1. Кими Райкконен (Ferrari) - 1 ч. 23 мин. 50.995 сек.
2. Джанкарло Физикелла (Force India) - 1 ч. 23 мин. 51.934 сек.
3. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 ч. 23 мин. 54.870 сек.
Вопрос: Кими, это ваша четвертая победа в Спа. Для команды сезон складывался непросто, но сегодня вы празднуете успех...
Кими Райкконен: Да, год никак не назовешь простым. С первой гонки, мы отставали от топ-команд, но потом, к Барселоне, добились заметного прогресса. Однако этого было недостаточно, а сейчас, уже на протяжении нескольких Гран При на нашей машине не появляются новые компоненты, основные усилия направлены на подготовку к следующему сезону.
Прошло немало времени с тех пор, когда я побеждал в прошлый раз, так что сегодня результат можно назвать идеальным. Я хотел выиграть в этом году хотя бы одну гонку, и теперь мы постараемся удержать третье место в Кубке конструкторов.
Сегодня нам пришлось потрудиться, чтобы победить. Возможно, наша машина была не самой быстрой, если судить по результатам прохождения кругов, и все же в ходе гонки мы смогли удерживать лидерство, не пропустив никого вперед. Отличный результат для всей нашей команды! Надеюсь, до конца чемпионата мы еще сможем добиться успехов, но на этой трассе я всегда выступаю неплохо. Посмотрим, что получится в финальной части сезона.
Вопрос: Джанкарло, восемь очков – лучший результат в истории Force India, но вам не кажется, что вы могли выиграть эту гонку?
Джанкарло Физикелла: Второе место – отличный результат для нашей команды. Сегодня важно было заработать очки, и восемь очков за второе место – это действительно здорово, но, знаете, на дистанции я был быстрее Кими.
На старте он смог выйти вперёд, благодаря KERS – жаль, что это произошло, ведь позади Райкконена я ехал в его темпе. Мы использовали одинаковую стратегию, и на финише я уступил всего секунду. Одна секунда от лидера – отличный результат, но сегодня мы действительно могли победить.
Вопрос: Себастьян, вы проехали лучший круг и потому я задам вам тот же вопрос: вам не кажется, что сегодня вы упустили свой шанс, или же вы рады отыграть еще несколько очков у Дженсона Баттона?
Себастьян Феттель: Думаю, мы отыграли больше очков, чем кто бы то ни было, и если взглянуть на таблицу чемпионата, это действительно неплохой результат. Нелегко начинать гонку из середины пелотона: я неплохо стартовал, но когда заметил, что Ник Хайдфельд выехал за пределы трассы, повел себя излишне консервативно.
Как правило, при возвращении на траекторию машину легко срывает в разворот – я сбросил скорость и тут же пропустил Нико Росберга. Пришлось отыгрываться после рестарта, но из-за всех этих событий мы сильно отстали от лидеров.
На втором и третьем отрезках машина вела себя великолепно, я не допускал ошибок, атаковал, как в квалификации. Мы ехали намного быстрее лидеров даже того, когда у нас было чуть больше топлива. Да, мы оступились в самом начале, но итоговый результат все-таки неплох. Нам удалось сократить отставание от Brawn – я набрал больше очков, чем Дженсон и Рубенс, за что огромное спасибо команде и Renault.
После всех неудач в предыдущих гонках приятно снова добраться до финиша – хорошо, что мотор позволил закончить дистанцию. Нам не повезло с недавними поломками, но мы вернулись в борьбу и после долгого перерыва вновь увидели клетчатый флаг.
Вопрос: Кими, ключевым моментом гонки стала атака на Джанкарло после рестарта на пятом круге. Расскажите, как вам удался тот обгон?
Кими Райкконен: Я понимал, что должен обойти Джанкарло на первых кругах, я знал, что мы должны дозаправляться одновременно. Если бы я не сделал это после того, как машина безопасности покинула трассу, ситуация бы здорово осложнилась, ведь сегодня Force India была очень быстра.
Я постарался поближе подобраться к машине Джанкарло перед первым поворотом, потом держался вплотную за ним в Eau Rouge. На вершине холма возникла острая недостаточная поворачиваемость, я едва не вылетел с трассы, но потом использовал KERS, и довольно легко обошел Физикеллу. После этого надо было просто избежать ошибок…
Вопрос: Джанкарло, на подиуме вы стояли рядом с Кими. Не думаете, что в Монце станете его напарником?
Джанкарло Физикелла: Это лишь домыслы, вчера я уже говорил о том, что сосредоточен только на предстоящей гонке, а теперь все мои мысли связаны с Монцей и Force India.
Вопрос: Себастьян, что думаете о ходе сезона? Чего вы можете добиться в оставшихся гонках?
Себастьян Феттель: Кажется, борьба продолжается. Этот действительно невероятный сезон: когда я был маленьким мальчиком и следил за гонками Формулы 1, они зачастую оказывались скучными, с первого этапа можно было понять, кто и насколько конкурентоспособен.
Вы сами видели, насколько быстрой оказалась Force India – скорее всего, они будут быстры и в Монце. Трасса требует низкой прижимной силы, результаты могут варьироваться, и здесь главное – стабильность, которую нельзя назвать нашей сильной стороной. Тем не менее, мы по-прежнему сражаемся за титул: сегодня удалось отыграть у Дженсона шесть очков, что тоже неплохо. Не знаю, что с ним произошло – я видел его машину в пятом повороте, должно быть, случился какой-то инцидент.
Нужно постепенно сокращать отставание – было бы здорово финишировать первым, но после вчерашнего результата третье место – это максимум, чего мы могли добиться. Впрочем, все еще возможно, мы продолжим борьбу!
Вопрос: Кими, расскажите о вашем отношении к этой трассе. Здесь вы четыре раза финишировали первым…
Кими Райкконен: Не думаю, что в этом есть нечто особенное – к сожалению, в прошлом году мы упустили победу буквально на последнем круге.
Впрочем, многим гонщикам нравится Спа. Это классическая трасса с плавной конфигурацией и естественным рельефом – она расположена в лесном массиве, и здесь есть все необходимое для интересной гонки. С того момента, как я впервые приехал сюда много лет назад, мне всегда сопутствовала удача, но я об этом не задумываюсь.
В Спа приятно побеждать, эти гонки интересны и для зрителей, и для команд. Нам удался очень неплохой уик-энд – разумеется, вчера мы могли сработать чуть лучше и облегчить себе задачу, но в итоге одержали победу, и это главное. Постараемся закрепить результат в ближайших гонках!
Вопрос: Кими, что значит для вас эта победа?
Кими Райкконен: Мы очень старались победить. Разумеется, мы знали, что машина уступает в скорости лидерам чемпионата, но в предыдущих гонках она выглядела очень неплохо – в Венгрии мы были близки к победе.
Здесь у нас все получилось, но результат зависит от трассы. Тем не менее, успех очень важен для команды, особенно после всех неприятностей этого сезона. Мы не можем рассчитывать на победу в каждой гонке, поэтому должны всякий раз выкладываться по максимуму, понимая, что все зависит не только от того, сработаем ли мы на 100%, но и от того, произойдет ли нечто непредвиденное, как было во вчерашней квалификации. Это обеспечило нам лучшие шансы.
Вопрос: Насколько серьезным был прессинг со стороны Джанкарло?
Кими Райкконен: Я знал, что он едет быстрее. Возможно, мы совершили ошибку, когда во время первого пит-стопа поставили жесткую резину – она плохо прогревалась и пришла в нормальное состояние лишь за три круга до следующего визита в боксы. Я взвинтил темп, поскольку понимал, что если останусь впереди Джанкарло после дозаправки, то ему будет очень нелегко провести атаку. Иногда он подбирался практически вплотную, но я задействовал KERS, не позволяя ему сесть в слипстрим. Здесь трудно обгонять, поэтому с зашитой позиции не возникло проблем.
Вопрос: Вы были единственным, кто широко вышел из первого поворота. Вы обсуждали этот маневр с командой?
Кими Райкконен: Нет. Поначалу я пытался вернуться на траекторию, но, кажется, Ник Хайдфельд или кто-то еще слишком быстро занял внутренний радиус, вытеснив Ярно Трулли к обочине – мне было некуда деться! Пришлось ехать прямо, а затем возвращаться на трассу – к счастью, это сработало. Мы не планировали ничего подобного, у меня просто не было выбора.
Вопрос: Возможно, в таком случае вы могли чуть раньше задействовать KERS?
Кими Райкконен: Нет, там было слишком много кочек, а год назад я уже закончил гонку на обочине. К тому же, вряд ли бы это сыграло какую-то роль: если бы я оставался на трассе, я бы сразу же активировал систему. Поверьте, окажись такой вариант прохождения поворота быстрее, я бы всякий раз ехал точно так же, но это был не тот случай.
Вопрос: Что думаете о шансах в Монце?
Кими Райкконен: Нам будет очень нелегко. Наша машина не так хорошо справляется с поребриками, а в Монце это ключевой фактор Мы не можем атаковать поребрики так, как нам хочется, поэтому возникнут определенные трудности. Впрочем, посмотрим, как поведет себя F60, а там решим, что делать.
Вопрос: Джанкарло, кажется, у вас смешанные чувства. С одной стороны, вы могли выиграть гонку, с другой – здорово финишировать вторым. Счастье и разочарование…
Джанкарло Физикелла: Если бы перед началом уик-энда вы спросили нас о желаемом результате, мы бы ответили, что восьмое место было бы фантастическим достижением, а сейчас мы вторые. Потрясающий уик-энд: мы завоевали поул, а поскольку в гонке я ехал быстрее Кими, вполне могли финишировать первыми, но, к сожалению, не повезло с машиной безопасности.
После старта, уже к восьмому повороту, я оказался в 2,5-3 секундах впереди Кими: возможно, моя машина была чуть легче, но и расход топлива был меньше – я хорошо отработал за сейфти-каром. Мы выбрали практически одинаковую стратегию, и я мог с легкостью выиграть гонку…
Впрочем, второе место – фантастический результат, я рад за себя и команду. Машина была стабильна на обоих составах резины – я удивлен нашей скорости и надеюсь продолжить в том же духе!
Вопрос: Какой-то из составов работал лучше?
Джанкарло Физикелла: Я начал гонку на мягкой резине, второй отрезок также провел на ней, а затем мы поставили жесткую. Лучше всего резина работала именно в конце гонки, но тогда машина была чуть легче, чем на середине дистанции. Мне трудно делать выводы, я все время находился позади Кими, и не мог оценить свой реальный темп: иногда я немного отставал, затем нагонял – в общем, я ехал гораздо быстрее его.
Вопросы: Каковы шансы на Монцу? Насколько быстрой будет машина?
Джанкарло Физикелла: Известно, что мы достаточно быстры на прямых. Монца – очень скоростная трасса, но здесь, в Спа, наша аэродинамика работала очень эффективно. Разумеется, для следующего этапа мы подготовим другую конфигурацию, но у нас есть причины для оптимизма. Не скажу, что мы повторим сегодняшний результат – это было бы фантастикой – но финиш в призовой восьмерке стал бы неплохим достижением.
Вопрос: Несмотря на то, что вам в течение практически 90 минут пришлось наблюдать перед собой машину Ferrari, следующую гонку вы проведете в Force India?
Джанкарло Физикелла: Вчера я уже говорил, что сосредоточен на гонке за Force India. Пока меня не звали в Ferrari, все мои мысли связаны с Монцей и Force India, если они все-таки пригласят меня, мне придется всерьез подумать.
Вопрос: Себастьян, все встало на свои места, когда вам удалось опередить Роберта Кубицу в борьбе за третье место…
Себастьян Феттель: Да, но гонка началась немного раньше. При старте с восьмой позиции первый отрезок получился очень непростым. Я неплохо ушел на дистанцию, но в первом повороте мне было некуда деться и, к сожалению, на подъеме после Eau Rouge, я отстал от группы соперников. Марк Уэббер сразу же пристроился в слипстрим, прошел меня по внешнему радиусу, а чуть позже я повел себя излишне осторожно, заметив, как машины одна за другой съезжают с трассы.
Кажется, Ник Хайдфельд вышел слишком широко – по опыту вчерашней квалификации я знал, что в такой ситуации машину может развернуть, поэтому убрал ногу с педали газа и тут же пропустил Нико Росберга. Что ж, подобное иногда случается, но после рестарта я вернул позицию – это было очень важно, поскольку Нико ехал с большим количеством топлива. Впрочем, из-за всей этой борьбы я снова отстал от лидеров, а догонять было крайне непросто.
Тем не менее, мы сработали здорово, продемонстрировали неплохую скорость. Пожалуй, у нас был самый длинный второй отрезок, однако мне удавалось держаться за лидерами и Робертом, что позже привело к третьей позиции. В конце гонки я ехал на пределе, однако максимум, что мог сделать – это сокращать отставание на полсекунды с круга. Получается, с точки зрения чистой скорости машина позволяла бороться за победу, однако все испортил вчерашний результат.
Тем не менее, я рад третьему месту, особенно после всех неудач предыдущих двух гонок. Хочу сказать отдельное спасибо Renault – в прессе разгорелось немало споров о нашем дальнейшем сотрудничестве, но в этот раз они сработали действительно здорово. Из-за двух отказов двигателя мы оказались в крайне непростой ситуации, но сегодня все сложилось вполне удачно. Шесть очков – лучший результат среди претендентов на титул, так что я доволен.
Вопрос: Какой комплект шин оказался более эффективным? Вы проехали лучший круг в самом начале финального отрезка…
Себастьян Феттель: Верно. Честно говоря, в пятницу мне пришлось беречь мотор, к тому же, состояние трассы было совсем не таким, как в гонке, и определиться с шинами оказалось непросто.
С жесткой резиной у нас всегда возникали проблемы – очевидно, поэтому мы упустили соперников в самом начале первого отрезка. Позже я набрал темп, машина вела себя все лучше, но на втором отрезке ситуация повторилась – жесткий состав плохо прогревался.
На третьем отрезке я очень рано проехал лучший круг, что объясняется свежим комплектом шин и оптимальным состоянием трассы, а затем попытался сократить отставание, но оно оказалось слишком велико. Оставалось лишь контролировать преимущество над Робертом – мы сбавили обороты и спокойно доехали до финиша.
Вопросы с мест
Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Джанкарло, команде удалось добиться существенного прогресса. Почему это стало возможным, насколько сегодняшний результат объясняется вашим умением пилотировать машину на бельгийской трассе?
Джанкарло Физикелла: В Валенсии мы представили новую аэродинамику, позволившую отыграть 0,6 секунды – это стало значительным шагом вперед. У нас была реальная возможность пробиться в первую десятку, да и темп был пусть не настолько хорош, как сегодня, но и не так уж плох. Сюда мы привезли практически такую же машину, но установили иные антикрылья, и с первых минут VJM02 вела себя очень неплохо – баланс был не оптимальным, но с точки зрения скорости все складывалось удачно, а в субботу утром с правильным балансом дела пошли еще лучше.
Кроме того, Спа – одна из моих самых любимых трасс, здесь я всегда чувствовал себя уверенно и мог нащупать предел. Впрочем, никогда не знаешь, почему, к примеру, команды вроде McLaren поначалу едут медленно, а затем побеждают. Вчера Ярно Трулли говорил то же самое – в предыдущей гонке он плелся в хвосте, а в этот раз стартовал вторым и мог выиграть Гран При. Трудно делать выводы, но мы добились прогресса, и это главное.
Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Кими, отличный результат. Вы говорили, что в последнее время Ferrari практически не дорабатывает F60, но вам удалось заработать два подиума и победу. Получается, дело в вас, а не в машине?
Кими Райкконен: Каждый может решить это для себя. Сейчас мы несколько иначе работаем с машиной – в начале сезона команда выбрала иной путь, но в предыдущих гонках вернулась к проверенным вариантам. Конечно, F60 не настолько быстра, как хотелось бы, однако она очень послушна, а когда ты можешь вести машину так, как тебе хочется, это обеспечивает лучшие шансы. Я доволен тем, как она работает, но с большей прижимной силой ее скорость была бы намного выше.
Впрочем, мы не планируем никаких обновлений, прекрасно представляем, на каких позициях находимся, но если машина едет действительно неплохо, нам по силам бороться за хороший результат. Трудно рассчитывать на большее количество первых мест, но в оставшихся гонках можно надеяться на подиумы и, при определенном стечении обстоятельств, на одну победу.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, вы могли бы победить без KERS? Когда использование системы было особенно важным: в момент атаки, или в случае обороны позиции?
Кими Райкконен: Нет смысла рассуждать, мог бы я выиграть без KERS или нет. Мы победили, а KERS использовалась практически в каждой гонке – это факт. Система действительно помогла на старте – я неплохо разогнался, сразу обогнав Баррикелло – не знаю, что с ним произошло, но дополнительное ускорение все равно пошло на пользу. Чуть позже с помощью KERS я прошел Роберта, а затем и Физикеллу – система сработала действительно неплохо, но мы привыкли использовать ее в каждой гонке и не планируем отказываться.
Вопрос: (Оттавио Давидди – Tuttosport) Кими, ходят слухи о том, что Джанкарло может стать вашим напарником. Могу я узнать ваше мнение о нем?
Кими Райкконен: Мне совершенно безразлично, кто находится за рулем второй машины, это решение зависит не от меня. Выбор за командой, но, в сегодняшней гонке Force India ехала быстрее, поэтому ситуация немного осложняется…
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Кими, вы говорили, что по-другому используете KERS для обороны позиции. Не могли бы пояснить, что именно вы делаете?
Кими Райкконен: Я использую KERS в самый последний момент, чтобы обеспечить себе лучшую скорость в конце прямой – в этом все отличие.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, если верить слухам, вы несколько осложнили Ferrari жизнь. Высказывались предположения, что вы можете уйти из команды, поскольку не выступаете на достаточно высоком уровне, хотя не так давно добивались хороших результатов. Сегодня что-то внутри вас вызвало к жизни настоящего Кими Райкконена?
Кими Райкконен: Нет, ничего не изменилось, мы всего лишь разобрались с машиной. В Монако мы выглядели достаточно неплохо, так же, как в Венгрии или в Валенсии. Спа не похожа на другие автодромы, но везде, где машина ехала быстро, команда выступала удачно. Лично я не делал ничего принципиально нового – мы просто добились неплохого результата и надеемся закрепить успех. Полагаю, в некоторых гонках нам придется нелегко, но мы все равно попытаемся.
Что касается слухов о следующем сезоне – они появляются ежегодно, я не обращаю на них внимания. У меня есть контракт – следовательно, мне не о чем беспокоиться. В конце концов, решение зависит не от меня – посмотрим, как все сложится. Возможно, у Ferrari есть какие-то иные варианты, но, насколько мне известно, никаких перемен не планируется.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Кими, учитывая данные о количестве топлива, вы должны были поехать в боксы на два круга позже Джанкарло. Физикелла сказал, что за машиной безопасности он смог сберечь немного топлива – полагаю, вы поступили точно так же, но почему совершили пит-стоп на том же круге?
Кими Райкконен: Не знаю, трудно сказать. Некоторые моторы расходуют больше топлива, чем другие – очевидно, в этом плане мы уступаем Renault и McLaren. Следуя за машиной безопасности, я активно прогревал резину и не старался сэкономить как можно больше топлива, но этот план сработал: после рестарта мы сразу захватили лидерство, а это гораздо важнее, чем дополнительный круг перед пит-стопом.
Вопрос: (Йоонас Партанен – Iitalehti) Кими, с момента вашей предыдущей победы прошло почти полтора года – на верхней ступеньке подиума вкус призового шампанского ощущается гораздо лучше, нежели в случае со вторым или третьим местом? И еще: кое-кто предполагал, что вы не станете подстригать волосы до тех пор, пока снова не выиграете гонку. Планируете визит к парикмахеру?
Кими Райкконен: Не вижу в этом никакого смысла. Как вы знаете, в Формуле 1 всегда есть место слухам, но победа ничего не меняет, да и шампанское остается точно таким же. Будь ты первым, вторым или третьим, тебе совершенно не важно, что в этой бутылке, но в случае победы ощущения гораздо более приятные. Сегодняшний результат хорош и для меня, и для команды – это действительно здорово!
Перевод: Валерий Карташев