Pirelli
Пол Хембри: "Ровно одиннадцать лет назад Pirelli выиграла чемпионат мира по ралли вместе с Ричардом Бёрнсом. Примечательно, что в такой же день мы наблюдали решающее сражение сезона Формулы 1 здесь, в бразильском Интерлагосе. Погода сыграла ключевую роль, вынудив команды постоянно менять стратегию в соответствии с условиями на трассе.
Задача осложнялась тем, что по ходу свободных заездов и квалификации было гораздо теплее, а сегодня всем пришлось работать в условиях неопределенности. В итоге некоторые команды ставили одному гонщику слики, а другому – промежуточную резину, дабы в реальных условиях определить более эффективный вариант.
Еще одним фактором, повлиявшим на стратегию, стал выезд машины безопасности в первой половине гонки, позволивший несколько снизить износ резины. Когда дождь возобновился, состав Medium все еще обеспечивал достаточное сцепление с трассой и позволил Дженсону Баттону остаться лидером без перехода на промежуточную резину.
Наши поздравления Себастьяну Феттелю и Red Bull Racing, сумевшим адаптировать стратегию под постоянно менявшиеся условия, а также Фернандо Алонсо и Ferrari, до последнего не ослаблявшим натиск. Отдельные поздравления Дженсону Баттону, который смог выжать максимум и из сликов, и из промежуточной резины. И, наконец, слова признательности в адрес Михаэля Шумахера – величайшего чемпиона и потрясающего посла спорта, который сегодня в своей заключительной гонке финишировал в призовой десятке."
Vodafone McLaren Mercedes
Мартин Уитмарш, руководитель команды: "Дженсон безупречно провел гонку, умело справляясь с погодными условиями, требовавшими предельной собранности и высочайшего мастерства. Результат – пятнадцатая победа в карьере!
Льюис пилотировал столь же здорово, пока столкновение с Нико Хюлкенбергом не выбило его из гонки. Упущенные очки не позволили нам опередить Ferrari в Кубке конструкторов. Было бы замечательно закончить этап дублем, но вины Льюиса в том инциденте нет. За годы работы в Vodafone McLaren Mercedes он провел 110 Гран При, одержал 21 победу, 49 раз поднимался на подиум, 26 раз стартовал с поула, 12 раз показывал быстрейший круг в гонке и заработал 913 очков. От имени всей команды желаем ему дальнейших успехов!
Если возвращаться к Дженсону, мы невероятно рады, что ему удалось завершить сезон, начатый победой в Мельбурне, потрясающим успехом в Бразилии. По ходу сезона ему удалось одержать и великолепную победу в Спа. Интересный момент: за три сезона выступлений в Vodafone McLaren Mercedes Дженсон заработал уже двадцать пять подиумов, тогда как за десять сезонов в других командах – только двадцать четыре.
В общем, у нас достаточно поводов для радости. Мы выиграли два заключительных этапа, оба – за счет чистой скорости, и это обеспечивает нам солидный базис для подготовки к следующему сезону.
В завершение – поздравления Себастьяну Феттелю и слова сочувствия Фернандо Алонсо. Любой из них заслуживает право называться чемпионом мира. Впрочем, после такого потрясающего действа, каким получилась гонка в Бразилии, главным победителем сегодня, пожалуй, можно считать всю Формулу 1."
Дженсон Баттон (1-й): "Все участники сегодняшней гонки заслуживают уважения – это было нечто невероятное!
Условия на трассе постоянно провоцировали какие-то события: кому-то из гонщиков удавалось прогреть шины до нужной температуры, кому-то – нет. Большую часть гонки приходилось ехать на составе, не вполне подходящем обстановке, но обеспечивающем достаточную скорость в сравнении с соперниками, выбравшими более логичный вариант. Я постоянно оставался на связи с моим инженером Дейвом Робсом, пытаясь понять, какой выбор окажется верным…
Мне понравилось бороться с Льюисом, особенно на первых десяти кругах. Жаль, что ему не удалось добраться до финиша, но мне было приятно соперничать с ним в его последней гонке в качестве моего напарника в Vodafone McLaren Mercedes. Льюис, с тобой было здорово работать, мы вместе провели немало классных гонок!
Если возвращаться к сегодняшней гонке, автомобиль безопасности серьезно осложнил нам задачу, сведя моё 40-секундное преимущество к нулю. Впрочем, в тот момент дождь несколько стих, и все решал правильный момент перехода на промежуточную резину. Еще чуть позже обстановка снова изменилась, и нужно было просто доехать до финиша. На некоторых участках трассы было много воды – особенно в том месте, где вылетел Пол ди Реста. За круг до его аварии меня там тоже едва не развернуло – момент не из приятных!
В завершение – мои поздравления Себастьяну Феттелю! Три чемпионских титула подряд – фантастическое достижение!"
Льюис Хэмилтон (сход): "Мои поздравления Дженсону и Себастьяну.
Жаль, нам не удалось завоевать второе место в Кубке конструкторов, но мы сделали всё, что могли. Ну а Себастьян и его команда в условиях серьезного прессинга все-таки довели дело до конца.
Сезон завершен, и я чувствую себя немного измотанным. День оставил смешанные чувства: я огорчен тем, что не смог закончить гонку, но рад перспективам. Я буду скучать по своим друзьям в Vodafone McLaren Mercedes, но с восхищением предвкушаю новый вызов. Уходя на зимние каникулы, я чувствую себя вполне спокойно, поскольку знаю, что выложился по максимуму.
Сегодняшний день? Я смутно помню столкновение с Нико Хюлкенбергом, но он извинился передо мной, инцидент исчерпан.
Мне было приятно быть частью Vodafone McLaren Mercedes на протяжении этих шести лет. Спасибо всем сотрудникам – я желаю вам всего самого наилучшего! Эти люди постоянно поддерживали меня и работали просто на высоте. Я буду скучать по каждому из вас!"
Scuderia Ferrari
Лука ди Монтедземоло, президент Ferrari: «Я горжусь своей командой. Мы сражались до конца, оба гонщика поднялись на подиум финальной гонки сезона. Когда вам немного не хватает до чемпионского титула, естественно присутствует некоторое сожаление. Я хочу поздравить Фернандо с тем, как он провел этот год: его сезон был просто фантастическим. Фелипе отлично пилотировал во второй части сезона и вновь продемонстрировал, что он настоящий командный игрок. Я также хочу поблагодарить Стефано Доменикали и всех его коллег за их ежедневную работу. Они смогли построить фантастически надёжную машину, разрабатывали идеальные стратегии и отлично работали в боксах.
Сейчас мы должны немедленно сконцентрироваться на следующем сезоне, потому что с самого начала у нас должна быть машина, позволяющая бороться на самом высоком уровне».
Стефано Доменикали, руководитель команды: «Это спорт, во всем своём проявлении. Очень больно второй раз за три года потерять чемпионский титул. Особенно я расстроен за Фернандо, который заслуживал победу. Он был невероятен не только в том, как пилотировал машину, и в том, что не сдавался в первой, очень трудной для нас части сезона, но и человеческими качествами, которые он демонстрировал в команде.
Где он потерял три очка? Сложно сказать, но я хочу отметить, что фактически Фернандо принял участие в 18 из 20 гонок: несколько сотен метров, которые он проехал в Спа и в Сузуке тяжелым камнем лежат на сегодняшних итогах. Конечно, мы не можем игнорировать тот факт, что не смогли предоставить ему и Фелипе быструю машину, особенно на старте сезона. Мы заплатили за это цену, и наша главная цель на 2013 год будет заключаться в том, чтобы предоставить нашим пилотам технику, за рулем которой они сразу смогут бороться за победу. Мы обязаны нашим пилотам и хотим рассчитаться с этим долгом как можно быстрее.
Я хочу поблагодарить Фелипе, который не опустил руки после очень трудной первой части чемпионата: он очень много работал, и в том, что сегодня мы заняли второе место в Кубке конструкторов, есть его заслуга. Мы всегда его поддерживали, и хотя нас призывали не продлевать с ним контракт, мы придали ему уверенность перед стартом сезона 2013 года. Я думаю, его результаты в заключительной части чемпионата стали ответом тем, кто в нем сомневался.
Сейчас я хочу поблагодарить всех, кто работал днем и ночью на трассе и в Маранелло, пытаясь помочь воплотить наши мечты в реальность. Я горжусь всеми сотрудниками нашей команды. В заключение, я хочу поздравить Себастьяна – он великолепный соперник. Думаю, я могу сказать, что мы покидаем Бразилию не просто с высоко поднятой головой, а с очень высоко поднятой головой!»
Пэт Фрай, технический директор: «Я говорил в Остине неделю назад, что для достижения поставленных целей мы будем бороться до самого последнего круга, и мы сделали это. Фернандо практически смог добиться поставленной цели и вместе с Фелипе поднялся на подиум после гонки, богатой на события при сложных погодных условиях. Когда состояние трассы меняется так сильно, очень сложно принять правильное решение. Думаю, мы реагировали лучшим образом, пытаясь добиться максимума в каждой ситуации.
Когда начался дождь, мы решили разделить шансы, позвав Фернандо в боксы и оставив Фелипе на трассе. Однако его время на круге оказалось слишком медленным, поэтому мы решили и ему поставить промежуточные шины. Одновременно с этим лидеры были очень быстры на сликах, но для нас их время круга было недосягаемым. После этого мы вовремя перешли на слики, а затем снова на промежуточную резину.
До последнего момента мы надеялись, что что-то случится и Фернандо выиграет чемпионский титул, который он действительно заслужил. Нам не удалось победить, и мы жалеем, что не смогли предоставить ему самую быструю машину. Мы снова попробуем выиграть в следующем году, попытаемся учесть допущенные в этом сезоне ошибки, а также улучшим наши сильные стороны: надежность, работу на пит-стопах и работу со стратегией».
Фернандо Алонсо (2-й): «Я оцениваю этот сезон на десятку! Если бы нам пришлось повторить эти двадцать гонок, я бы не стал ничего менять из того, что делала команда или я сам: мы не допустили ошибок, у нас не было технических проблем, никаких заминок на пит-стопах или стратегических просчетов. Титул мы проиграли не сегодня, а в Спа и в Сузуке. Мы закончили сезон, не имея на счету больше очков, чем соперники, однако выиграли другое: уважение со стороны болельщиков. Кроме того, коллеги согласились с тем, кто был лучшим в этом году.
Я горжусь проделанной работой. В прошлом году я также гордился, хотя закончил сезон четвертым, а на этот раз до конца сражался за титул. Сегодня ситуация отличалась от той, что была в Абу-Даби в 2010-м: тогда мы были разочарованы из-за упущенных возможностей, но сегодня боролись до конца. Я чувствую себя счастливым: каждый день я напряженно работал вместе со своей командой, наши парни могут гордиться тем, что они сделали.
Сегодня в очередной раз они проделали безупречную работу, я поднялся на подиум после старта из четвертого ряда – это ещё одно воскресное чудо. Команда держала меня в курсе, как складывается гонка Феттеля. До самого конца я надеялся, что с ним или с Баттоном что-нибудь случится, что позволит нам достигнуть цели. Этого не случилось, и мы должны принять результаты, которые были показаны на гоночной трассе.
Что просить у команды в 2013-м? Это просто – быструю машину. Но больше всего я бы вновь хотел увидеть такие же усилия и профессионализм, которые команда продемонстрировала, когда мы столкнулись с трудностями. Даже если мы и не смогли достигнуть максимальной эффективности, все продемонстрировали полную самоотдачу. Повторюсь, я счастлив и горд за команду. Сейчас настало время выпить кайпиринью!»
Фелипе Масса (3-й): «Я испытываю большие эмоции, поднявшись на подиум в домашней гонке. Я плакал как ребенок, думая о том, какой трудный сезон мне пришлось пережить: провальная первая часть чемпионата и возвращение на конкурентоспособный уровень во второй.
Фернандо может гордиться тем, чего он добился в этом сезоне: он выигрывал гонки на машине, которая была далеко не идеальной, боролся за титул до самого конца, хотя наша машина уступала в скорости машинам соперников. Он вел поистине захватывающую борьбу! Мы можем гордиться своими достижениями.
Сегодняшняя гонка прошла в плотной борьбе, было тяжело, на трассе многое произошло. Было трудно принимать решения о том, на какой резине оставаться, погодные условия быстро менялись. Вначале, когда начался дождь, мы решили остаться на трассе, но не смогли продержаться слишком долго. Затем я оказался одиннадцатым, но очень быстро смог обогнать многих гонщиков. Кто знает, возможно, сегодня я мог побороться за победу… Команда постоянно информировала меня о ситуации на трассе и о том, что я мог сделать полезного с точки зрения борьбы в чемпионате. Полагаю, я все сделал правильно - для команды и своих болельщиков».
Red Bull Racing
Кристиан Хорнер, руководитель команды: "Невероятный финал фантастического сезона. Мы всегда знали, что развязка наступит в последней гонке, но никто не ожидал, что она сложится так, как сегодня! В любом случае, три подряд победы в личном зачете и Кубке конструкторов – это феноменально. Себастьян пилотировал как никогда здорово и смог вернуться в борьбу за титул: он никогда не опускал руки, в чем все могли убедиться, в том числе, и сегодня, когда после потери позиций на поврежденной машине Себастьян продолжил атаки.
Это была гонка с максимальным уровнем прессинга: дождь то начинался, то стихал, аварии, развороты, выезды машины безопасности, неработающая радиосвязь… Впрочем, нужно оценивать весь сезон в целом. На протяжении двадцати гонок команда работала безупречно, а Себастьян заслужил этот триумф в соперничестве с невероятным Фернандо Алонсо, благодаря мастерству которого нынешний успех для нас ценнее вдвойне, ведь он был добыт в условиях жесточайшей конкуренции.
Спасибо всем сотрудникам за их вклад в общее дело, Дитриху Матешицу – за его поддержку и воодушевление, и всем партнерам, которые были с нами на протяжении этих трех лет. Успех настолько невероятен, что для его осознания потребуется некоторое время."
Эдриан Ньюи, главный конструктор: "Сезон получился просто потрясающим, но столь захватывающий финал – с инцидентом на первом круге, опасениями по поводу повреждений, износом резины и отказом радиосвязи – это нечто уникальное. Вы сами видели, сколько факторов было против нас: преодолеть все это и заработать очки, достаточные для победы в личном зачете – подлинное свидетельство мастерства команды и гонщика.
Не представляю, какими словами можно описать три титула Себастьяна, но главным фактором успеха стали потрясающее единение команды и общая целеустремленность. В начале года у нас были проблемы с машиной, мы пытались научить её быть быстрой после перемен в регламенте, и то, что нам в итоге удалось завоевать Кубок конструкторов, а спустя всего неделю и чемпионский титул, можно считать заслугой каждого сотрудника Red Bull Racing."
Себастьян Феттель (6-й): "Сложно описать все, что творится сейчас в моей голове – эмоции зашкаливают!
Потрясающая гонка – похоже, все, что могло хоть как-то осложнить нам задачу, в итоге случилось. Сначала меня развернуло в четвертом повороте – хорошо, никто не врезался. Машина все-таки получила повреждения и на подсыхающей трассе стала все больше терять скорость на прямых. К счастью, дождь зарядил снова. Весь уик-энд нам говорили, что в случае непогоды нашей команде придётся сложнее, но сегодня мы доказали, что дождливая погода нам нравится ничуть не меньше солнечной.
Я счастлив! Главное то, что по ходу сезона мы не опускали руки, оставались собой, придерживались выбранного подхода – всё это и позволило добиться успеха. Кое-кто пытался усилить прессинг, но мы не позволяли себе распыляться и продолжали работу. Парни в Милтон-Кинсе и сотрудники на трассе всегда выкладывались по максимуму, и мы действительно продемонстрировали впечатляющий прогресс во второй половине сезона. Спасибо всем специалистам Red Bull Racing и Renault! У нас нет более или менее значимых сотрудников, мы единый коллектив, одна сила, и я этим горжусь.
Трудно поверить в произошедшее. Выиграть третий титул на родине одного из моих кумиров – Айртона Сенны… Это сложно передать словами. Я рыдал от счастья, но радиосвязь, к счастью, в тот момент не работала. Возможно, завтра я скажу чуть больше, но сегодня у меня нет слов…"
Марк Уэббер (4-й): "Гонка оправдала ожидания – условия оказались невероятно сложными. Сегодня мы были далеко не быстрейшими и в момент рестарта сильно рисковали. Старт тоже прошел не безупречно: меня сильно ударил кто-то из соперников – кажется, один из гонщиков Sauber, но делать нечего – пришлось продолжать. Мы сделали все, что было в наших силах, и вовремя перешли на промежуточную резину.
Себастьян сработал очень здорово. Он вошел в элитный клуб чемпионов Формулы 1 и уже занимает в нем особое место, став в свое время самым молодым победителем чемпионата, а теперь еще и трехкратным чемпионом мира. Сезон пролетел очень быстро, победы доставались разным гонщикам, были подъёмы, спады, аварии… Я тоже пару раз финишировал первым, а теперь с нетерпением жду отпуска! Нужно «перезарядить батарейки» и готовиться к новому сезону!"
Sahara Force India F1 Team
Роберт Фернли, заместитель руководителя команды: «Какая гонка! Безусловно, это одна из самых захватывающих гонок, которые я только видел: драматические события происходили на каждом круге. Какое-то время казалось, что Нико принесет нам сказочный результат: он лидировал в гонке и демонстрировал свои способности в сложных условиях. Сегодня у нас была отличная машина, темп позволял рассчитывать на победу, но мы не смогли этого сделать.
У меня вызывает вопросы первый выезд машины безопасности. Полагаю, желтых флагов было вполне достаточно. Точно также мы были удивлены наказанием для Нико. Этот эпизод должен был разбираться после гонки, потому что в нем участвовали три машины.
Если говорить про Пола, то он был на другой стратегии. Мы рано позвали его в боксы за промежуточной резиной – так же поступили в большинстве команд, а когда ситуация улучшилась, поставили слики. Казалось, он сможет заработать очки, но в конце гонки Пол попал в аварию. Мы испытали облегчение, когда увидели, что он самостоятельно покинул машину и с ним все в порядке.
Мы закончили сезон в позитивном ключе и уходим на зимний перерыв с надеждой, что сможем так же хорошо начать следующий чемпионат. От имени команды я хочу попрощаться с Нико и поблагодарить его за все усилия и вклад в этом сезоне. Было приятно, что он пилотировал одну из наших машин».
Нико Хюлкенберг (5-й): «Было весело – много событий, и постоянно что-то происходило! Сегодня у нас был великолепный шанс подняться на подиум, но он ускользнул – обидно.
На первых кругах было трудно удержать машину, трасса оказалась очень влажной, однако она была недостаточно мокрой для промежуточной резины, и я остался на сликах. Решение оказалось верным, вскоре я возглавил гонку. Мне было комфортно за рулем, но потом я допустил небольшую ошибку, и Льюис вышел вперёд. Я остался позади него и продолжил борьбу за лидерство, в этот момент между нашими машинами произошел контакт. Сложно сказать, что произошло в том эпизоде, я попытался опередить его в первом повороте, но потерял контроль над задней частью машины. Я уже поворачивал, но внезапно произошло столкновение. Обидно за нас обоих, потому что борьба была великолепной. Я смог продолжить гонку, однако потерял много времени.
Пятое место – хороший результат в конце сезона. Команда отлично поработала в этот уик-энд. Надеюсь, они получили удовольствие от гонки – отличный способ провести мой последний Гран При за команду».
Пол ди Реста (сход): «Очень сложная гонка, было непросто принимать решения из-за того, что погода постоянно менялась. В конечном итоге, мы приняли ошибочное решение перейти на промежуточные шины на ранней стадии гонки – сразу после пит-стопа трасса начала подсыхать, шины быстро потеряли эффективность, и я вернулся в боксы за сликами незадолго до появления на трассе машины безопасности.
Это вернуло меня в борьбу, но из-за проблем со сцеплением с трассой я потерял несколько мест на рестарте. Когда в конце мы перешли на промежуточные шины, я смог подняться на восьмое место. К сожалению, за один круг до финиша в последнем повороте машина начала аквапланировать. Удар о стену получился сильным, но со мной все в порядке».
Mercedes AMG Petronas F1 Team
Росс Браун, руководитель команды: «Сегодня мы увидели насыщенную событиями гонку – это был отличный финал фантастического сезона.
Для нас гонка складывалась не слишком успешно, у обоих гонщиков произошел прокол. Машина Нико при этом серьёзно пострадала, что здорово осложнило ему гонку, а прокол на машине Михаэля не имел столь драматичных последствий, и команда отлично справилась с этой ситуацией, чему помог и выезд автомобиля безопасности.
Михаэль продемонстрировал все свои навыки, чтобы добиться максимума в гонке – он обгонял, принимал верные решения по поводу стратегии и смог удержать машину на трассе, заработав несколько очков для команды.
Эта гонка стала хорошим завершением выступлений Михаэля в нашей команде. Вторая часть его карьеры не была успешной, но работа с ним стала настоящей привилегией для всех наших сотрудников, которые смогли понять, в чём его уникальность и какие качества позволили Шумахеру выиграть семь чемпионских титулов. Мы будем по нему скучать и желаем всего наилучшего в будущем.
Я хочу поздравить Себастьяна Феттеля с третьим чемпионским титулом – впечатляющее достижение!»
Михаэль Шумахер (7-й): «Захватывающий и богатый на события Гран При! Странно, что моя последняя гонка Формулы 1 началась с прокола, отбросившего меня назад, но я никогда не сдаюсь – такова моя философия. Всегда есть шанс, и нужно уметь его реализовать.
Удивительное совпадение – моя карьера закончилась седьмым местом на финише, с которого и началась – 308 Гран При назад я квалифицировался седьмым в Спа. Кроме того, сегодня я выступал на машине с седьмым номером, а в моём кабинете стоит семь чемпионских кубков.
Я хочу поздравить Себастьяна Феттеля, завоевавшего сегодня третий чемпионский титул подряд! Я переживал за него и горжусь его достижениями. Уже на первом круге я увидел, как его развернуло поперёк трассы, но нам обоим удалось отыграться. Сегодня он вновь боролся до конца.
Несмотря на сложные условия, моя последняя гонка в Формуле 1 получилась весьма интересной, и я ещё раз хочу поблагодарить команду и всех болельщиков за поддержку. Я наслаждался временем, которое мы провели вместе».
Нико Росберг (15-й): «Эта гонка была самой долгой в моей жизни! Я хорошо стартовал и ехал в первой восьмёрке, но после прокола пострадало днище, эффективность машины снизилась, и я не мог бороться с соперниками.
Думаю, болельщики получили удовольствие от гонки – и здесь в Интерлагосе, и у экранов телевизоров. Я поздравляю Себастьяна с заслуженным чемпионским титулом и с нетерпением жду следующего сезона. Я благодарен команде за все усилия в этом сезоне, благодаря которым мы смогли одержать первую победу. Надеюсь, в 2013-м мы добьёмся большего!»
Scuderia Toro Rosso
Франц Тост, руководитель команды: "Прежде всего от имени Scuderia Toro Rosso мне хотелось бы поздравить Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing с третьим чемпионским титулом подряд! Фантастическое достижение!
Бразильский этап показал, насколько зрелищной может быть Формула 1 в конце невероятно напряженного сезона. После долгих месяцев борьбы сегодня нам сопутствовала удача – Жан-Эрик в четвертый раз за этот год финишировал восьмым, заработав очередные четыре очка.
Условия оказались непростыми: дождь то стихал, то усиливался, чем постоянно держал в напряжении и гонщиков, и инженеров. Наши парни сработали очень здорово. Жан-Эрик ехал безупречно вплоть до контакта с Тимо Глоком, стоившего нам потери времени, однако позже он все-таки довел гонку до клетчатого флага.
В случае с Даниэлем мы прогадали с тактикой: дождь усилился сразу после того, как мы поставили ему свежий комплект сликов. Ошибка выбросила его из первой десятки, что вынудило нас пойти на риск и поставить шины для сильного дождя в расчете отыграть позиции, однако осадки оказались не настолько серьезными.
Прогресса, достигнутого в финальной стадии сезона, оказалось недостаточно для результата выше девятого места в зачете Кубка Конструкторов, но итог заключительной гонки вселяет оптимизм, ведь в следующем сезоне технический регламент не меняется, а полученные уроки позволят нам выступить намного сильнее."
Жан-Эрик Вернь (8-й): "Приятно финишировать восьмым, хотя, честно признаться, я не вполне доволен собой, поскольку решил дольше задержаться на трассе на сликах, что оказалось ошибкой. Команда предоставила мне возможность самому определять тактику, и сегодня я получил полезный урок. Если бы дождь не возобновился, результат получился бы великолепный!
Сразу после рестарта я начал подтягиваться к Тимо Глоку, но гонщики впереди стали тормозить несколько раньше, и я влетел в заднюю часть Marussia. После финиша я извинился перед Тимо. В остальном мой темп на мокрой трассе был неплохим, и я рад закончить финальную гонку в призовой десятке."
Даниэль Риккардо (13-й): "Старт получился суматошным, в попытках избежать столкновений сразу несколько машин выехали за пределы трассы. Мне удалось отыграть пару позиций и взять хороший темп, после чего при постоянно меняющихся погодных условиях я начал подбираться к соперникам.
К середине дистанции я ехал уже восьмым или девятым, но стоило поставить слики, как дождь снова усилился – пришлось возвращаться в боксы, теряя время."
Sauber F1 Team
Мониша Кальтенборн, руководитель команды: «Финальная гонка сезона получилась захватываюшей, но её результат не соответствовал нашим ожиданиям. Серхио выбыл из борьбы уже на первом круге, хотя в этом нет его вины. Камуи в очередной раз продемонстрировал бойцовский характер. К сожалению, мы не смогли добиться большего.
Для нашей команды Гран При Бразилии знаменует конец захватывающего и зрелищного сезона. Конечно, сейчас мы разочарованы тем, что не смогли завоевать пятое место в Кубке конструкторов. Мы четыре раза финишировали на подиуме, заработали 126 очков, что на 82 больше, чем в прошлом сезоне – впечатляющий прогресс. Конечно, мы знаем, что нам немного не хватило стабильности, чтобы заработать больше очков – над этим предстоит поработать в следующем сезоне.
Гонка в Интерлагосе стала последней для наших гонщиков в составе Sauber. Я хочу искренне поблагодарить Камуи Кобаяши и Серхио Переса за их большой вклад. У Серхио будет возможность продемонстрировать свой великолепный талант в McLaren. Камуи мы желаем всего наилучшего, в будущем его ждет успех в автоспорте. Мы также поздравляем Себастьяна Феттеля, в третий раз подряд выигравшего чемпионский титул».
Джампаоло Далл’Ара, главный гоночный инженер: «Оба гонщика хорошо стартовали, но Серхио выбили из гонки в четвертом повороте. Камуи начал гонку на жестких шинах и смог подняться наверх. Затем пошел дождь, и со стороны Камуи последовало правильное предложение перейти на промежуточную резину. Он сумел отыграть несколько позиций, а затем вовремя перешел на слики. Он смог ехать в темпе Ferrari и Red Bull – это было здорово.
Затем дождь пошел вновь, и все испортилось. Камуи принял решение перейти на промежуточную резину, но перед тем, как мы собирались поменять ему шины, он вылетел за пределы трассы, потеряв на этом время. Кроме того, пит-стоп прошел не лучшим образом. Затем незадолго до финиша был еще один разворот, когда Камуи атаковал Михаэля. В итоге он финишировал девятым».
Камуи Кобаяши (9-й): «Я хорошо стартовал и сумел избежать неприятностей. Начало гонки получилось отличным, но затем условия изменились, трасса стала влажной, заморосил дождь и я задел машину Уэббера. Мне пришлось ехать в боксы, чтобы заменить носовой обтекатель, а во время пит-стопа на восьмом круге команда поставила мне промежуточные шины.
На втором пит-стопе на восемнадцатом круге мы перешли на Hard. По определенным причинам пит-стоп получился длинным, но в любом случае после него я вернулся на трассу шестым. Полагаю, мы немного затянули с последним пит-стопом. Условия на трассе опять способствовали тому, чтобы перейти на промежуточную резину. Однако прогноз обещал прекращение дождя, кроме того, у нас возникли проблемы с передним левым колесом.
В конце я был намного быстрее Михаэля Шумахера и пытался обогнать его, но внутри трасса была более мокрой, чем на гоночной траектории, поэтому я потерял контроль над задней частью машины.
В целом, гонка прошла неплохо. Я рад за себя и за команду: в последней совместной гонке мы заработали очки. Я хочу поблагодарить Sauber за время, проведенное вместе, но сейчас попытаюсь сделать все, чтобы оказаться за рулем машины Формулы 1 в следующем сезоне».
Серхио Перес (сход): «Мне хотелось иначе завершить сезон. Это был отличный чемпионат с тремя подиумами, и я хочу поблагодарить всех сотрудников Sauber. Я желаю команде всего наилучшего, но сейчас готов к новому вызову.
Я не до конца понимаю, что произошло на старте. Я сместился внутрь, чтобы избежать контакта с другими машинами, в этот момент кто-то врезался в меня».
Lotus F1 Team
Эрик Булье, руководитель команды: «Финальная гонка сезона получилась, без сомнений, очень драматичной – но совсем не такой, как мы ожидали, и не такой, как нам хотелось бы. Итог чемпионата позитивен – четвертое место было нашей целью, и мы добились его с большим преимуществом. Самое же главное – вплоть до самого конца сезона нам удавалось вести борьбу с лидирующими командами.
Кими занял третье место в зачете пилотов, что стало отличным достижением после двух лет отсутствия – оно стало возможным не только благодаря тому, что мы дали ему хорошую машину, но и вследствие поддержки со стороны команды. Мы одержали свою первую победу под именем Lotus, завоевали немало подиумов, потому в целом этот год можно признать вполне успешным.
Могу лишь еще раз поблагодарить всех сотрудников базы в Энстоуне и всех представителей Renault. Я горжусь тем, что являюсь частью общего дела. Достигнутый прогресс обещает нам новые успехи в будущем сезоне. Уверен, что наша стабильность и преемственность позволит в 2013-м вновь сражаться за подиумы.
Если же говорить об общей картине, мы, конечно же, должны поздравить Себастьяна Феттеля, вошедшего с тремя титулами в число величайших спортсменов. Нельзя не отметить и усилия бывшего чемпиона из Энстоуна – Фернандо Алонсо, – который очень здорово выступал на протяжении всего сезона. Наконец, мы должны тепло попрощаться с Михаэлем Шумахером, которого можно назвать одним из лучших гонщиков.
Когда обладатель многих титулов покидает спорт, это всегда важный момент. Михаэль добился за эти годы множества достижений, в том числе завоевал два чемпионских звания, выступая за команду из Энстоуна. Мы желаем ему всего наилучшего в будущем».
Алан Пермейн, гоночный директор: «Гонка получилась богатой на происшествия, для Романа, которого закрутило на сырой трассе, она закончилась очень рано. Кими тоже пришлось непросто – можно вспомнить пару разворотов и проблемы со стеклом шлема. Так что это был не самый лучший день в завершение трудного уик-энда.
Если говорить о прошедшем сезоне, мы довольны третьим местом в чемпионате пилотов и четвертым – в Кубке конструкторов. Именно четвертая позиция была нашей целью, и мы смогли без труда достичь её. Но едва ли не больше радует тот факт, что в какой-то момент ситуация складывалась так, словно у нас есть шанс побороться за третье место или даже более высокий результат. Безусловно, Кими хотелось бы выиграть чемпионат, но нет сомнений, что его возвращение и так получилось очень успешным».
Кими Райкконен (10-й): «Сегодняшняя гонка получилась насыщенной – но мы постоянно были медленнее, чем хотелось бы. Событий произошло великое множество: на 52-м круге я вылетел с трассы в последнем повороте – стекло моего шлема запотело и испачкалось, потому через него плохо было видно. В том месте можно вернуться на трассу через пит-лейн гонок поддержки, но для этого нужно проехать через ворота. Мне это хорошо известно, так как я уже делал так в 2001 году. Однако в этот раз ворота оказались заперты. В следующий раз я лично схожу и проверю, чтобы они были открыты».
Роман Грожан (не финишировал): «У меня небольшое сотрясение, но в целом все нормально. На старте ситуация оставалась под контролем, но в 11-м повороте все внезапно закончилось. Довольно странная ситуация – я видел, что продолжается небольшой дождь, потому ехал даже чуть медленнее, чем кругом ранее. Но машина неожиданно вышла из-под контроля – и все было кончено.
Весь уик-энд складывался для меня не слишком удачно, и уж совсем не так мне бы хотелось закончить сезон. Но в целом год получился неплохим – надеюсь, впереди нас ждет еще много успешных дней».
Caterham F1 Team
Сирил Абитебул, руководитель команды: «От имени всей команды я хотел бы сказать, как сильно мы гордимся проделанной сегодня работой. Год получился непростым, мы не смогли выйти на желаемый уровень – но сегодня у нас есть хороший повод для радости. Каждый пилот, которому в столь сложных условиях удалось добраться до финиша, уже заслуживает добрых слов. Оба наши гонщика справились с этой задачей – и потому могут гордиться тем, что смогли сделать.
Они удержали свои машины на трассе в ситуации, когда вокруг произошло множество аварий – и сполна воспользовались происшествиями, которые не позволили другим пилотам должным образом закончить сезон. В итоге, мы смогли вернуть заслуженное десятое место. Наши результаты по ходу всего сезона были выше, чем у главных соперников, и в тот момент, когда это было действительно важно, нам удалось воспользоваться возможностью и склонить чашу весов в свою пользу. Это признак хорошей команды – значит, на зимних каникулах мы будем готовиться к новому сезону с хорошим настроением.
Cовладельцы Caterham F1, Тони Фернандес и Камарудин Меранун, а также партнеры команды оказывали нам поддержку, которая позволяла прогрессировать. Сегодня мы смогли в какой-то мере ответить им взаимностью, сделав все верно в самый важный момент. Мы вправе наслаждаться сегодняшними эмоциями – но завтра должны вернуться к работе, чтобы как можно лучше подготовиться к 2013 году и добиться того прогресса, на который может рассчитывать команда в нашем положении».
Виталий Петров (11-й): «Что за невероятная гонка! Я очень рад за всю команду и хочу поблагодарить каждого, кто здесь работает, за фантастическую работу в непростых сегодняшних условиях. Когда я вернулся в наши боксы после финиша и увидел, что для них значит возвращение на десятое место в чемпионате, то испытал особенные эмоции. Думаю, своей работой на протяжении целого сезона мы заслужили такой результат.
Сама гонка получилась для меня едва ли не самой сложной в Ф1 – и, в то же время, одной из лучших. Мне удалось здорово стартовать, сразу обогнать многих соперников и избежать неприятностей в четвертом повороте [где развернуло Себастьяна Феттеля]. После этого я атаковал изо всех сил, потому что ситуация постоянно менялась. Сегодня мы своевременно провели пит-стопы, и всякий раз, когда я заезжал на замену резины, парни отлично справлялись со своей работой.
На мой взгляд, решающим моментом сегодня стал переход на промежуточную резину на 54-м круге. На последних кругах у нас получился отличный поединок с Шарлем Пиком, в конечном итоге я пошел в атаку на выходе из третьего поворота и смог опередить его. После этого важно было не допустить ошибок, а когда я услышал, что на трассу выехала машина безопасности, и понял, что осталось лишь проехать заключительный круг – это было потрясающее чувство.
Теперь мы имеем хороший повод отпраздновать завершение сезона, все заслужили это – и сотрудники гоночной бригады, и те, кто трудится на базе в Лифилде, и наши партнеры, в том числе из Renault Sport F1 и Red Bull Technology».
Хейкки Ковалайнен (14-й): «Сегодня я очень рад за команду – здорово, что после богатой на события гонки мы обеспечили себе десятое место в общем зачете чемпионата. Это был один из тех дней, когда произойти могло все, что угодно – думаю, итоговый результат стал следствием отличной работы всех и каждого.
Для меня гонка получилась весьма интересной. Я неплохо стартовал и избежал проблем на первом круге, но во время второго пит-стопа возникла заминка с задним правым колесом, из-за которой оказалось потеряно много времени – после этого мне пришлось догонять ушедших вперед соперников. На финальном пит-стопе мы перешли на резину для сильного дождя, чтобы повысить свои шансы, если польёт еще сильнее. Но сцепление на последних кругах оказалось на этом комплекте очень низким. Несмотря на это, важен был итоговый результат – и здесь все сложилось успешно».
Marussia F1 Team
Джон Бут, руководитель команды: "Непростой день для всех сотрудников Marussia F1 Team. После долгой борьбы мы упустили десятое место в Кубке конструкторов, и сказать, что мы разочарованы – не сказать ничего. Мы действовали безошибочно, но проиграли из-за обстоятельств, не зависящих от нашей воли.
Начало сезона получилось крайне непростым. Команда пропустила большую часть предсезонных тестов, но, несмотря на сложный дебют MR01, по результатам первых пяти гонок мы смогли закрепиться на десятой позиции в зачете Кубка конструкторов, прежде чем в Монако соперники перехватили инициативу. К середине сезона мы вышли на планируемый график доработки машины, а модификации, представленные в Сильверстоуне, стали первыми решениями, созданными нами в аэродинамической трубе. С того момента мы уже не сбавляли темп и прогрессировали с каждой гонкой – где-то больше, где-то меньше.
Нам удалось сократить отставание от Caterham и приблизиться к остальным участникам пелотона. К примеру, в Австралии мы проезжали свой быстрейший круг на 4,5% медленнее победителя гонки, тогда как в конце сезона проигрывали всего 2,5%, и это при отсутствии KERS! Следовательно, прогресс даже более существенный, чем это кажется на первый взгляд.
Спасибо всем сотрудникам как на трассе, так и на базе команды, а также нашим партнерам в Cosworth за невероятные усилия! Отдельные слова благодарности Тимо и Шарлю. В следующем году Шарль будет выступать за Caterham, мы желаем ему всего наилучшего. Также спасибо всем нашим контрагентам, инвесторам и поставщикам за то, что были с нами в этом сезоне. Впереди 2013 год, долгожданная KERS, и есть все основания предполагать, что новый сезон сложится для нас намного лучше!"
Шарль Пик (12-й): "Пусть итог нас разочаровал, но это была одна из моих лучших гонок. Стратегия оказалась верной, я атаковал на протяжении всей дистанции. Условия были крайне непростыми, асфальт – скользким, но машина вела себя стабильно, я выкладывался по максимуму.
Жаль, но в чемпионате мы все-таки уступили. В любом случае, спасибо команде за потрясающий дебютный сезон. Мы боролись на протяжении всего чемпионата, и я желаю им всего лучшего в следующем году!"
Тимо Глок (16-й): "Результат говорит сам за себя, сегодня просто не повезло. Команда выкладывалась по максимуму, и нам крайне досадно в последний момент упустить десятое место в Кубке конструкторов, ведь были все шансы его удержать. К сожалению, Жан-Эрик Вернь врезался в заднюю часть моей машины как раз в момент рестарта, после чего мне пришлось ехать в боксы. Вернувшись в пелотон, я пытался отыграться, но возможностей для прогресса уже не оставалось.
В очередной раз мы убедились, как непростые погодные условия могут изменить ситуацию в чемпионате. Нужно внимательно проанализировать ход гонки. Да, мы упустили десятое место, но никто не отнимет у нас полученный опыт. Нужно сохранять боевой дух и как можно скорее забыть о неудаче, ведь мы уже продемонстрировали всем, чего можем добиться за счет собственных усилий, а не простого везения. В следующем сезоне, получив KERS, мы станем более конкурентоспособны.
Спасибо всей команде, которая сейчас пребывает в подавленном настроении. Не сомневайтесь, мы еще вернемся. В завершение, мои поздравления Себастьяну Феттелю с победой в чемпионате и самые наилучшие пожелания Михаэлю Шумахеру."
HRT F1 Team
Луис Перес-Сала, руководитель команды: «Удивительная и сложная гонка! В переменчивых условиях оба гонщика отлично справились со своей работой, поддерживая предельную концентрацию от старта до финиша. Великолепно сработали наши инженеры и механики, обе машины добрались до финиша, что стало отличным завершением долгого, сложного, но позитивного сезона.
Я действительно горжусь каждым сотрудником нашей команды, без них мы бы не справились. Кроме того, я благодарен нашим спонсорам, партнерам и болельщикам за их поддержку».
Педро де ла Роса (17-й): «Отличная гонка, мне очень понравилось. Мы не знали, чего ожидать – условия менялись на каждом круге, и нужно было поддерживать максимальную концентрацию, чтобы не допустить ошибку.
Должен сказать, что я получил огромное удовольствие от гонки, мы отлично справились со своей работой, и я вполне доволен результатом. Мы хотели завершить сезон на высокой ноте и смогли это сделать.
Я хотел бы поздравить Феттеля с третьим титулом, поблагодарить всю нашу команду за неустанную работу, а также спонсоров и болельщиков, поддерживающих нас от начала и до конца этого удивительного сезона».
Нараин Картикеян (18-й): «Это была одна из самых сложных гонок сезона, погода и состояние трассы постоянно менялись, но я доволен тем, что смог с этим справиться.
Это было что-то вроде лотереи – при переменчивой погоде очень легко переохладить шины, или перегреть, когда асфальт подсыхал, но нам удалось удержать ситуацию под контролем и финишировать двумя машинами, что можно считать отличной концовкой сезона. Я хочу поблагодарить команду за напряженную работу по ходу всего чемпионата – я горд быть её частью».
Williams F1 Team
Марк Гиллан, главный гоночный инженер: "Оба гонщика отлично провели старт и пробились в первую десятку, но Бруно практически сразу получил удар от Себастьяна Феттеля, сместившегося наперерез в четвертом повороте, и был вынужден остановиться на обочине. Пастор ко второму кругу ехал уже шестым, отыграв восемь позиций, однако наскочил на мокрый поребрик в третьем повороте и вылетел в защитный барьер."
Пастор Мальдонадо (сход): "Мне удался отменный старт, я сразу отыграл несколько мест, но чуть позже потерял контроль над машиной в третьем повороте. Поребрик оказался слишком скользким, что стало неприятным сюрпризом. Шансов удержаться на траектории не было - сегодня нам просто не повезло."
Бруно Сенна (сход): "Я неплохо стартовал и сразу начал прорываться вперед, когда Себастьян Феттель перекрыл апекс поворота, не оставив мне места. Что поделаешь, таковы гонки, иногда подобные инциденты случаются. Спасибо всем болельщикам, поддерживавшим меня в домашнем Гран При – без них ощущения были бы совсем иными."