Гран При Бразилии замыкает календарь Ф1 в шестой раз в своей истории. Одна из самых колоритных гонок вполне может быть названа «этапом контрастов». С тех пор, как Эмерсон Фиттипальди проложил для своих земляков дорожку в Ф1, они стали неотъемлемой частью пейзажа в паддоке – и сохраняют свои позиции уже более четырех десятилетий. Примерно столько же длится и история визитов Ф1 в крупнейшую страну Южной Америки.
Поездка в Сан-Паулу притягивает и настораживает одновременно. Нигде нет таких темпераментных болельщиков, но только здесь пилоты нанимают личных охранников, а команды вынуждены зорко следить за всем, что происходит на переднем крае боксов. Замечательная трасса традиционно дарит яркие гонки, но организация уик-энда порой хромает на обе ноги. Но зато здесь умеют по-настоящему радоваться и веселиться, а местные пилоты возведены в ранг небожителей. Наконец, если оценивать вероятность дождя, Интерлагос будет одним из лидеров по ходу всего сезона.
На этот раз роль погодного фактора особенно высока. Ведь он не может не сказаться на споре двух претендентов на титул. Безусловно, на бумаге шансы Себастьяна Феттеля много выше, но в Сан-Паулу порой случаются гоночные чудеса – болельщики даже с минимальным стажем наверняка вспомнят такие случаи. Любопытно, что в Бразилии победа довольно редко достается пилоту, который в этом же сезоне выигрывает чемпионский титул – за последние десять лет подобное происходило лишь трижды.
А вот тот факт, что с 2009-го на вершину подиума неизменно поднимаются пилоты RBR (причем дважды это был Марк Уэббер), одним лишь совпадением не объяснить. В условиях сложного рельефа и нескольких сложных связок поворотов качества шасси выходят на первый план. В осенних гонках машины, созданные Эдрианом Ньюи, ощутимо прибавили, потому традиция может продолжиться.
Но соперники Себа и Марка едва ли сдадутся без боя. Кроме того, прежде, чем реализовывать свою скорость, пилоты должны проехать очень непростой первый круг, где количество аварий куда выше, чем в среднем по сезону. Особенно опасны, как показывает практика, послестартовая «эска» и торможение после первой длинной прямой. В финале сезона слова «нам уже нечего терять» наверняка прозвучат не единожды. Потому можно ожидать, что количество рискованных маневров будет больше обычного.
Наконец, кто бы ни стал в итоге чемпионом мира, можно не сомневаться, что титул достанется самому достойному – и будет отмечен грандиозной командной вечеринкой. И уж тут Бразилия даст фору и старушке Европе, и загадочной Азии, не говоря уж о странах Персидского залива. Осталось узнать лишь сущую малость – будет ли праздник окрашен в алые цвета или же пройдет под знаком Красного Быка.
В 1995 году Гран При Бразилии открывал календарь чемпионата. Серьезная ревизия регламента привела к резкому снижению прижимной силы, и машины вновь начали скользить в поворотах. На кочковатом асфальте Интерлагоса это проявлялось особенно явственно – количество пилотских ошибок ощутимо возросло. Даже действующий чемпион мира Михаэль Шумахер вылетел в субботу и разбил машину. Если учесть, что днем ранее немец уже потерял время из-за неисправности в рулевом управлении своего Benetton, можно говорить о том, что к квалификации он подошел не в самой оптимальной форме.
Этим тут же воспользовался Деймон Хилл – пилот Williams завоевал поул с преимуществом в три десятых секунды. Но едва погасли стартовые огни, как Шумахеру удалось захватить лидерство. Хилл не отставал и пробовал атаковать, однако довести дело до обгона ему не удавалось. Невольным помощником британца оказался Герхард Бергер, который оказался прямо перед Шумахером после того, как лидер провел первый пит-стоп. Пилот Ferrari не горел желанием уступать, и за несколько кругов, которые Михаэлю пришлось потратить, чтобы опередить австрийца, было потеряно достаточно времени – после собственной дозаправки и замены шин Хилл выехал на трассе лидером.
Тут-то и выяснилось, что итоги квалификации весьма объективно отражали расстановку сил, так как Williams и впрямь ехал быстрее Benetton. Деймон начал отрываться – пусть и не слишком быстро, но вполне определенно. Позже он признавался, что был готов победить, тем более, что в Williams избрали на гонку тактику с двумя пит-стопами против трех у Benetton. Однако старт сезона во все времена повышал вероятность отказа «сырой» техники. И на машине британца отказала коробка передач. Поначалу возникли сбои, а потом её просто заклинило на третьей – и сине-белая машина вылетела с трассы в «эске Сенны».
После этого остановить Шумахера уже никому было не под силу. Второй Williams пилотировал молодой и еще не слишком опытный Дэвид Култхард, а остальным поспорить за победу не позволял уровень машин. Так Михаэль заработал важные 10 очков на пути к званию чемпиона мира. Шотландец финишировал следом – но спустя всего пару часов результат обоих был аннулирован!
Как выяснилось, образцы топлива, взятые из баков машин, не соответствовали контрольной пробе, которую компания Elf, снабжавшая обе команды, предоставила в FIA перед стартом сезона. Однако Benetton и Williams подали аппеляцию на это решение. Спустя несколько недель после жарких дискуссий суд FIA постановил, что в Интерлагосе и впрямь использовался «некорректный» бензин, однако – так как эксперты не смогли доказать, что от этого пилоты получили какую-то пользу – результаты Гран При были возвращены к исходному состоянию, с той лишь оговоркой, что заработанные Шумахером и Култхардом очки будут учитываться лишь в чемпионате пилотов, но не Кубке конструкторов.
Так что Герхард Бергер, побыв какое-то время победителем Гран При Бразилии, вновь оказался бронзовым призером гонки. Пилоту Ferrari пришлось немало побороться на трассе со своим напарником Жаном Алези и Микой Хаккиненом из McLaren, но даже заминка в боксах не помешала австрийцу взять верх в этом споре.
Правда, был в этот день и еще один претендент на нижнюю ступень пьедестала. Финн Мика Сало, проводивший всего третий Гран При в жизни, по ходу дистанции поднялся на третье место. Увы, из-за сильной судороги в руке пилот Tyrrell сначала допустил разворот в одном из поворотов, а в итоге смог финишировать только седьмым.