Участники: Дженсон Баттон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Нико Росберг (Mercedes), Ярно Трулли (Team Lotus)
Вопрос: Начнем с вопроса для Дженсона и Фелипе – о вашем сражении, ставшем одним из интереснейших эпизодов Гран При Австралии. Дженсон, ваша версия событий?
Дженсон Баттон: Сейчас я могу сказать, что это была действительно интересная борьба – жаль только, не удалось провести обгон, Фелипе безупречно блокировал атаки. Тогда было обидно, но спустя две недели результат гонки воспринимается вполне позитивно. На трассах с недостаточно длинными прямыми – вроде Мельбурна – даже с системой регулировки заднего антикрыла обгонять по-прежнему очень непросто: если соперник закрыл внутренний радиус, шансы минимальны…
Вопрос: Фелипе, ваше мнение?
Фелипе Масса: Дженсон буквально озвучил мои мысли – я делал всё возможное, чтобы удержать его позади, однако это было не так-то просто. На прямых, где McLaren особенно быстры, я задействовал KERS, чтобы не позволить атаковать слипстримом и занять внутренний радиус – впрочем, подобную тактику приходилось применять и в поворотах. При атаке Дженсон допустил ошибку и был наказан стюардами – честно говоря, я ожидал, что он сам сбросит скорость и вернет мне позицию, но спустя пару поворотов меня прошел Фернандо Алонсо, и Баттону пришлось бы пропускать и его. В общем, это было весело!
Вопрос: Дженсон, в Малайзии вы уже завоевывали поул и выигрывали гонку. В недавнем интервью вы говорили о трассе и о том, как она изменилась за эти годы. Возможно, вы хотите продолжить тему…
Дженсон Баттон: Я всегда с радостью прилетаю в Малайзию. Мне нравится эта трасса – она очень плавная, и здесь у меня было несколько действительно неплохих гонок – не только та, которую я выиграл, но еще пара-тройка, где я хоть и не добирался до подиума, но всякий раз вел активную борьбу. В Сепанге один поворот плавно перетекает в другой, что позволяет атаковать – пожалуй, с системой регулировки заднего антикрыла обгонять здесь будет намного легче, чем в Мельбурне.
Не исключено, что маневр будет даже слишком прост, ведь если перед последним поворотом вы оказались менее чем в секунде от соперника, то даже без этой системы у вас неплохие шансы. Впрочем, поживем – увидим. В любом случае, в Малайзии интересно гоняться, а погода может всерьез повлиять на исход Гран При. Старт назначен на четыре часа дня, как раз в это время в Куала-Лумпур начинается дождь, и командам зачастую крайне непросто разобраться в ситуации и принять правильное решение.
Вопрос: Вы сказали, что эта гонка – самая непростая с точки зрения физических нагрузок. Как вы к ней готовились?
Дженсон Баттон: Здесь очень жарко, но как бы ты ни тренировался, с высокой влажностью ничего не сделать. Всё это на самом деле нелегко: судя по журналистам, с которыми я встретился сегодня утром, они тоже почувствовали местный климат. Лично я в целях тренировки отправился на Гавайи, где провел почти неделю, привыкая к нагрузкам при влажной и жаркой погоде.
Вопрос: Нико, вы тоже называли Сепанг своей любимой трассой. Почему?
Нико Росберг: Да, мне на самом деле нравится эта трасса и её характеристики – она сочетает в себе многие интересные элементы, с ней у меня связаны приятные воспоминания. Здесь я провел свою дебютную гонку, а год назад вместе с Mercedes финишировал третьим.
Вопрос: Учитывая неудачу в Австралии, для Mercedes сезон, по сути, начинается в Сепанге?
Нико Росберг: Определенно. В Австралии всё сложилось неудачно: у нас были кое-какие проблемы – в частности, с надежностью – которые не удалось решить по ходу уик-энда, что сказалось на результате. Опять же, нам не удалось подобрать оптимальные настройки аэродинамики. Впрочем, мы делаем всё, чтобы изменить ситуацию и обязательно добьемся успеха.
Вопрос: Гран При Малайзии – домашняя гонка для титульного спонсора команды, нефтяной компании Petronas. Как правило, они привлекают гонщиков к участию в массовых мероприятиях – что было выбрано на этот раз?
Нико Росберг: На этой неделе таким мероприятиям было посвящено два дня. В первый день мы посетили нефтеперерабатывающий завод, и это напоминало визит в совершенно иной мир, а потом встретились со школьниками и провели для них несколько игр. Кроме этого было еще одно мероприятие, вчера, в Куала-Лумпур. Предстоящая гонка крайне важна и для Petronas, и для всей нашей команды, мы хотим выступить как можно лучше.
Вопрос: Себастьен, вы тоже участвовали в интересных мероприятиях – расскажите о вчерашнем событии в супермаркете...
Себастьен Буэми: Это была специальная акция, организованная приютом для сирот совместно с компанией Red Bull – должен сказать, было весело! Мы устроили специальную гонку, во время которой должны были наполнить тележку вместе с несколькими детишками – это оказалось весьма забавно, мне очень понравилось.
Вопрос: Простите, вы должны были усадить детишек в тележку?
Себастьен Буэми: Да нет же, мы вместе с ними должны были наполнить тележку всем, что им захочется, а после они смогли оставить себе все, что нам удалось собрать.
Вопрос: Вам удалось опередить напарника?
Себастьен Буэми: Я сразу помчался к отделу с игрушками, и наша тележка наполнилась практически мгновенно.
Вопрос: Вернемся к Гран При Австралии. Первое с 2009 года попадание в финал квалификации и очки в дебютной гонке сезона. Что скажете?
Себастьен Буэми: Я счастлив. В квалификации мы выложились по максимуму, вряд ли удалось бы добиться большего, а в гонке заработали очко, к которому после дисквалификации Sauber добавились ещё три – пожалуй, лучшего начала сезона не придумаешь. Впрочем, нужно продолжать работу: борьба в середине пелотона очень плотная, посмотрим, что у нас получится здесь, в Малайзии, но цель проста – снова финишировать в первой десятке.
Вопрос: Завтра вы пропустите утреннюю свободную сессию – за рулем STR6 будет работать Даниэль Риккардо. Насколько серьезна потеря одной тренировки?
Себастьен Буэми: Не думаю, что это серьезная потеря. В начале уик-энда трасса всегда очень грязная, и требуется немало времени, чтобы войти в ритм. На адаптацию уходит 10-12 кругов, но я не вижу в этом никаких проблем – думаю, мне удастся найти нужный темп во второй сессии.
Вопрос: Ярно, в Малайзии к Team Lotus приковано особое внимание. Недавно вы провели велосипедную тренировку – расскажите о ней…
Ярно Трулли: Да, мне посчастливилось насладиться малазийской природой. Я впервые получил возможность проехать по стране вместе с местной профессиональной велосипедной командой, и это было по-настоящему здорово. Мы посетили холмы Fraser Hills и еще несколько вершин – кажется, высотой около 1600 метров – вокруг было немало каучуковых плантаций, так что вид открывался потрясающий. В общем, хорошая тренировка и неплохая подготовка к домашнему Гран При.
Вопрос: Вы ездили по шоссе или по бездорожью?
Ярно Трулли: По обычным дорогам – кстати, весьма неплохим, хотя мы говорим о провинции. Мне понравилась и сама тренировка, и окрестности.
Вопрос: На какой результат в предстоящий уик-энд рассчитывает команда?
Ярно Трулли: Нужно выжать из машины максимум, чего не получилось в Австралии, и вернуться в середину пелотона. Зимой мы продемонстрировали неплохую скорость, однако в Мельбурне начались проблемы: радиатор, гидроусилитель руля – мы не смогли добиться нужного темпа и хотим это исправить. Команда внесла кое-какие корректировки, подготовила доработки – надеюсь, нам удастся вступить в борьбу, а там посмотрим. Главное – устранить проблемы, а в остальном мы уже показали, что не так уж и далеки от основных соперников.
Вопрос: В своей колонке в газете La Republica вы выразили недовольство шинами Pirelli. Можете пояснить, с чем это связано?
Ярно Трулли: Похоже, все дело в некорректном переводе. Я сказал, что в Pirelli очень хорошо подготовились к австралийской гонке. Да, мы не предполагали проблем с прогревом резины, однако шины не продемонстрировали ни малейшего намека на разрушение. Кажется, кому-то из гонщиков удалось проехать дистанцию с одним пит-стопом, хотя зимой это казалось невозможным.
В Австралии по сравнению с тестами шины вели себя по-настоящему здорово, разве что у некоторых гонщиков возникли трудности с их прогревом. Это означает, что нам по-прежнему нужно адаптироваться, однако компания Pirelli, в свою очередь, старается предоставить нам резину, оптимальным образом соответствующую конкретной трассе и погодным условиям…
Вопрос: Фелипе, в Малайзии вы дважды стартовали с поула, однако своего лучшего результата добились, начав гонку из последних рядов…
Фелипе Масса: Мне нравится эта трасса, поэтому я дважды завоевывал поул – правда, на финише результаты были не настолько удачными. Впрочем, в прошлом году все было наоборот: из-за дождя в квалификации я оказался едва ли не последним на стартовой решетке – мы поздно выехали из боксов и не смогли пройти дальше первой сессии, однако позже я провел неплохую гонку и финишировал седьмым. Надеюсь, в этот раз мы добьемся высоких результатов и в субботу, и в воскресенье.
Вопрос: Вы выражали беспокойство насчет использования системы регулировки заднего антикрыла (DRS) в Малайзии. Как эта система и KERS могут повлиять на ход гонки?
Фелипе Масса: Говорили, что FIA планирует разрешить использование системы регулировки заднего антикрыла на двух самых длинных прямых малазийского автодрома. По-моему, это не совсем честно – активировать механизм на двух достаточно близких друг к другу участках трассы, в таком случае обгон будет слишком упрощен. Скажем, в Австралии мы вели очень интересную борьбу и задействовали KERS в разных поворотах – не думаю, что мы добьемся такого же эффекта, используя все дополнительные возможности только на двух основных прямых. Но, похоже, в FIA разрешили активировать вспомогательные системы только на стартовой прямой, так что слухи оказались преувеличенными…
Вопрос: Таково решение FIA?
Фелипе Масса: Да.
Вопросы с мест
Вопрос: Фелипе, вам и вашей команде удалось разобраться, в чём была основная проблема в Австралии?
Фелипе Масса: Да, мы многое поняли. В Австралии нам темп оказался совсем не таким, как предполагалось, мы посвятили две недели анализу информации и теперь знаем, с чего начинать работу. Надеюсь, в Сепанге машина будет более конкурентоспособной – в Мельбурне мы заметно отстали от Red Bull и в квалификации, и в гонке. Тогда я применял слишком агрессивные настройки, что спровоцировало повышенный износ шин, так что здесь мы внесем кое-какие коррективы с учетом местной жаркой погоды.
Вопрос: Фелипе, вернемся к вашим словам об использовании KERS и системы регулировки заднего антикрыла на длинных прямых. Теперь вы будете использовать KERS иначе, чем до появления DRS?
Фелипе Масса: Разумеется, в квалификации мы стараемся использовать KERS там, где достигается максимальный выигрыш времени. В гонке ситуация немного иная: когда ведешь борьбу с соперником, активируешь систему там, где есть риск потерять позицию. Точка активации меняется постоянно в зависимости от того, насколько близко преследователь, а если ты сам оказываешься позади другой машины, то стараешься задействовать KERS на участке с максимальной возможностью для атаки.
Вопрос: Дженсон, каких результатов можно ждать от McLaren в предстоящий уик-энд? Возможен ли прогресс по сравнению с Гран При Австралии?
Дженсон Баттон: Трудно сказать – мы не знаем, над чем в последние две недели работали наши соперники, какие новинки они привезли в Малайзию. Что касается Австралии – думаю, мы можем быть довольны своей скоростью в сравнении с тем, что было на зимних тестах! Опять же, это был всего лишь первый шаг в работе с новым вариантом обвеса и шасси – команда подготовила кое-какие новинки, которые должны обеспечить лучшую скорость и большую надежность, но окажется ли этого достаточно для борьбы с Red Bull – неизвестно. В Сепанге результат будет во многом зависеть от шин – думаю, сценарий гонки окажется совсем не таким, как в Мельбурне.
Вопрос ко всем: ваше мнение о переднем антикрыле Red Bull? Ваши команды работают над аналогичной системой, способной пройти необходимую проверку FIA и притом «прижиматься» к земле на высоких скоростях?
Дженсон Баттон: Ух ты, а я не в курсе всех деталей. Слышал, что их антикрыло изгибается чуть больше, чем предполагается правилами, но не следил за ним так пристально…
Нико Росберг: Мне нечего сказать.
Себастьен Буэми: Аналогично – думаю, нужно оставить этот вопрос инженерам. Но если подобная схема позволяет ехать чуть быстрее, все постараются её скопировать.
Ярно Трулли: Я промолчу.
Фелипе Масса: Нет ответа.
Вопрос: Фелипе, зимой вы были уверены в шинах Pirelli. Изменилось ли ваше мнение после Гран При Австралии?
Фелипе Масса: Я не сомневаюсь в том, что нам по силам выступить намного лучше, чем в Мельбурне. Первая гонка сложилась не совсем удачно, но не думаю, что все объясняется шинами. Да, мы надеялись продемонстрировать более высокую скорость – что ж, постараемся собрать все факторы вместе здесь, в Сепанге.
Вопрос начала к Фелипе, потом для Дженсона и Нико. В Малайзии Red Bull планируют впервые использовать свой вариант KERS. Вы не опасаетесь, что они могут попросту убить интригу в чемпионате?
Фелипе Масса: По-моему, пока рано говорить об уничтожении интриги в чемпионате, не так ли? В любом случае, трудно рассуждать о чужой машине. В случае с нашей 150 Italia отказ от KERS приводит к потере времени на круге, и если к Red Bull применим такой же подход, они, вероятно, прибавят в скорости, но вот насколько – вопрос. Лично я считаю, что с KERS машина едет намного быстрее.
Дженсон Баттон: В случае отказа от KERS наши потери в скорости весьма ощутимы. У нас (смотрит на Нико Росберга) очень эффективная система рекуперации, однако мы не знаем параметров разработки Red Bull. Каждая команда использует свой вариант – возможно, их прогресс будет существенным, а возможно – нет. Не знаю, какие характеристики они сочли наиболее значимыми, кроме того, в случае с новой системой всегда остается вопрос ее надежности – пожалуй, по этой причине Red Bull не использовали KERS в Мельбурне. Если они захотят установить ее здесь, в Малайзии, им придется взвесить все за и против…
Нико Росберг: Мы пока не представляем, на каких позициях находится наша команда, поэтому приложим все усилия, чтобы выжать максимум из имеющихся ресурсов, а уж потом будем думать о делах соперников.
Вопрос: Фелипе, в паддоке все говорят о жаркой погоде и высокой влажности. Чтобы подготовиться к таким условиям Дженсон и Нико занимались триатлоном, Ярно тренировался на велосипеде, но вы – родом из теплого Сан-Паулу. Это обстоятельство помогает адаптироваться?
Фелипе Масса: Пожалуй, да. Разумеется, Сан-Паулу – далеко не самое жаркое место в Бразилии, хотя влажность воздуха там, определенно, выше, чем в городах на севере страны вроде Манаоса, и в принципе сопоставима с Куала-Лумпур. Иногда у нас тоже бывает прохладно, но в целом бразильский климат достаточно жаркий, и мне это нравится. Впрочем, в любом случае нужно активно готовиться к этой гонке: по ходу дистанции организм теряет большое количество жидкости, так что я подолгу тренировался.
Вопрос: Дженсон, не могли бы вы пояснить, что вы имели в виду, сказав «сценарий гонки окажется совсем не таким, как в Мельбурне»? Вы говорите так, поскольку здесь мы имеем дело с более стандартной трассой и обладаем большей информацией о шинах?
Дженсон Баттон: Как вы можете сравнивать Мельбурн и Сепанг? Здесь намного жарче, эта трасса беспощадна к машинам, гонщикам и в особенности тем четырем штукам, которыми мы цепляемся за асфальт – к шинам. Из-за тонкостей поведения резины при высоких температурах мы увидим совершенно иной сценарий гонки и, скорее всего, более быстрый износ шин.
В первой гонке все были удивлены их надежностью, хотя сначала никто не ожидал от Pirelli ничего подобного. В частности, Серхио Перес стабильно проехал дистанцию с единственным пит-стопом, что стало едва ли не главным сюрпризом уик-энда, но вряд ли нам удастся повторить это в Сепанге – здесь совершенно иные требования к шинам и совершенно иные нагрузки. Впрочем, это добавит интриги, что тоже неплохо!