Участники: Шарль Пик (Marussia), Кими Райкконен (Lotus), Даниэль Риккардо (Toro Rosso), Дженсон Баттон (McLaren), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Шарль, похоже, ваш дебют в Формуле 1 складывается непросто – новая машина не смогла принять участие в тестах, вы опробуете её только завтра...
Шарль Пик: Да, нам не удалось поработать на тестах, но мы провели однодневную обкатку в Сильверстоуне, где всё прошло без проблем. Так что я с нетерпением жду завтрашнего дня – надеюсь, обойдется без дождя, и мы сможем проехать необходимую дистанцию.
Вопрос: Насколько важно было поработать на тестах с прошлогодней машиной?
Шарль Пик: Крайне важно! Я провел два дня в Барселоне, намотал немало кругов, что было весьма полезным.
Вопрос: Вы уже оценили разницу, перейдя из GP2 в Формулу 1?
Шарль Пик: Конечно! Здесь гораздо больше обязанностей, и нужно вникать во всё за очень короткий промежуток времени.
Вопрос: Кими, с возвращением! Как изменили вас два года выступлений в WRC? И насколько изменился ваш стиль пилотирования?
Кими Райкконен: Не думаю, что я изменился – разве что стал немного старше, только и всего.
Вопрос: Приятно вернуться в кокпит Формулы 1?
Кими Райкконен: Да. Ситуация практически не изменилась – машина ведет себя почти так же. Шины – немного иначе, но я ожидал от них гораздо больших сложностей. На деле они выглядят неплохо, особенно если комплект совсем свежий – конечно, износ резины будет довольно быстрым, однако гоняться на ней приятно.
Вопрос: На тестах вы и ваш напарник Роман Грожан демонстрировали неплохие результаты. Насколько показательна такая скорость?
Кими Райкконен: Пожалуй, мы могли бы проехать ещё быстрее, но сложно сказать, над чем работали соперники. Машина ведет себя неплохо, результаты, по крайней мере, на тестах были вполне приемлемыми. Будет ли этого достаточно, узнаем в ближайших гонках, но пока всё идет по плану.
Вопрос: Даниэль, вас ждет домашняя гонка! Насколько она важнее вашей дебютной гонки в Формуле 1, и важнее ли?
Даниэль Риккардо: Прошлогодняя дебютная гонка в Сильверстоуне получилась крайне напряженной. Сейчас у меня есть хоть какая-то подготовка, а тогда отсутствие опыта сделало уик-энд сложным вдвойне. Да, в последние два дня мне пришлось гораздо больше общаться с журналистами, но с точки зрения работы на трассе Сильверстоун пока вне конкуренции.
Теперь я понимаю, что имел в виду Марк, когда говорил о внимании со стороны соотечественников – оно просто зашкаливает, но такая поддержка особенно приятна. Хочу поскорее оказаться на трассе и хорошо отработать уик-энд.
Вопрос: В Toro Rosso вы новичок. Первые предсезонные тесты сложились вполне удачно, а потом результаты ухудшились. Ваше мнение об этом и о команде в целом?
Даниэль Риккардо: Для меня контракт с Toro Rosso – это заметный шаг вперед по сравнению с прошлым годом, ведь я смогу бороться за более высокие позиции. Правда, пока сложно сказать, где мы окажемся – судя по всему, топ-команды сохранили свой ведущий статус – уж две или три точно, а в середине пелотона конкуренция заметно обострилась.
Практически все продемонстрировали определенный потенциал, но до завершения субботней квалификации и финиша гонки никто не возьмется предугадать позиции. Скорее всего, мы остались в той же группе, что и в предыдущем сезоне, но отрывы стали намного меньше – значит, есть возможность разом обойти нескольких соперников.
Вопрос: Марк, на всякий случай, если вы не помните – это ваш одиннадцатый Гран При Австралии. Вы также выиграли заключительную гонку предыдущего сезона, что чувствуете перед домашним этапом?
Марк Уэббер: Ощущения потрясающие! Зима прошла неплохо, команда выкладывалась по максимуму – в этот уик-энд мы узнаем результаты этой работы. Буквально через неделю нас ждет гонка в Малайзии, оба этапа выявят реальную скорость машин – думаю, мы вполне конкурентоспособны, но соперники из McLaren, Ferrari, Lotus, Mercedes и других команд тоже хорошо поработали. Борьба обещает быть интересной!
Вопрос: С каким настроением вы начинаете новый сезон? Нервничаете, воодушевлены, опасаетесь чего-либо?
Марк Уэббер: Всё вместе. Можно сказать, что команды слегка «заржавели», ведь мы давно не участвовали в гонках – поэтому сейчас все думают о стратегии, пит-стопах и гонщиках. Как-никак, всегда интересно блеснуть уже в первой гонке! Нам, гонщикам, уже не терпится нацепить шлемы и выехать на трассу. Мы уже девять недель говорим о том, кто над чем работает – это откровенно надоело! Пора покинуть боксы и разобраться на деле.
Вопрос: Себастьян, вам уже доводилось побеждать в Мельбурне. Кроме того, вы дважды стартовали здесь с поула. В какой мере вы концентрировались на квалификационном темпе во время предсезонных тестов? У нас сложилось впечатление, что на тестах команды практически не работали над квалификацией, хотя лично для вас в прошлом году поулы имели существенную значимость – особенно в тех гонках, которые вы выиграли…
Себастьян Феттель: Результат в квалификации всегда важен – стартовать с поула намного легче. Как уже было сказано, сложно непредвзято оценивать итоги тестов – это лишь предположения. Впрочем, главное – быть уверенным в своих силах и машине. Мы довольны ситуацией, даже если не всегда всё шло по плану. Сейчас трудно предугадать расклад сил, но хорошо, что мы, наконец, приехали в Мельбурн – думаю, через пару дней обстановка станет более ясной.
Вопрос: Когда появятся первые намеки? Часто слышишь: «Никто не возьмется предсказать результат до гонки в Мельбурне». Но потом команды приезжают в Австралию и говорят – ждите квалификацию, гонку… Когда именно?
Себастьян Феттель: Думаю, на этот раз будет точно так же. Скажем, после квалификации картина станет более очевидной, но и потом придется набраться терпения. Это лишь первый этап, впереди немало гонок. Трассу в Альберт-парке нельзя назвать типичной, вроде Барселоны, и завтра мы вряд ли получим объективную оценку скорости.
Разумеется, лидеры свободных заездов станут фаворитами, но мы опять не будем знать количество топлива в баках и т.п. Нужно сперва дождаться субботы, ну а потом первые несколько гонок обозначат тенденцию. Раньше – никак.
Вопрос: Многие предрекают вам третий чемпионский титул. Вы сами об этом думали?
Себастьян Феттель: Я здесь с одной целью – выиграть чемпионат мира, а номер титула не имеет значения. Да, было бы неплохо стать лучшим в третий раз, но мы приехали сюда бороться за победу в гонке, а до конца сезона ещё далеко.
Вопрос: Дженсон, подобно Себастьяну и Кими вы уже побеждали в Австралии, причем дважды. Здесь же состоялся ваш дебют в Формуле 1. Ваше мнение об этом Гран При?
Дженсон Баттон: Прежде всего, приятно начать новый сезон! Зимой мы все неплохо поработали и теперь с нетерпением ждем первую гонку в Мельбурне. Это отличное место для старта чемпионата!
Мне всегда нравилось гоняться в Альберт-Парке, а в 2009-м и 2010-м этот этап сложился для меня очень здорово. Приятно вернуться сюда после успешных тестов – в прошлые два года зимой нам приходилось непросто, но на этот раз всё шло по плану. Сложно сказать, на каких позициях мы находимся, но я доволен проделанной работой.
Вопрос: По крайней мере, команда готова бороться за очки…
Дженсон Баттон: Хочется надеяться. Всем известно, насколько важно зарабатывать очки в первых гонках сезона – это давно не новость.
Вопрос: Что скажете о двух зонах DRS?
Дженсон Баттон: Отличная идея! Эффективная DRS может сослужить неплохую службу, а к нашей нет никаких претензий. Да, когда у тебя достаточно скорости, система кажется бесполезной, особенно если лидируешь в гонке. Но если темпа чуть-чуть не хватает, две зоны использования DRS могут спасти положение.
Как это скажется на сценарии гонки, пока сложно сказать. В прошлом году некоторые жаловались, что одной зоны DRS недостаточно для обгона, однако по мне все было в норме. Атака оставалась рискованной, как и должно быть, но шанс на успех все-таки возрастал. Так что давайте запасемся терпением и посмотрим, как всё пройдёт.
Вопросы с мест
Вопрос: (Симон Касс – Daily Mail) Вопрос для трех чемпионов мира. Кто ваш кумир среди гонщиков? Кими, если вы вдруг решите, что у вас по-прежнему нет кумира, просто скажите, к кому вы испытываете особое уважение?
Себастьян Феттель: Вот пусть Кими и отвечает первым!
Кими Райкконен: У меня до сих пор нет кумира! Я надеялся, что среди финнов найдется кто-то, но не… впрочем, не важно, кто добивается успеха. Я ни за кого не болею.
Шарль Пик: Неплохой ответ.
Дженсон Баттон: Наши ответы ещё нужны?
Себастьян Феттель: В детстве я, как и многие мои сверстники в Германии, восхищался Михаэлем Шумахером. Он был моим кумиром, в моей комнате на стенах висели его фотографии – правда, когда я немного подрос, я заменил некоторые из них другими плакатами, но это уже не важно. Да, я восторгался Михаэлем, но вокруг было немало других действительно успешных гонщиков – да и сейчас такие есть. В любом случае, Шумахер точно один из лучших.
Дженсон Баттон: Мои кумиры выступали чуть раньше, чем Михаэль. Я говорю об Айртоне Сенне и Алене Просте в восьмидесятых – как раз тогда я в возрасте семи лет начал смотреть гонки Формулы 1. Разумеется, «наш Найдж» (Найджел Мэнселл) тоже входит в этот список – хотя бы из-за своих усов! В остальном сложно назвать кого-либо. Те парни выступали в годы моего детства, мы восторгались ими и хотели стать такими же – это было нашей целью.
Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Вопрос для Кими. Как вы планируете использовать опыт работы в Ferrari в своей второй карьере в Формуле 1?
Кими Райкконен: Я не считаю это своей второй карьерой, поскольку не переставал гоняться, разве что менял категорию. Я выступал в разных командах, каждая из которых следовала своим путем – в основном из-за национальной принадлежности, но у всех я кое-чему научился, и со всеми у меня связаны в основном положительные воспоминания.
Я стараюсь выстроить отношения в команде так, как мне нравится, и в Lotus мне вполне комфортно. С ними приятно работать: они открыты, с ними нет необходимости что-то менять, но если тебе все-таки хочется сделать что-то иначе, они готовы пойти навстречу. По-моему, неплохое взаимодействие.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, в 2007 году в Мельбурне вы выиграли свою дебютную гонку за Ferrari, причем тогда это стало настоящим сюрпризом. На зимних тестах вы также были быстры, и многие предположили, что Кими Райкконен снова может всех удивить. Мы вправе рассчитывать на нечто подобное?
Кими Райкконен: Я уже говорил, что не представляю, на каких позициях мы окажемся. Команда неплохо провела тесты, мы могли проехать быстрее, надеюсь, проблем со скоростью нет. Узнаем в этот уик-энд – впрочем, многие команды наверняка поедут очень быстро, так что… Будем ли мы впереди? Не знаю. Хочется верить, но давайте просто подождём.
Вопрос: (Жюльен Фебро – L'Equipe) Вопрос ко всем. Что скажете насчет формы носовых обтекателей новых машин при взгляде из кокпита и со стороны? Вам не кажется, что зрителей такой дизайн разочарует?
Дженсон Баттон: Наш обтекатель выглядит потрясающе!
Марк Уэббер: Из кокпита носовой обтекатель не видно, так что дизайн не имеет значения, честно. Вам это может показаться смешным, но именно так обстоят дела! Даже если машина потеряла переднее антикрыло, мы этого не видим, поскольку в кокпите сидим очень низко – я проверил это на себе в Монце в прошлом году.
Вид со стороны? Да, обтекатель уродлив, и это досадно, ведь Эдриан Ньюи всегда строил красивые машины. Я по-прежнему считаю, что наша RB8 выглядит лучше, чем McLaren MP4-27, но их машина все-таки более аккуратная… Впрочем, посмотрим, кому в итоге достанется призовое шампанское! Дизайн некрасив, но по этому пути пошли практически все команды…
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Мой вопрос далеко не новый, однако хотелось бы услышать вашу точку зрения насчет маневров на трассе. Вы можете лишь раз сменить траекторию и если пожелаете вернуться в первоначальное положение, должны оставить достаточно места своему сопернику. Насколько легко уследить за соблюдением этого правила, и как гонщики смогут ему следовать?
Себастьян Феттель: Не думаю, что все эти дискуссии вокруг правил что-либо изменили. Да, в правилах появилось несколько новых строчек, но у гонщиков всегда существовал своеобразный кодекс чести или, скажем так, джентльменское соглашение: в борьбе с соперником ты можешь действовать довольно агрессивно, но всегда должен оставлять ему пространство для маневра. Да, в ряде случаев вы со мной не согласитесь, но в целом принцип работает, и гонщики честно сражаются друг с другом, так что вряд ли новое правило что-то изменит. Мы гоняемся не для того, чтобы выбить соперника с трассы: ты пытаешься либо отбить атаку, либо сам готовишься провести обгон – в обоих сценариях ты вправе рассчитывать на определенное пространство.
Дженсон Баттон: Согласен, ничего не меняется. Это правило уже действовало в прошлом сезоне, просто его не прописали в регламенте. Мы выступаем в таких условиях почти два года.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, вам не раз доводилось приезжать в Австралию с новой машиной. Если сравнивать новую Lotus E20 c McLaren образца 2004 года или Ferrari в 2009-м, каким будет вывод?
Кими Райкконен: Как правило в Австралию команды каждый год привозят новые машины, так что в этом плане ситуация ничуть не удивительна. В остальном ответить сложно. Другие шины, однако на тестах машина вела себя точно так же, как те, на которых я выступал в прошлом. Еще появилась DRS – кнопка, которую ты время от времени нажимаешь, но это практически не сказалось на пилотаже. Мне трудно проводить сравнения, поскольку я провел не так много времени вне Формулы 1 – всё почти так же, как прежде.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) В нынешнем сезоне будут выступать сразу шесть чемпионов мира и ни одного итальянского гонщика. Многие из вас выступали в картинговом чемпионате Италии или гонялись за итальянские команды – можете пояснить причины сложившейся ситуации? Почему итальянцам стало так сложно пробиться в Формулу 1?
Марк Уэббер: Даниэль, у тебя ведь есть итальянский паспорт?
Даниэль Риккардо: (пародирует итальянский акцент) Если ты смотрел «Гриффинов», то поймешь, о чем я. Многие вещи просто совпадение, и я здесь не так давно, чтобы знать причины всего, но вот мое мнение. Дело не в том, что итальянцы что-то делают не так – просто в пелотоне уже есть два австралийца и по нескольку представителей других стран. Точного ответа у меня нет. Я жил и гонялся в Италии, конкуренция там всегда была очень жесткой, и некоторые местные гонщики добивались серьезных успехов, но рядом было немало других талантливых европейцев. Очевидно, все это просто совпадение, никакого логичного объяснения нет.
Себастьян Феттель: Когда я участвовал в итальянских картинговых гонках, мне было очень непросто бороться с местными талантами, и я всегда восхищался ими во всех гоночных категориях – как в своей, так и в более высокой. Не представляю, почему так получилось – возможно, итальянские компании не готовы вкладывать средства в молодых спортсменов. Если проводить сравнения с Германией, были времена, когда в чемпионате выступало три немецких гонщика и ни одного француза, и наоборот: четверо французов и ни одного немца. Времена меняются – год назад французские журналисты жаловались на отсутствие своих соотечественников в пелотоне, а в этом сезоне их будет сразу трое.
Досадно было после соперничества со многими итальянским гонщиками, некоторые из которых произвели на меня большое впечатление, не встретить их в «старших» гоночных сериях вроде Formula BMW или Формулы 3. Проблема в том, что автоспорт, который всегда был дорог, в последние годы стал особенно затратным, и финансовая поддержка нужна буквально с первых шагов. Вот мотоспорт тоже очень популярен в Италии, и в MotoGP выступает немало итальянцев, однако с Формулой 1 дела обстоят иначе…
Вопрос: (Эдриан Родригез – Agencia EFE) Кими, вы довольно долго выступали в Формуле 1, но в последние два года наблюдали за гонками исключительно по телевизору. Что понравилось вам в чемпионате, а что показалось неуместным?
Кими Райкконен: Я практически не следил за гонками, так что для меня практически ничего не изменилось. Те же люди выполняют ту же работу, и комментировать тут нечего…
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Я видел, как Даниэль сделал снимок – думаю, он скоро появится в Twitter. Возможно, это не так экстремально, как фото Бреда Кеселовски из машины во время гонки «500 миль Дайтоны», но… Себастьян, почему бы вам не отметиться в Twitter?
Себастьян Феттель: Мне это не по душе. Да, есть интересные новые технологии, но я предпочитаю непосредственное общение.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Кими, если Формула 1 была настолько далека от вас, что вы даже не смотрели гонки, зачем вы вернулись?
Кими Райкконен: У меня были другие дела кроме просмотра гонок, и это не означает, что я не люблю Формулу 1: если бы это было действительно так, меня бы здесь не оказалось. Мне всегда нравилось гоняться, но в тот период я был занят другими вещами. Находясь дома, я иногда смотрел гонки, но не старался всякий раз и где бы то ни было успеть на трансляцию. Приятно вернуться в чемпионат – как я уже сказал, если бы мне не нравилась Формула 1, я бы не сидел сегодня в этом зале.
Вопрос: (Вей Ан Мао – La Vie Creative) Я хотел бы спросить у вас, нравится ли вам Мельбурн, и считаете ли вы важным сохранить Гран При Австралии в календаре чемпионата мира?
Марк Уэббер: Конечно! По-моему, это одна из трех лучших гонок сезона, мы должны непременно её сохранить. Не думаю, что найдется много людей, которым действительно не нравится приезжать сюда. Да, перелет занимает немало времени, но как только оказываешься здесь, понимаешь, что это по-настоящему замечательное место.
Уик-энд организован очень грамотно – это один из немногих случаев, когда Берни Экклстоун доверяет организаторам проводить несколько местных гонок в перерывах между заездами Формулы 1. С четверга по воскресенье на трассе постоянно что-то происходит – без сомнений, австралийский этап один из лучших в чемпионате, и нам следует оставить его, поскольку подобное редко увидишь где-либо еще.
Себастьян Феттель: Как сказал Марк, это действительно потрясающая гонка. Да, для него она еще и домашняя, но даже если для большинства из нас Австралия остается далекой страной, этот этап, определенно, должен оставаться частью чемпионата. Местные жители влюблены в автомобильный спорт, им на самом деле нужна Формула 1. Мельбурн – восхитительный город, я всякий раз жду возвращения сюда и надеюсь ещё не раз побывать здесь в будущем.
Дженсон Баттон: Полностью согласен. Мельбурн – лучшее место для начала сезона. Я слышал, что гонку могут проводить в каком-то другом австралийском городе – не знаю, насколько это правда, но лично мне нравится Мельбурн. Местная трасса не похожа на большинство автодромов, на которых мы выступаем – она проходит по дорожкам парка и имеет особый колорит. Вдобавок здесь я провел немало удачных гонок!
Шарль Пик: Я впервые приехал в Австралию, но мне уже очень понравился Мельбурн – красивый город, замечательные парки, где можно заниматься спортом, и отличная трасса – жду не дождусь, когда смогу её опробовать!
Кими Райкконен: Хорошее место, интересные гонки со множеством разных событий – надеюсь, так будет и дальше. Марк верно заметил: перелет в Австралию получается продолжительным, но как только оказываешься здесь, чувствуешь себя просто здорово.
Даниэль Риккардо: Присоединяюсь! Понимаю, что говорю о своей домашней гонке, но выступать здесь действительно приятно! Мельбурн – восхитительный город, мне всегда нравилось участвовать в местных картинговых соревнованиях. В прошлом году я опробовал трассу во время первой части свободных заездов, мне она сразу пришлась по душе. Я обожаю уличные конфигурации: немного кочковатый асфальт, близость защитных барьеров – у этого автодрома особый характер, поэтому он должен непременно остаться в расписании сезона. Раньше в чемпионате из австралийцев выступал только Марк, с моим появлением нас стало больше – надеюсь, это поможет сохранить гонку.
Вопрос: (Мэтт Кох – Pitpass.com) Продолжим разговор о трассах. Каждому из вас на протяжении карьеры довелось выступать на многих автодромах. Если бы вам предложили выбрать один из них – без привязки к этому уик-энду – какой вы бы назвали своим любимым?
Дженсон Баттон: Ух ты, сложный вопрос. Очевидно, выбирать придется из автодромов чемпионата – мне нравятся скоростные трассы и, как многие другие гонщики, я обожаю Спа, Сузуку, но готов отметить и этапы других гоночных серий. Скажем, в Макао здорово гоняться на машине Формулы 3, конфигурации некоторых картинговых автодромов также весьма интересны – трудно выделить что-то одно.
Шарль Пик: Для меня лучшие – Нюрбургринг и Барселона.
Кими Райкконен: Спа.
Даниэль Риккардо: Вне календаря чемпионата я бы тоже выделил Макао – было бы здорово провести там гонку Формулы 1! Уверен, получилось бы неплохо!
Марк Уэббер: Спа.
Себастьян Феттель: Мне нравится несколько трасс, вы попросили назвать одну самую любимую, но такой у меня нет, так что извините.