Городская трасса в Валенсии готовится принять четвёртый в своей истории Гран При Европы. Проект, реализованный в середине прошлого десятилетия на волне популярности Фернандо Алонсо, за это время успел обрести собственный характер. Удивительный гибрид городского кольца и стационарного автодрома, построенный Германом Тильке, не стал вторым Монако, как рассчитывали авторы идеи. Впрочем, определенные параллели в виде лазурных вод, яхт и сложностей с обгонами провести можно.
Кольцо длиной 5419 метров с рекордным в сезоне количеством поворотов (25) пока что принесло победы трём пилотам трёх разных команд, причем двое из них стартовали с поула. Машина безопасности понадобилась тут всего однажды, причем ее выезд в 2010-м привёл к скандалу. Самая известная авария в Валенсии также произошла в прошлом сезоне – когда Марк Уэббер попробовал опередить Хейкки Ковалайнена, свободное место для этого нашлось только над машиной финна.
С точки зрения столкновений наиболее опасны первые метры после старта, где легко остаться без переднего крыла, а также 12-й, 17-й и 25-й повороты. Там же существует определенная вероятность отыграть позицию, причем в двух первых местах пилотам поможет управляемый элемент заднего антикрыла. Впервые со старта чемпионата в дело вступит резина состава Medium, компанию которой составит старый-добрый Soft – поскольку нагрузка на шины в Валенсии весьма велика, верная тактика наверняка станет залогом победы.
Трасса на берегу средиземного моря стала далеко не первой ареной континентального Гран При. До неё этот этап принимали Брэндс-Хэтч, Донингтон-Парк, Нюрбургринг и Херес. Ну а своим появлением в календаре гонка под названием Гран При Европы обязана – кто бы сомневался – Берни Экклстоуну.
Получив в начале 80-х власть над Формулой 1, нынешний глава FOM сразу попытался сделать из чемпионата по-настоящему всемирное шоу. Всем известна его попытка провести Гран При на Ленинских горах в Москве – к тому же периоду относится и идея о этапе в Нью-Йорке. Планировалось, что пилоты будут соревноваться на трассе длиной 2,3 км, которая опоясывает знаменитые башни-близнецы Всемирного торгового центра. Берни даже объявил о подписании семилетнего контракта – но не все в городской администрации поддерживали идею проведения гонки, потому сначала её перенесли в один из окраинных районов Нью-Йорка, а затем отменили вовсе.
Чтобы заполнить образовавшуюся в календаре 1983 года паузу, решено было организовать Гран При на трассе Брэндс-Хэтч. В ту пору она принимала британский этап Ф1 по очереди с Сильверстоуном, потому организация не потребовала больших расходов. Впервые за всю историю Ф1 на территории Соединенного королевства прошло две гонки чемпионата. Вторую назвали Гран При Европы – с тех пор эти соревнования и ведут свою историю.
Борьба в том сезоне складывалась очень интересно. До поздней осени не было ясно, кому же достанется титул. На Гран При Европы, который значился в календаре предпоследним этапом, с наибольшей суммой очков приехал Рене Арну из Ferrari, но буквально на пятки французу наступали Ален Прост (Renault), Нельсон Пике (Brabham) и еще один представитель Скудерии Патрик Тамбэ.
Журналисты окрестили этих гонщиков «Большой четверкой», но в квалификации никому из них не удалось пробиться даже на первый стартовый ряд. Поул неожиданно завоевал Элио де Анжелис из Lotus, следом расположился другой итальянец, Риккардо Патрезе из Brabham. Именно он выиграл старт, после чего два представителя Апеннинского полуострова повели красивый поединок за лидерство.
Закончился он, правда, довольно быстро – во время очередной атаки де Анжелис потерял контроль над машиной, врезался в соперника, и оба оказались на обочине. Новым лидером стал Пике, которого преследовал Прост – оба не слишком здорово приняли старт, но затем смогли выйти вперед, а вот у Ferrari в этот день ничего не клеилось. Сначала закрутило в одном из поворотов Арну, а чуть позже и Тамбэ, увлекшись поединком с Андреа де Чезарисом, вылетел с асфальта и разбил машину.
Ключевым в споре за победу стал пит-стоп Пике. К тому моменту бразилец смог немного оторваться от Проста, но визит в боксы за новыми шинами затянулся – в самый ответственный момент отказал один из гайковёртов. Brabham бразильца на долгих 20 секунд замер перед боксами, но все же Нельсону удалось вернуться на трассу впереди главного соперника и в итоге одержать победу.
Будущий Профессор финишировал вторым, а замкнул призовую тройку, к немалой радости болельщиков, Найджел Мэнселл на Lotus.