Формально венгерский Гран При открывает вторую половину нынешнего сезона, на деле же – и с этим согласятся все обитатели паддока – завершает первую. От долгожданных августовских каникул пилотов, механиков и инженеров отделяет единственный уик-энд, потому герои Больших Призов готовы смириться с тем, что примет его одна из самых медленных трасс чемпионата, где обогнать соперника лишь немногим проще, чем в Монако.
Автодром Хунгароринг был открыт в 1986 году, и кроме редких случаев, когда в ход гонки вмешивалась погода, венгерские Гран При не баловали поклонников Формулы 1 частыми перестановками по ходу дистанции. Что поделать, если при строительстве гоночного кольца главным был принцип «кабы чего не вышло». В итоге, как известно, в дебютном сезоне пилоты даже не успели за два отведенных часа целиком проехать запланированную дистанцию. Серия реконструкций несколько «распрямила» обводы Хунгароринга, но изменить базовый принцип было уже невозможно.
С другой стороны, популярная присказка о том, что поул в Венгрии является залогом победы, в последнее время явно изживает себя – за семь прошедших лет триумфатору квалификации всего раз удалось подняться на вершину подиума! Не менее любопытно, что последняя декада принесла восемь разных победителей Гран При, так что в известном смысле это весьма непредсказуемая гонка.
Аварии на Хунгароринге случаются довольно редко, если не считать стартовой толчеи, а вот пилотские ошибки, особенно ближе к финишу, происходят регулярно. Самый же памятный эпизод в истории трассы – несомненно, печальное происшествие, едва не стоившее жизни Фелипе Массе в квалификации 2009 года, когда в шлем бразильцу угодила пружина, отлетевшая от Brawn его земляка Рубенса Баррикелло.
Хочется верить, что в этот раз ничего подобного не случится, а гонка получится интересной. Прогноз погоды выглядит интригующе – жара за 30 градусов с высокой вероятностью гроз. А вот шины на этот раз будут из «консервативной» пары – Soft и Medium.
В 2001 году погода во время Гран При Венгрии была традиционно жаркой, а резина Bridgestone и Michelin не сыграла решающей роли. От гонки все ждали только одного – завоевания Михаэлем Шумахером четвертого чемпионского титула. И немец с самого начала уик-энда своей скоростью демонстрировал, что ставит перед собой именно такую цель. Пилот Ferrari уверенно завоевал поул, однако в воскресенье случилось непредвиденное.
По пути из боксов на стартовую решетку, изучая состояние трассы, Шумахер ошибся и вылетел в гравий. Оказался испорчен комплект шин, а главное – получил повреждения один из боковых понтонов. Но механикам Скудерии удалось оперативно устранить неполадки, а сам пилот лишний раз продемонстрировал психологическую устойчивость, уверенно выиграв старт и захватив лидерство.
Единственный – и, надо признать, уже формальный – соперник Михаэля, Дэвид Култхард из McLaren, в субботу остался вторым, но всячески подчеркивал, что не намерен сдаваться и рассчитывает дать фавориту бой. Однако в Венгрии вторая стартовая позиция расположена на грязной части стартовой прямой, и начинать гонку с неё всегда сложно. Именно так вышло и на этот раз – шотландец не только отстал от Шумахера, но и пропустил его напарника, Рубенса Баррикелло.
В ту пору стартовая прямая Хунгароринга еще не была такой длинной, как сейчас, и с обгонами на дистанции было совсем туго. Потому чемпионская корона с каждым кругом все более явственно проглядывалась на голове Михаэля Шумахера, который понемногу отрывался от преследователей. Култхард, надо отдать ему должное, не сдавался – более поздний первый пит-стоп позволил Дэвиду опередить Баррикелло, гонщик даже стал понемногу догонять лидера, но слишком многое было упущено на стартовом отрезке.
А когда во время второго визита в боксы механики McLaren замешкались с дозаправкой, стало окончательно ясно – чуда в этот день не случится. Култхард вновь оказался позади Баррикелло, и хотя до самого финиша по пятам преследовал пилота Ferrari, в итоге так и остался третьим. Остальные очки достались Ральфу Шумахеру (Williams), понемногу сдающему позиции Мике Хаккинену (McLaren) и недавнему дебютанту Нику Хайдфельду (Sauber).
Однако главным героем в этот день был, без сомнений, Михаэль Шумахер. Он не только завоевал чемпионский титул, но и одержал 51-ю победу в гонке, сравнявшись по этому показателю с недосягаемым ещё недавно Аленом Простом. Более того, второе место Баррикелло гарантировало Скудерии и Кубок конструкторов, хотя до завершения сезона ещё оставалось четыре Гран При.