается на граунд-эффект, поэтому здесь нам гораздо труднее приблизиться к впереди идущей машине.
Перевод: Валерий Карташев