Японский этап вот уже два с лишним десятилетия занимает в календаре Формуле 1 одну из последних строчек. Это ли обстоятельство сказывается – а может, виной всему особенности восточного мировосприятия или великолепная скоростная «восьмерка» Сузуки, – но гонки здесь всегда проходят интересно и зрелищно. В истории трассы, построенной блистательным мастером Джоном Хугенгольцем, моменты триумфа перемежаются с эпизодами отчаяния, но почти никогда, покидая вечером трибуны, болельщики не могут сказать: «это было скучно».
Парадокс – по средней скорости Сузука не входит даже в первую тройку, прямых здесь не слишком много, зато по количеству быстрых поворотов эта трасса даст фору многим другим. Потому-то её так любят пилоты – ведь именно такие виражи являются самой серьезной проверкой для человека и машины в современной Формуле 1. Сумев почти без сброса газа пройти знаменитый поворот 130R, гонщик вынужден на каких-то сотнях метрах кочковатого асфальта потерять более 200 км/ч, чтобы вписаться в медленную «эску». Неудивительно, что ошибки тут допускают даже признанные мастера, а желание пойти в атаку зачастую перевешивает возможности техники.
Наконец, свою лепту может внести и осенний дождь, который в этот раз вполне вероятен и может вынудить команды использовать не только «обязательную программу» из шин Soft и Hard, но и «произвольную» – Intermediate и Heavy Rain. Едва ли погодные капризы сыграют на руку какой-то команде сильнее, чем остальным, потому от Сузуки следует ждать очередного непредсказуемого противостояния между набравшей форму Ferrari, не желающей сдавать позиции Red Bull и традиционно готовой воспользоваться любой осечкой соперников McLaren.
Четыре года назад круг претендентов на титул был не столь широк – победы в 2006-м разыгрывали Ferrari и Renault, точнее, Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Немец, который в середине сезона уступал сопернику почти безнадёжные 25 очков, смог заметно прибавить во второй половине чемпионата и на Сузуку приехал, имея одинаковое с молодым испанцем число зачетных баллов. Более того, по дополнительным параметрам Шумахер даже лидировал. Алонсо же, которого летом заметно выбила из колеи история с демпфером масс на Renault R26, к октябрю раскатился вновь.
В квалификации японского Гран При действующий чемпион мира показал пятый результат, однако более поздний, чем у остальных, первый пит-стоп позволил Фернандо выйти на второе место. Позади остались все, включая и опасного Фелипе Массу, который стартовал с поула, но почти сразу пропустил Шумахера вперед. Сам же Михаэль лидировал и круг за кругом наращивал скорость. Но как он не старался – Алонсо не отставал, более того, понемногу выбирал отрыв.
В том сезоне (да и вообще в ту эпоху) Ferrari Михаэля работала, как часы. Сам пилот порой допускал ошибки или попадал в аварии, но его алая машина за пять предыдущих лет сломалась лишь единожды! Потому-то, когда гонщики почти синхронно провели второй и последний пит-стоп, и немец удержался впереди, его поклонники облегченно выдохнули – теперь нужно было только довести гонку до финиша.
Надо же было такому случиться, что именно в этот момент Ferrari выпустила облако густого белого дыма и остановилась на обочине с отказавшим мотором. Алонсо, мчавшийся следом, едва не столкнулся с замедлившейся алой машиной, но пролетел мимо – и в этот момент фактически стал двукратным чемпионом мира.
И еще десять гонок, оставивших след в истории...
1976 – Ники Лауда, еще не до конца оправившийся после ожогов, полученных в аварии на Нюрбургринге, изо всех сил пытался не отдать титул Джеймсу Ханту. Но в условиях сильнейшего ливня австриец решил прекратить борьбу – и его сопернику хватило третьего места, чтобы принести Британии чемпионскую корону. Выиграл на трассе Фудзи Марио Андретти из Lotus.
1977 – На шестом круге, налетев на шестиколесный Tyrrell Ронни Петерсона, взмыла в воздух и перелетела ограждение Ferrari Жиля Вильнева. Машина упала на людей, и для двоих из них – судьи и фотографа – повреждения оказались несовместимы с жизнью. После этого Формула 1 на десять лет покинула Японию.
1989 – Партнеры по McLaren Ален Прост и Айртон Сенна столкнулись в принципиальном противоборстве за звание сильнейшего. Бразилец смог продолжить гонку и даже первым добрался до финиша, но позже был дисквалифицирован. Чемпионом мира стал Прост, а на вершину подиума в первый и единственный раз в карьере поднялся итальянец Алессандро Наннини.
1990 – Ещё одно столкновение Сенны и Проста – на этот раз в самом первом повороте. Айртон, лидировавший в личном зачете, откровенно вынес с трассы соперника, чтобы получить вожделенную корону. На финише первыми были Нельсон Пике и Роберто Морено из Benetton, а «бронзу», став первым японцем на подиуме Ф1, завоевал Агури Сузуки.
1991 – Найджелу Мэнселлу нужно было рисковать, чтобы попробовать отобрать титул у Айртона Сенны. Это и подвело британца, который уже в дебюте гонки ошибся в первом повороте и усадил свой Williams в гравий. После этого бразильский Волшебник без проблем удерживал первую позицию по ходу дистанции, а в последнем повороте даровал победу своему верному «оруженосцу» Герхарду Бергеру.
1996 – В ситуации, когда два их пилота должны были выявить одного чемпиона мира, механики Williams умудрились на пит-стопе не до конца завинтить одну из колесных гаек на машине Жака Вильнева. Хорошо еще, что колесо отлетело не в скоростном вираже, каких на Сузуке предостаточно! Канадцу в итоге пришлось глотать пыль на обочине, а Деймону Хиллу – брызгаться шампанским на подиуме.
1998 – В споре за титул Михаэлю Шумахеру нужно было прыгать выше головы, чтобы одолеть Мику Хаккинена, но заглохший на старте прогревочного круга мотор отбросил немца с первой позиции на последнюю. Михаэль героически пробился в первую тройку, но вскоре пропорол шину на обломках, оставшихся на асфальте после столкновения двух аутсайдеров…
2000 – Стартуя с поула, Михаэль Шумахер пропустил на первых метрах своего главного конкурента Мику Хаккинена. Однако удержаться впереди финну не удалось – во время финальной волны пит-стопа немцу из Ferrari удалось восстановить статус-кво, выиграв и гонку, и титул.
2005 – Стартовав лишь 17-м после дождевой квалификации, Кими Райкконен обгонял и обгонял – и в итоге выиграл. Причем лидерство в гонке финский пилот McLaren отобрал у Джанкарло Физикеллы из Renault на последнем круге.
2008 – Из-за ошибки Льюиса Хэмилтона четыре лидера сезона из Ferrari и McLaren оказались фактически вне игры уже в первом повороте гонки на трассе Фудзи, и победа досталась Фернандо Алонсо из Renault.