1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Себастьян, очередная победа! После финиша вы сказали, что лучшего и представить невозможно. Почему вы столь высоко оцениваете сегодняшний успех?
Себастьян Феттель: Не знаю, как гонка выглядела со стороны, не знаю, много ли событий произошло по ходу Гран При, но мне он показался несколько скучным. Тем не менее, на каждом круге я получал большое удовольствие, управляя машиной.
Чувствовался прессинг со стороны Фернандо Алонсо и Марка Уэббера, ведь у них была несколько иная тактика – иногда они проводили пит-стопы раньше меня, иногда позже, и даже если у меня был небольшой отрыв, как только я покидал пит-лейн, соперники снова оказывались рядом. Я старался атаковать по максимуму, но следил за состоянием шин и пытался предугадать их поведение в конце отрезка.
По какой-то причине мне нравится эта трасса – в прошлом году уик-энд в Валенсии прошел без единой заминки, и сегодня всё повторилось. Команда отлично справилась с работой, и хотя накануне гонки мы опасались, что в Валенсии будет непросто – ведь здесь нет по-настоящему быстрых поворотов – уик-энд прошел безупречно. Я доволен результатом.
Вопрос: Фернандо, какое-то время вы ехали в одиночестве, а затем вступили в плотную борьбу с Марком Уэббером…
Фернандо Алонсо: Думаю, болельщикам было интересно наблюдать за моей борьбой с Уэббером по ходу дистанции. На старте я занял позицию позади Марка и старался не отстать, чтобы попробовать отыграться на пит-стопе. Возможность для атаки представилась в середине гонки, правда, не в боксах, а на трассе – я обогнал Уэббера на торможении перед двенадцатым поворотом. Правда, в Red Bull удачно провели пит-стоп и снова вышли вперед, но команда скорректировала стратегию, я заехал в боксы на два круга позже и в итоге вернул позицию.
Второе место – это максимум на сегодня, но я смог разделить на финише двух гонщиков Red Bull Racing. В Монако мы отлично справились со своей работой, и я финишировал вторым, в Канаде машина была достаточно быстра, но мне не удалось набрать очки, сегодня вновь второе место – хороший результат для команды. Мы с Фелипе финишировали в первой пятерке, Ferrari движется в верном направлении и подберётся ещё ближе к лидерам в следующих Гран При.
Вопрос: Марк, Фернандо упомянул обмен позициями за счет пит-стопов. После финиша команда принесла вам свои извинения – она была уверена в том, что вы должны были финишировать вторым?
Марк Уэббер: Да, но в итоге не сложилось. Борьба с Фернандо получилась весьма напряженной, и, пожалуй, вплоть до финального пит-стопа я проводил свою лучшую гонку в этом сезоне. Первая тройка ехала на предельной скорости, и в то же время каждый из нас старался следить за износом шин. Я был доволен раскладом, пока не совершил ошибку на заключительном пит-стопе. Мы опасались, что Фернандо сможет опередить нас за счет тактики, я не знал, насколько хорошо будет вести себя более жесткая резина на круге возвращения, но подумал, что лучше, чем изношенная мягкая, решил рискнуть и в итоге уступил. Фернандо задержался на трассе еще на два круга, а я вернулся в трафик и по своей вине упустил второе место. Ближе к финишу пришлось сбросить темп из-за возможных проблем с коробкой передач, но к тому моменту отрыв от McLaren составлял едва ли не сектор, поэтому я спокойно доехал до клетчатого флага.
Вопрос: Себастьян, единственным гонщиком, который в настоящий момент может не рисковать, являетесь вы с преимуществом в 77 очков над ближайшим соперником. Приближается середина сезона, вы будете действовать более осмотрительно?
Себастьян Феттель: Я не обращаю внимания на величину отрыва, сезон длинный. Безусловно, начало чемпионата было феноменальным. Мы постараемся продолжить в этом же ключе и будем каждую гонку воспринимать по отдельности. Конечно, мы не должны слишком сильно рисковать, но цель остается прежней – выигрывать гонки. Сегодня я очень доволен: если есть шанс на победу, значит, мы должны им воспользоваться. Но если в какой-то день мы будем недостаточно конкурентоспособны и сможем претендовать только на 3-е место, значит, мы должны финишировать третьими, а не седьмыми.
Пока происходящее доставляет удовольствие. За последние два-три года команда достигла невероятных успехов. Каждое её подразделение работает на высоком профессиональном уровне. Мы должны продолжать делать то, что мы делаем, и по-прежнему испытывать жажду побед, всё время стараясь добиться большего…
Вопрос: Фернандо, Ferrari помогла вам впервые финишировать на подиуме в Валенсии. Впрочем, вы наверняка мечтаете о большем и намерены подгонять команду в своем стремлении выигрывать гонки…
Фернандо Алонсо: Разумеется. Все сотрудники Ferrari знают, что болельщики с нетерпением ждут нашей победы. Пока у нас нет возможности бороться за первую позицию, но отставание сокращается. В первых гонках мы уступали лидерам полторы секунды, сейчас – лишь шесть или семь десятых – его удалось сократить вдвое. Мы не остановимся до тех пор, пока машина не позволит бороться за победы – можете не сомневаться, команда будет выкладываться на 100%.
Первый подиум в Валенсии – мне не хватало кубка с этой трассы. Дома у меня есть кубки со всех автодромов чемпионата за исключением Абу-Даби и Индии, но нам ещё предстоит там выступать – надеюсь, мне удастся пополнить коллекцию.
Вопрос: Марк, вы впервые заработали очки в Валенсии, но соскучились по победам. Насколько близко вам удалось подобраться к Себастьяну?
Марк Уэббер: Пожалуй, я впервые за долгое время подобрался практически вплотную. На квалификации перед Гран При Канады нас тоже разделили считанные доли секунды, но всё решается в гонке. Я постепенно прогрессирую, и сегодняшний Гран При это подтвердил, если не считать последние несколько кругов, когда ситуация сложилась не в нашу пользу. В любом случае, мне было интересно соперничать с этими парнями, я кое-чему научился, остался вполне доволен своим выступлением и в следующий раз постараюсь сработать ещё лучше.
Вопрос: Себастьян, вы второй раз реализуете поул в Валенсии в победу. Вы доминировали на трассе, начиная с вечера пятницы…
Себастьян Феттель: Мне нравится приезжать в Валенсию – да, это не моя домашняя трасса, но здесь по-настоящему особенная атмосфера, похожая на Монако, но, в то же время, более расслабленная. Больше пространства, меньше суеты, нет невообразимой толпы, но трибуны заполнены на 100%. Разумеется, основная поддержка достается Фернандо, но город производит приятное впечатление.
Что касается трассы, нам всякий раз трудно предугадать, как поведёт себя машина, ведь здесь не так много быстрых поворотов, зато немало жестких торможений. Да, за последние два года мы заметно прибавили в этих элементах, но конфигурацию всё равно не назовешь оптимальной для RB7.
Тем не менее, уик-энд сложился великолепно. Вчера мы заложили хороший базис, а сегодня провели долгую и непростую гонку. Борьба получилась очень плотной – полторы, две, две с половиной секунды – я с трудом создавал отрыв и пытался предугадать, насколько длинным получится отрезок, сколько кругов нужно проехать на следующем комплекте, чтобы потом доехать до финиша на более жесткой резине.
Небольшое преимущество позволяло держать ситуацию под контролем, но я останавливался то на круг раньше, то на круг позже соперников, они всякий раз оказывались достаточно близко, и мне приходилось снова отрываться, пытаясь привезти им по одной или две десятых с круга. Тем не менее, гонка прошла безупречно, я доволен результатом. Да, мне не пришлось открыто бороться с кем-либо из участников пелотона, но соперники всегда были довольно близко, и в таких условиях победа весьма приятна.
Вопрос: Как вели себя комплекты мягкой и более жесткой резины?
Себастьян Феттель: Кажется, Марк первым из лидеров поставил более жесткую резину, я заметил, как он свернул на пит-лейн, а после интересовался у команды его темпом, поскольку не знал, насколько быстро прогреются эти шины. Как выяснилось, с прогревом не возникло сложностей, но оставался вопрос, будут ли жесткие шины эффективнее уже прикатанных мягких. Вскоре мы поняли, что Марк не получил ожидаемого преимущества свежей резины, поскольку в целом состав Medium был медленнее Soft, и решили остаться на трассе, чтобы провести пит-стоп несколько позже. Когда у вас есть небольшой задел, вы можете позволить себе немного подождать – в итоге стратегия оказалась оптимальной, и в целом гонка прошла без единой ошибки.
Вопрос: Впереди скоростные повороты Сильверстоуна…
Себастьян Феттель: Да, они нравятся всем гонщикам, да и в последние два года в Великобритании мы всякий раз добивались успеха. Я победил там в 2009-м, Марк финишировал первым в предыдущем сезоне – похоже, нам действительно по душе эта трасса. Она находится в непосредственной близости от базы Red Bull Racing, для нас это, по сути, домашний Гран При, и замечательно, что сотрудники могут прийти на трибуны и посмотреть гонку. На протяжении всего сезона они наблюдают за нами по телевизору, а здесь у них есть возможность увидеть события вживую – с нетерпением буду ждать очередного уик-энда. В Сильверстоуне обновили зону паддока и пит-лейн – посмотрим, что в итоге получилось.
Вопрос: Фернандо, похоже, вы довольны вторым местом, особенно если учесть ваши результаты в Валенсии в предыдущие годы…
Фернандо Алонсо: Я очень хотел финишировать на подиуме, чтобы заполучить долгожданный кубок и повод для празднования после гонки. В 2008-м и 2009-м годах у меня не было такой возможности, в 2010-м на расстановку сил повлиял выезд машины безопасности, но сегодня мы, наконец, воспользовались своим шансом.
Полагаю, болельщикам понравился этот уик-энд, причем я говорю не только о событиях на трассе. В последние три дня здесь состоялось немало интересных событий, концертов – Валенсия очень тепло приветствовала Формулу 1. Люди действительно наслаждались зрелищем, сегодня мы смогли подарить им второе место, но теперь продолжим работу, чтобы совсем скоро порадовать их победой.
Вопрос: Вы опередили одну из машин Red Bull Racing. По силам опередить обе?
Фернандо Алонсо: Нужно быть реалистами и понимать, что сейчас наша скорость не позволяет выигрывать гонки и завоевывать поулы. Тем не менее, команда прогрессирует и добилась больших успехов в доработке машины. Как я уже говорил, в первых трех-четырех гонках мы уступали лидерам в среднем по полторы секунды, а сейчас сократили эту разницу вдвое.
Нужно дождаться классических трасс вроде Сильверстоуна и Нюрбургринга, где конфигурация не сводится к длинным прямым и жестким торможениям, но мы уже сейчас уверены в том, что смогли разобраться в проблемах. В начале сезона у нас были определенные трудности с работой в аэродинамической трубе, но теперь все новинки, которые устанавливаются на машину, функционируют так, как надо, что вселяет оптимизм.
Основная задача – добиваться результатов и проводить гонки без единой ошибки, с хорошим стартом и оптимальной стратегией. После Канады нас критиковали за ошибочную тактику, когда перед дождем мы переобулись в промежуточную резину, но это следствие неудачи, а не каких-либо просчетов. Сегодня мы сработали очень неплохо и опередили одну из машин Red Bull Racing – надеюсь, завтра об этом напишут в газетах!
Вопрос: Обе Ferrari стартовали весьма уверенно…
Фернандо Алонсо: Да, хотя лично я не был на 100% доволен своими действиями. Мы знали, что старт с грязной стороны трассы сулит определенные трудности, я практически сразу пропустил Фелипе, Дженсона и оказался шестым. Первые 100 метров прошли не совсем удачно, но перед первым поворотом все почему-то решили тормозить намного раньше, чем я и воспользовался…
Вопрос: Марк, отличный результат! Похоже, вы довольны третьим местом…
Марк Уэббер: Да, лично для меня в этой гонке есть несколько положительных моментов. Впервые с Гран При Турции я смог вести открытую борьбу без каких-либо проблем в квалификации или на первых кругах дистанции. Мы втроем ехали практически в одинаковом темпе и настолько быстро, насколько позволяли шины.
Было приятно постоянно держать Себастьяна в поле зрения, а наши пит-стопы проводились буквально друг за другом. Жаль, в конце гонки я рановато свернул на пит-лейн. Состояние мягкой резины намекало на скорую замену, я опасался, что Фернандо снова выйдет вперед, но не представлял, как будет вести себя более жесткая резина на первых двух кругах после пит-стопа. Как выяснилось, она заметно уступала даже изношенным шинам Soft, кроме того, я оказался позади отстававших на круг Петрова и Баррикелло – впрочем, это мне практически не помешало.
По сути, я сам допустил ошибку. Команда уверенно провела все пит-стопы, разве что финальный оказался не совсем своевременным. Да, мы позволили Фернандо финишировать вторым, но для нас результат все равно позитивный. Машина продемонстрировала отменную скорость, я долго боролся в лидирующей группе, пока на последних семи кругах не обнаружились проблемы с коробкой передач, из-за которых я был вынужден спокойно ехать до финиша. Хорошо, что McLaren оказались не настолько быстры и не успели меня догнать.
Вопрос: Ваш выезд за пределы трассы на пятьдесят третьем круге объясняется проблемами с коробкой передач?
Марк Уэббер: Где это я выехал за пределы трассы?
Вопрос: В какой-то момент вы немного широко заехали в пит-лейн…
Марк Уэббер: Нет, коробка передач работала в обычном режиме, но команда волновалась, поэтому пришлось внимательно следить за ситуацией.
Вопросы с мест
Вопрос: (Сальвадор Энквикс – La Vanguardia) Фернандо, вряд ли вы полностью довольны своим выступлением, но для многих болельщиков вы провели потрясающую гонку. Почему вы не рады? По крайней мере, складывается такое впечатление…
Фернандо Алонсо: Кажется, я уже говорил, что вполне доволен результатом, пару раз назвал сегодняшний подиум особенным и подчеркнул, что мне не хватало успешных результатов в Валенсии, Абу Даби и Индии. Сегодня я вычеркиваю из этого списка Валенсию и надеюсь, что мне удастся добиться подобных результатов в Абу Даби и Индии и тем самым собрать в своей коллекции кубки со всех трасс чемпионата. Сегодняшний этап был во многом особенным – пока для нас это лучшее выступление в нынешнем сезоне.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, когда на финальном отрезке гонки вы поставили более жесткие шины, вы опасались уступить позицию Марку Уэбберу? На свободных заездах с Medium машины Red Bull выглядели быстрее конкурентов…
Фернандо Алонсо: Да, во время свободных заездов мы были более конкурентоспособны на мягкой резине, чем на более жесткой, поэтому в гонке постарались минимизировать отрезок дистанции с составом Medium.
Все решал момент пит-стопа: я задержался на трассе на пару кругов дольше, но если бы не свернул на пит-лейн, всерьез рисковал потерять позицию. Нужно было оказаться впереди Марка в первом повороте, а дальше все зависело от поведения шин.
Честно говоря, мы были приятно удивлены работой резины на финальном отрезке: команда предполагала возможные проблемы с нехваткой сцепления, но свои быстрейшие круги я проехал уже перед самым финишем на слегка изношенных шинах, что вселяет оптимизм перед следующими гонками.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, вы опередили Марка на первом отрезке, но после пит-стопа оказались в секунде позади Red Bull Racing. Все потому, что вы свернули в боксы на один круг позже? С экранов телевизоров ситуация выглядела так, будто у вас возникли проблемы на выезде с пит-лейн…
Фернандо Алонсо: Когда машины разделяет 1-1,5 секунды, тот, кто останавливается раньше, получает преимущество, поскольку в таком случае он потратит на круг въезда-выезда на две секунды меньше. Когда Марк свернул на пит-лейн, мы понимали, что нам следует провести пит-стоп на следующем круге, но шанс остаться впереди уже был довольно мал, а вдобавок у нас возникли проблемы с трафиком.
Обгонять в Валенсии очень непросто, длинная прямая, которая на самом деле представляет собой небольшой излом, с обеих сторон ограждена защитными барьерами… Где-то в середине гонки мы упустили несколько важных секунд. Да, ближе к финишу уже Марк уперся в одну из машин HRT, и ситуация немного выровнялась, но когда заминка происходит перед визитом в боксы, это вдвойне неприятно.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, с каждой гонкой вы наращиваете преимущество, а имя обладателя второго места постоянно меняется. Кого вы считаете своим главным соперником? Марка, Фернандо или гонщиков McLaren?
Себастьян Феттель: Очевидно, что Марк, Фернандо, Льюис и Дженсон отстают от меня меньше, чем другие гонщики, но, честно говоря, я стараюсь не обращать внимания на цифры. В таком случае бывает полезно вспомнить прошлогоднюю ситуацию, когда команда до какого-то момента выступала очень неплохо, а затем мы потеряли немало очков, причем необязательно вследствие грубых ошибок.
По сравнению с другими видами спорта, сезон Формулы 1 длится довольно долго, впереди немало гонок, всякое может случиться. У нас будут другие удачные Гран При, но обязательно найдутся этапы, на которых машина будет менее конкурентоспособна, или погодные условия окажутся такими же, как в Канаде – ты решишь свернуть в боксы, а как раз в тот момент начнется сильный дождь, как было с Фернандо. Это не назовешь ошибкой, просто ситуация обернулась не в твою пользу. Выезд машины безопасности может полностью перевернуть расклад сил и повлиять на распределение очков на финише. Разумеется, мы постараемся сохранить лидерство, но главное – остаться первым после заключительного этапа чемпионата, а не быть им до него.
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Себастьян, вы уже прикидывали, в какой момент можете досрочно завоевать второй титул?
Себастьян Феттель: Нет, я не силен в математике. Мне нравился этот предмет, но…
Приятно осознавать, что лидируешь в чемпионате, а насколько велико преимущество – не так важно. Люди так часто говорят мне об этом, что у меня нет необходимости проверять цифры – впрочем, иногда они все-таки ошибаются в расчетах! Думаю, в нужный момент мы узнаем, насколько велики шансы…
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Фернандо, вы довольны результатом, но уступаете Себастьяну уже 99 очков. Когда вы распрощаетесь с надеждой на титул? Или вы уже это сделали?
Фернандо Алонсо: Я доволен своими результатами, а команда успешно прогрессирует после непростого начала сезона. Сейчас мы не думаем о титуле, а хотим лишь последовательно выполнять свою работу и выигрывать гонки в расчете на ошибки со стороны Red Bull Racing, а там посмотрим, как сложится финальная часть чемпионата.
Отставание составляет почти сто очков, так что судьба первого места пока не в наших руках. Сейчас мы уступаем Red Bull почти 0,8 секунды на круге, и если кто-то считает, что с такой разницей можно выиграть чемпионат, значит, он плохо разбирается в Формуле 1.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Il Corriere della Sera) Фернандо, в Сильверстоун Ferrari привезёт некоторые новинки. В какой области обновления нужны больше всего?
Фернандо Алонсо: В аэродинамике. Это не секрет, нам серьёзно не хватает прижимной силы, а сейчас именно аэродинамическая эффективность определяет скорость машины. Мы вполне конкурентоспособны на трассах, где нет скоростных поворотов и жестких торможений в конце прямых.
В конце концов, шины одинаковы для всех, двигатели схожи по характеристиками, KERS есть практически у каждого, так что разница определяется аэродинамикой. Всем известно, с какими проблемами мы столкнулись минувшей зимой, когда доработки, устанавливаемые на машину, не приводили к должному эффекту. В Малайзии мы разобрались в ситуации, но с тех пор отстаем от графика на пару месяцев…
Вопрос: (Марко Дегл’Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для гонщиков Red Bull Racing. Вас не беспокоит тот факт, что по сравнению с первыми гонками сезона ваше преимущество постепенно сокращается?
Себастьян Феттель: Посмотрим. У каждой трассы свои характеристики – в Мельбурне мы были очень быстры, в Малайзии соперники заметно подтянулись. На квалификации перед Гран При Австралии мы привезли всем более пяти десятых, а в Сепанге только пять сотых, хотя между этапами прошло всего две недели, и команды не готовили никаких новинок.
Расстановка сил изменилась только из-за конфигурации трассы, так что и в дальнейшем нам необходимо рассматривать каждую гонку в отдельности. Нашей машине традиционно подходят автодромы со скоростными поворотами, так что в Сильверстоуне мы должны быть быстры. Правда, есть ещё поправки к регламенту, но я уже говорил, что ситуация равна для всех. Вчера я заметил, что до этой гонки было немало разговоров на данную тему, они будут и после неё, но время всё расставит по своим местам.
Марк Уэббер: Пожалуй, Валенсия в наименьшей степени подходит нашей машине, однако сегодня мы выступили весьма неплохо. В Сильверстоуне вступают в силу новые правила, но мы предполагаем, что нам удастся сохранить достаточную конкурентоспособность. Если на неподходящей трассе команда сработала вполне успешно, значит, на всех остальных автодромах дела пойдут не хуже.
Перевод: Валерий Карташев