Участники: Камуи Кобаяши (Sauber), Сакон Ямамото (HRT), Адриан Сутил (Force India), Льюис Хэмилтон (McLaren), Михаэль Шумахер (Mercedes GP)
Вопрос: Камуи, впереди домашний Гран При – кажется, вы давно не гонялись в Сузуке. С 17 лет, не так ли?
Камуи Кобаяши: Да, в последний раз я гонялся в Сузуке семь лет назад – довольно давно. Здорово, что мы снова возвращаемся на эту трассу!
Вопрос: В прошлом году вы участвовали в пятничных свободных заездах…
Камуи Кобаяши: Это была всего лишь тренировка в дождевых условиях – думаю, на этот раз у меня будет больше возможностей освоить машину и трассу и показать хороший результат. Пока мой опыт выступлений в Сузуке крайне мал – за рулем машины Формулы 1 я ездил здесь только под дождем.
Вопрос: Год назад вы дебютировали в Формуле 1. Что изменилось с тех пор?
Камуи Кобаяши: Для меня 2009 год стал по-настоящему поворотным – тогда многое изменилось, но, несмотря ни на что, я по-прежнему выступаю в чемпионате благодаря своим болельщикам и спонсорам.
Вопрос: Sauber подтвердила ваш контракт на следующий сезон. Что скажете?
Камуи Кобаяши: Для меня это еще один повод гордиться собой. Поначалу сезон складывался очень непросто, но в предыдущих двух Гран При я стабильно зарабатывал очки. Команда довольна моей работой – осталось лишь провести последние несколько гонок на максимальном уровне.
Вопрос: Сакон, как самочувствие? Вы в порядке?
Сакон Ямамото: Да, в полном. Прежде всего, хочу сказать вот что… В начале недели мы получили горестное известие: наш коллега – он был спортивным журналистом и должен был приехать в Сузуку – но не сложилось… Земля пухом….
Для меня приезд в Сузуку – всегда нечто особенное: на этой трассе я начал заниматься картингом, не раз наблюдал за проводимыми здесь этапами Формулы 1 – приятно вернуться сюда в статусе действующего гонщика. Я горжусь этим и надеюсь на хорошую гонку перед домашними трибунами.
Вопрос: Как вы оцениваете свое будущее в HRT? На ближайшие несколько гонок и на следующий сезон…
Сакон Ямамото: Пока ничего не ясно, но я выкладываюсь по максимуму и надеюсь остаться в команде.
Вопрос: Вернемся к трассе – чем сложна её конфигурация?
Сакон Ямамото: По-моему, первый сектор – один из наиболее сложных: от первого до десятого поворота мы ни секунды не едем по прямой – все время то вправо, то влево. Тем не менее, я обожаю этот участок трассы – учитывая ограниченные возможности команды адаптироваться будет нелегко, но мы постараемся сработать предельно эффективно.
Вопрос: Адриан, в прошлом году в Сузуке вы квалифицировались четвертым, правда, вам не пришлось стартовать с завоеванной позиции. Каковы шансы в этот раз?
Адриан Сутил: Надеюсь, неплохие – эта трасса подходит нам лучше, чем предыдущие, поэтому я надеюсь на финиш в первой десятке. Сейчас главное – стабильно зарабатывать очки: нам важен любой призовой результат. С нетерпением жду гонку – это интересная трасса, с ней у меня связано немало хороших воспоминаний.
Вопрос: Говоря о вашем будущем, все чаще упоминают команду Renault...
Адриан Сутил: Пока никаких комментариев – скоро все станет ясно. Мне бы не хотелось затягивать с решением – надеюсь определиться в ближайшее время.
Вопрос: Через две недели должен состояться дебютный Гран При Кореи. Как вы готовитесь к гонке? На какой результат рассчитываете?
Адриан Сутил: У нас есть видеозапись круга по корейской трассе – я просматривал её, после гонки в Сузуке мы поработаем на симуляторе и сможем, по крайней мере, запомнить конфигурацию. Такая тренировка – не лучший вариант: нам всем необходимо хоть недолго поработать в реальных условиях. Надеюсь, у нас будет такая возможность. На видеозаписи трасса выглядит не идеально, но я все равно с нетерпением жду этот Гран При. Приезд в новую страну – тоже своего рода вызов: Корея стоит особняком от остального мира, но нас, впрочем, заботят исключительно гонки.
Вопрос: Вам не доводилось бывать там раньше? Может, гонялись там в Формуле 3?
Адриан Сутил: Нет, я впервые приеду в Корею.
Вопрос: Льюис, а вы уже бывали в Корее?
Льюис Хэмилтон: Да.
Вопрос: Вы помните свои гонки?
Льюис Хэмилтон: Я выступал там в Формуле 3 – кажется, это было после гонки в Макао. Плохо помню конфигурацию, но там точно была одна очень узкая шикана. Я квалифицировался первым – это был мой дебютный поул в Формуле 3 – но потом меня выбил с трассы кто-то из соперников. В остальном уик-энд прошел неплохо.
Вопрос: Если говорить о Сузуке, чем сложна эта трасса?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, я рад снова приехать в Японию. Прошлогодний Гран При сложился для нас весьма удачно – кроме того, мне всегда нравилось наблюдать за гонками в Сузуке. Я следил за выступлениями Михаэля, Айртона Сенны, Алена Проста – мне всегда казалось, что Сузука – одна из сложнейших трасс чемпионата.
Первый приезд был настоящим событием, и я с нетерпением ждал возвращения. В прошлом году на тренировке мы проехали совсем небольшую дистанцию, впрочем, здесь её всегда недостаточно. Первый сектор – нечто потрясающее: поворот следует за поворотом, ритм поистине великолепный – и так продолжается на протяжении практически всего круга. С нетерпением жду начала завтрашних свободных заездов!
Вопрос: Мартин Уитмарш заметил, что в предыдущих четырех гонках до финиша доезжала лишь одна машина McLaren. Разумеется, он ждет лучших результатов, да и его гонщикам наверняка хочется чаще видеть клетчатый флаг. Вам нужно избегать неприятностей, но в какой степени это зависит от вас?
Льюис Хэмилтон: Гонщики всегда выступают на грани, всегда пытаются отыграть позицию и вместе с тем избежать инцидентов. Кто-то атакует чуть агрессивнее, кто-то реже обгоняет. Гонки есть гонки, и инциденты неизбежны. Тем не менее, в Формуле 1 я провел немало результативных Гран При, заработал много очков, так что в целом ситуация выглядит неплохо.
Вопрос: Михаэль, ваши достижения в Сузуке впечатляют – шесть побед, причем в половине Гран При вы стартовали с поула! Что скажете о трассе?
Михаэль Шумахер: С точки зрения гонщика эта трасса, пожалуй, едва ли не самая захватывающая в сезоне. О первом секторе уже говорили – он действительно великолепен и для всех нас из года в год остается настоящим вызовом.
Вопрос: Как проходит подготовка к Корее? Какова программа тренировок?
Михаэль Шумахер: Возможности тренировки весьма ограничены – да, у нас есть симулятор, но пока никому не доводилось вживую гоняться по трассе, так что эффект от работы минимален. Как в случае с Сингапуром, я постараюсь как можно раньше приехать на автодром и поближе познакомиться с конфигурацией.
Вопрос: Вам не раз задавали этот вопрос, но спрошу еще раз. Мы приближаемся к вашего первого сезона с момента возвращения в Формулу 1 – как прошел этот год?
Михаэль Шумахер: Сложнее, чем предполагалось. После прошлогодних результатов команды ожидания были очень высоки, однако мы не смогли их оправдать. Опять же, речь идет о долгосрочном проекте, и если вспомнить, сколько времени потребовалось для успеха таким командам, как Benetton и Ferrari, добиться подобного в краткосрочном периоде не представляется возможным. Мы привыкли иметь такую же штатную численность, как топ-команды, однако в силу различных обстоятельств количество сотрудников заметно сократилось, и теперь Mercedes GP уступает лидерам. Задача осложнилась, но мы уже делаем все возможное, чтобы вернуться на победный уровень, хотя на это, разумеется, уйдет некоторое время.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кэрол Кэпитейн – L'Equipe) Вопрос для Льюиса, Адриана и Михаэля: судя по недавним гонкам и, в частности, по этапу в Сингапуре, Марк Уэббер привык отстаивать свою позицию в пелотоне, и обогнать его крайне непросто. Полагаете, после Сингапура австралиец будет вести себя еще более уверенно? И еще: насколько легко нащупать предел возможного, оставаясь в атаке или защищая свою позицию?
Льюис Хэмилтон: Вопрос об обгонах, так ведь? Сингапур – очень непростая трасса, требующая значительной прижимной силы, но я не знаю, были ли там обгоны, поскольку не смотрел запись гонки. Сузука тоже требовательна к аэродинамике, но здесь есть длинные прямые и, значит, возможностей для атаки чуть больше. Судя по предыдущим сезонам, Гран При Японии всегда получается богатым на обгоны, особенно если дело происходит в дождь. В этот уик-энд нам обещают непогоду – уверен, мы непременно увидим несколько интересных маневров!
(ведущий поясняет суть вопроса)
Льюис Хэмилтон: Извините, я не сразу понял. Вряд ли ситуация в Сингапуре обеспечила Марку лучшие возможности. Каждый гонщик старается максимально осложнить жизнь атакующему сопернику – разумеется, никто не хочет попадать в аварию, и мы всячески пытаемся этого избежать, но при борьбе колесо в колесо, да к тому же на высоких скоростях, легко допустить ошибку. Тем не менее, я не считаю, что этап в Сингапуре что-либо изменил – это всего лишь гонки.
Михаэль Шумахер: В принципе, мы всегда едем в примерно одинаковом темпе – в Формуле 1 обгоны в любом случае затруднены, и конфигурация трасс не облегчает задачу. В Сингапуре очень короткие прямые, и для атаки нужны особые обстоятельства – вроде тех, что сложились для Роберта Кубицы. У него был свежий комплект шин и настройки на максимальную скорость: в таких условиях можно попробовать опередить соперника, но в нормальных это практически невозможно. У тебя появляется шанс, машины сближаются, и происходит контакт – сценарий, по сути, неизбежен.
Вопрос: Но разве отдельные гонщики не могут быть исключением из правил?
Михаэль Шумахер: Нет. Ситуация в целом стандартная – не думаю, что в Сингапуре мы видели что-то такое, способное ее изменить.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Михаэля. Вы назвали Mercedes GP долгосрочным проектом, упомянув при этом Benetton и Ferrari. В те годы вам было двадцать, а сегодня уже за тридцать – существует ли риск того, что ваши силы иссякнут до того момента, как цель будет достигнута, и что плодами ваших усилий смогут воспользоваться другие гонщики вроде Нико Росберга?
Михаэль Шумахер: Как раз поэтому мы с самого начала говорили о трехлетнем соглашении – надеюсь, за это время я успею воспользоваться результатами работы. Мы движемся в правильном направлении, а все наши модификации, ошибки и последующие корректировки позволяют мне чувствовать себя намного увереннее. Наша цель – сделать то, на что раньше уходило от четырех до пяти лет, за гораздо меньший промежуток времени. В таком случае я смогу оценить общий эффект.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Михаэль, учитывая ваш опыт, на кого из пяти претендентов на титул вы бы поставили свои деньги?
Михаэль Шумахер: Если вы хотите потерять деньги, можете ставить на любого. Сезон складывается великолепно – в силу разных причин многие гонщики до сих пор претендуют на титул, хотя мы видели немало сходов и различных инцидентов. Такого не мог предположить никто, поэтому я не стал бы рисковать своими деньгами и делать ставки – разве что скрещу пальцы за одного из своих друзей, только и всего.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) И кто бы это мог быть?
Михаэль Шумахер: Я в хороших отношениях с Себастьяном Феттелем, поэтому скрещу пальцы за него.
Вопрос: (Сара Хольт - BBC Sport) Льюис, сразу после Гран При Сингапура вы сказали, что ваши шансы на титул заметно пошатнулись. Спустя две недели вы придерживаетесь такого же мнения? Если да, то каким образом вы планируете остаться в числе претендентов?
Льюис Хэмилтон: У меня было несколько непростых гонок. Поломка в Венгрии, затем победа в Бельгии и тут же два схода в Монце и Сингапуре – в таких условиях легко дать волю эмоциям, но спустя некоторое время понимаешь: впереди еще четыре гонки, и если взглянуть на историю Формулы 1 и в частности на нынешний сезон, в котором многие допускали ошибки и оставались в числе претендентов, приходишь к мысли, что победа все еще реальна. Я понимаю, что нам будет очень нелегко, но чувствую, что у меня еще есть шанс и готов сделать всё, чтобы стабильно добираться до финиша. Как правило, если мне удается доехать до клетчатого флага, результат оказывается неплохим – надеюсь, так будет и в этот раз.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) В продолжение предыдущего вопроса. Льюис, три схода в четырех предыдущих гонках – вам не кажется, что для успеха нужно в первую очередь набирать очки? Как вы сами заметили, стоит вам добраться до финиша, результат оказывается неплохим, но для этого нужно в принципе заканчивать гонку, не так ли? Вы планируете менять свой подход?
Льюис Хэмилтон: Я внимательно проанализировал все прошедшие гонки, оценил свой подход и пытался понять, над чем следует поработать. Трудно обозначить какой-то определяющий фактор – разумеется, я мог просто наматывать круги, никого не обгонять и удерживать позицию, но это не для меня. Я так никогда не поступлю.
Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Льюис, отчасти вы уже ответили на мой вопрос, но я все-таки хотел бы уточнить: принимая во внимание тот факт, что в предыдущих двух гонках вы не добрались до финиша, насколько важен предстоящий Гран При Японии с точки зрения борьбы за титул?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что этот этап будет намного важнее трех последующих – в каждом из них нам нужно набирать максимально возможное количество очков. Конечно, если бы в трех предыдущих гонках мне удалось финишировать, мои шансы были бы намного выше, но прошлое уже не изменить. Единственное, что я могу сделать – это сработать предельно эффективно для себя и команды. Я не намерен приезжать на автодром, наблюдать, как выкладываются наши сотрудники, а затем подводить их всех, мою семью и себя лично. Надеюсь, уик-энд сложится удачно. У меня хорошее предчувствие, так что поживем – увидим.
Вопрос: (Суми Дан – The Hochi Shimbun) У меня вопрос для трех гонщиков, сидящих в первом ряду. Хотелось бы услышать ваше мнение об увеличении числа этапов в чемпионат...
Адриан Сутил: По-моему, всё в порядке. В следующем году в чемпионате будет сразу двадцать гонок, и мне нравится такая перспектива. График напряженный, но между Гран При нет тестов – к примеру, несколько лет назад, до вступления в силу запрета на тесты, у нас было намного больше работы. Сейчас мы по-прежнему много путешествуем, но страны, которые мы посещаем, по-своему интересны, так что двадцать гонок – хороший вариант.
Льюис Хэмилтон: Согласен с Адрианом. Я обожаю гонки, и чем их больше, тем лучше. Да, сезон очень утомителен для команды, сотрудникам приходится подолгу находиться вдали от семьи, но если вы спросите любого из них, никто не скажет вам, что хочет перемен. Мы участвуем в чемпионате потому, что обожаем свою работу, и для нас одна-две дополнительные гонки – не проблема.
Михаэль Шумахер: С нетерпением буду ждать нового сезона. Двадцать гонок – хорошее дело, но если вспомнить предыдущие годы, нам приходилось гоняться, тестироваться, снова гоняться, снова тестироваться – работы было намного больше. Пожалуй, лишь в последние два года мы живем в менее напряженном графике, и вполне логично, что гонщики хотят видеть больше гонок, чем тестов. Единичные тренировки – пожалуйста, а в отношении числа Гран При у меня нет никаких возражений.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос для Михаэля и Льюиса: какие качества необходимы машине для победы в Сузуке? По-вашему, в этот уик-энд Red Bull будут в пределах досягаемости?
Льюис Хэмилтон: Я всего один раз выступал на этой трассе, а вот Михаэль побеждал здесь шесть раз – лучше начать с него!
Михаэль Шумахер: Сузука – очень непростая трасса, и мастерство гонщика здесь может сыграть свою роль, особенно на первом секторе, но в целом характеристики машины являются определяющими. Если передняя часть плохо слушается руля, в затяжных поворотах могут быть проблемы. Судя по поведению машин Red Bull на других автодромах, здесь они будут не менее сильны, но я также знаю, что McLaren активно дорабатывает MP4-25 – посмотрим, смогут ли они вернуться в борьбу. Соперничество будет напряженным.
Льюис Хэмилтон: Сейчас Red Bull очень быстры, так что одолеть их будет крайне непросто. Они победили здесь в прошлом году, у них весьма эффективная аэродинамика, но, как сказал Михаэль, мы все активно… по крайней мере, наша команда делает все возможное, чтобы сократить отставание. Надеюсь, в Сузуке мы будем столь же конкурентоспособны, как в Сингапуре, а может даже чуть сильнее…
Вопрос: (Нобуаки Тадаки – Tokyo Sankai Shimbun) Вопрос для гонщиков, сидящих в первом ряду. Появилось сообщение, что на трассе в Корее строители приступили к укладке последнего слоя асфальта. Работы должны быть завершены к завтрашнему дню, а через две недели на трассу впервые выйдут машины Формулы 1. Ваше мнение по этому поводу? Это безопасно?
Михаэль Шумахер: Мы привыкли считать, что эти люди знают, что делают. В мире накоплен серьезный опыт строительства различных автодромов – кроме того, в проекте участвует Герман Тильке. Уверен, задача будет выполнена – по крайней мере, организаторы сделают для этого все необходимое.
Льюис Хэмилтон: С точки зрения безопасности нам не о чем беспокоиться. FIA внимательно следит за ситуацией, и если возникнут какие-то сомнения, они и команды не позволят нам выйти на трассу. Думаю, организаторы примут все необходимые меры, и мы сможем без проблем провести гонку.
Адриан Сутил: Аналогичное мнение. Возможно, на фотографиях трасса выглядит хуже, чем на самом деле, но FIA в любом случае убедится в её безопасности – иначе мы просто не поедем в Корею.
Льюис Хэмилтон: Да, мы хотим там гоняться.
Адриан Сутил: Определенно!
Льюис Хэмилтон: И мы продолжим нашу работу.
Вопрос: (Юуки Ишихара – Tokyo Sankei Sports) Михаэль, люди называют вас магистром трассы в Сузуке. Здесь вы побеждали шесть раз – больше, чем кто-либо еще. Не могли бы поделиться секретом такого успеха?
Михаэль Шумахер: Не думаю, что дело касается только Сузуки – если вы посмотрите статистику, есть еще несколько трасс, на которых я побеждал довольно часто. Все дело в том, что я давно выступаю в гонках! Возможно, поэтому показатели настолько впечатляющие – кроме того, я работал с фантастической командой и всякий раз выкладывался по максимуму.
Перевод: Валерий Карташев