Участники: Нараин Картикеян (HRT), Пастор Мальдонадо (Williams), Хейкки Ковалайнен (Caterham), Камуи Кобаяши (Sauber), Фернандо Алонсо (Ferrari), Кими Райкконен (Lotus)
Вопрос: Нараин, как изменилась HRT за последние полгода?
Нараин Картикеян: После гонки в Австралии мы проделали огромный путь, теперь у команды есть постоянная база, где все находится под одной крышей. У нас собственный конструкторский отдел, мы пригласили немало специалистов, да и машина теперь едет немного лучше – надеюсь, так будет и дальше. Во время перерыва мы должны получить кое-какие доработки – хочется верить, они позволят сократить отставание. Сейчас мы практически сравнялись с Marussia, но нам по силам сделать еще один шаг вперед – так мы и поступим.
Вопрос: По ходу гонок вам часто приходится наблюдать синие флаги. Насколько трудно мириться с этим, и в какой мере необходимость пропускать лидеров мешает вашей собственной борьбе? Вам приходится выкладываться на первой четверти дистанции?
Нараин Картикеян: В самом начале гонки нет синих флагов, можно показать все, на что вы способны, но потом они появляются - приходится смещаться с траектории, где много отработанных фрагментов резины, и после этого каким-то образом следить за состоянием шин. Ситуация непростая, но мы стараемся не мешать лидерам.
Вопрос: Камуи, в Хоккенхайме вы добились лучшего результата в сезоне, да и вся команда Sauber выступила потрясающе. Проблемы, преследовавшие вас в предыдущих гонках, остались в прошлом?
Камуи Кобаяши: Серьёзных проблем не было. Машине хватало скорости, но мы словно упускали какой-то кусок общей мозаики и не могли собрать все воедино в гонке. О темпе я ничуть не беспокоюсь – да, мы пока не быстрейшие, но способны бороться за высокие места.
Вопрос: Проблема в квалификации? Возможно, если бы вы стартовали чуть выше, могли бы бороться за победы?
Камуи Кобаяши: В Хоккенхайме я очень уверенно чувствовал себя на сухой трассе, но под дождем никак не мог прогреть промежуточную резину. У многих гонщиков наблюдались похожие проблемы, но мы тоже оказались не на высоте – впрочем, если бы не непогода, мы бы легко пробились в финал, и гонка сложилась бы иначе.
К сожалению, в предыдущих двух Гран При квалификация всякий раз проходила в очень непростых условиях. На сухой трассе наша машина стабильно быстра, а на мокрой – далеко не всегда. Сложно найти этому объяснение, ведь посуху C31 демонстрирует потрясающую скорость – над ней работает немало специалистов, благодаря усилиям которых она и едет настолько здорово.
Вопрос: Хейкки, в паддоке ходит немало слухов насчет того, в какой команде вы будете выступать. Что вы можете сказать?
Хейкки Ковалайнен: В этой фазе сезона всегда множество слухов, но моя ситуация не изменилась. Я целиком сосредоточен на работе с машиной и попытках выжать максимум из того, что имею. Ну а когда-нибудь я, мой менеджер и представители Caterham соберемся вместе и оценим планы на будущее.
Вопрос: Вы уже побеждали в Венгрии. Опишите ваши чувства перед началом уик-энда?
Хейкки Ковалайнен: Они такие же, как перед любой другой гонкой. После моей победы прошло очень много времени, и это всего лишь ещё один уик-энд в чемпионате. Конечно, для финна Гран При Венгрии отчасти воспринимается как домашний – сюда приезжает немало моих соотечественников, и здесь атмосфера на автодроме, пожалуй, даже приятнее, чем на некоторых этапах сезона, но в остальном – привычная работа.
Вопрос: Кими, полагаю, вы такого же мнения о болельщиках, но что скажете о машине? Она едет быстрее? В начале сезона многие считали, что она способна бороться за победы – репутация сохраняется?
Кими Райкконен: Машина ещё ни разу не финишировала первой – значит, она не победитель. Да, Е20 достаточно хороша, но мы зачастую не добивались от неё максимума. Команда довольна скоростью, однако всегда хочется большего, хочется выигрывать гонки – пока этого не произошло, но мы не теряем надежды отпраздновать успех ещё в нынешнем сезоне. Задача непростая, мы пытаемся добиться прогресса, учимся на собственном опыте – посмотрим, что получится.
Вопрос: Четвертое место – ваш максимум в квалификации на настоящий момент?
Кими Райкконен: В Германии мы были достаточно быстры, но не в дождь – на мокрой трассе нам почему-то не удавалось выжимать из машины максимум, что сказалось на позициях. Если бы уик-энд прошел при сухой погоде… Да, в Сильверстоуне Е20 была быстра и под дождем, но в квалификации на Хоккенхайме дела обстояли совсем иначе. Впрочем, если здесь нам удастся подобрать оптимальные настройки, мы наверняка сможем сработать лучше, чем неделю назад.
Вопрос: Фернандо, после этапа в Хоккенхайме вы с Фелипе отправились в лагерь пострадавших от землетрясения, расположенный неподалеку от базы Ferrari в Маранелло. Что вы там увидели?
Фернандо Алонсо: Да, мы посетили несколько лагерей, в которых до сих пор находятся люди, и пока не ясно, когда они смогут вернуться домой – некоторые районы пострадали особенно сильно, дома нуждаются в ремонте. Непростая ситуация и очень тяжелое чувство, мы старались хоть как-то поддержать тех, кто лишился крова. Сразу после землетрясения весь мир оказывал им посильную помощь, но спустя несколько месяцев обо всем этом стали забывать – поэтому мы решили приехать в лагерь и пожелать им всего наилучшего. Надеюсь, совсем скоро у них всё наладится.
Вопрос: Вы приехали сюда в статусе победителя предыдущей гонки, здесь вы одержали свою первую победу в Формуле 1, и на летний перерыв вы в любом случае уйдете лидером чемпионата. Считаете себя фаворитом, и если нет, то кто, по-вашему, им является?
Фернандо Алонсо: Приятно лидировать по итогам первой половины сезона, но впереди ещё десять гонок, а пять-шесть лучших команд ведут очень плотную борьбу. Достаточно одной из них провести две удачных гонки, как ситуация снова изменится, поэтому для нас крайне важно добиваться максимально возможного результата в каждом Гран При. Это может быть подиум, где-то – пятое или седьмое место. Мы не можем позволить себе допускать ошибки, и пока рано думать о титуле – в борьбе за победу участвуют и Red Bull, и McLaren, и Lotus, и Mercedes.
Вопрос: Пастор, вы выиграли в Барселоне, но что изменилось с тех пор? Почему вам не удалось закрепить успех?
Пастор Мальдонадо: Да, после гонки в Испании мы в силу разных причин не смогли показать сколь-нибудь сопоставимые результаты. Я допустил пару ошибок, а в ряде случаев мне просто не повезло, однако команда делала все возможное, чтобы сохранить скорость. Пожалуй, в квалификации мы выступали очень сильно, но в гонке дела шли несколько хуже. Во второй половине сезона мы постараемся отыграть потерянные очки и рассчитываем с каждым этапом выступать все сильнее.
Вопрос: Что скажете о трассе? В столь же медленном Монако вы были быстры, а здесь есть и несколько среднескоростных поворотов, как в Барселоне...
Пастор Мальдонадо: Отрывы в пелотоне минимальны – хочется верить, здесь наша машина будет быстра. Главное – разобраться в поведении шин и подготовить машину к квалификации и гонке, что на Хунгароринге весьма непросто. В остальном мне нравится эта трасса – техничная и невероятно сложная, как с точки зрения выносливости, так и с позиции психологии. Надеюсь на хороший результат и возвращение в призовую десятку!
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэн Натсон – Honorary) Фернандо, в Германии вы говорили о прогрессе машины. Не могли бы пояснить подробнее? Насколько она прибавила по сравнению с тестами в Хересе, и на какой этап пришелся наибольший объем доработок?
Фернандо Алонсо: Определенно, мы доработали машину, но мне сложно выразить это в цифрах – возможно, речь идет о двух-трех секундах на круге, однако здесь трудно быть точным. Пожалуй, наибольшего прогресса команда добилась в Барселоне, где мы всерьез обновили аэродинамику: в первых четырёх гонках было очевидно, что F2012 ведет себя совсем не так, как предполагалось, однако в Испании ситуация вернулась в норму, и с тех пор речь идёт лишь о точечной доводке.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Кими, мы давно не слышали о вашем гидроусилителе – команде удалось устранить проблему? Бывали ли ситуации, в которых вы не могли выступить лучше исключительно из-за неприятностей с управлением?
Кими Райкконен: Мне кажется, говорить об этом не имеет смысла: стоит что-то сказать, как из этих слов раздувают целую историю. Как я уже пояснял, наш усилитель руля нельзя назвать идеальным, но команда смогла его доработать по ходу сезона, хотя ей предстоит еще многое сделать.
Я вполне доволен его поведением в гонке, но не могу сказать, что он позволяет мне отыграть секунду или полторы секунды на круге, как нам бы того хотелось. В своей карьере я использовал и более эффективное рулевое управление, так что нам, безусловно, есть, к чему стремиться. Все сделать правильно не так просто, но мы продолжаем работу и, надеюсь, в определенный момент добьемся желаемого результата.
Вопрос: (Гарри Кинер – ARA Radio) Фернандо, пара вопросов. Я слышал, что в Ferrari вас называют «Маэстро» - это правда? Откуда это пошло? И еще – как вам удается избегать неприятностей на трассе?
Фернандо Алонсо: В Ferrari меня называют Фернандо. Я всегда говорил, что в этой команде мне было комфортно с первого дня – эти люди словно стали для меня семьей. Я провожу в Италии 80% своего свободного времени, на базе работают мои лучшие друзья – забавно, но в этой стране я бываю чаще, чем в родной Испании!
Что касается второго вопроса – в этом году очень сложно избегать неприятностей в гонках, особенно если результаты настолько плотные, что в одну десятую умещается пять машин. Все едут в примерно одинаковом темпе – не так, как год назад, когда у нас была шестерка лидеров, группа середняков и явные аутсайдеры. Каждый фактор имеет значение, каждая новинка, каждый пит-стоп… Прессинг немного сильнее, но до сих пор нам удавалось стабильно зарабатывать очки во всех гонках. Нужно продолжать в том же духе.
Вопрос: (Адриан Хубер – Agencia EFE) Фернандо, статистика ваших успехов продолжает пополняться. Девять лет назад в Венгрии вы одержали первую победу, а неделю назад в тридцатый раз поднялись на верхнюю ступеньку подиума. Могли ли вы представить себе нечто подобное в те годы? Что вы тогда чувствовали?
Фернандо Алонсо: Нет, конечно, я не мог представить себе ничего подобного. Когда впервые выигрываешь гонку, испытываешь множество эмоций – удовлетворение, гордость за себя, команду, семью… И сложно представить, что тебе когда-нибудь доведется ощутить все это еще раз. Удивительно, я продолжал побеждать, выступая в разных командах и по разным правилам, с моторами V10 и V8, с резиной Bridgestone, Michelin и Pirelli, с дозаправками по ходу гонки и без них. Победив здесь в 2003-м, я подумать не мог, что в будущем выиграю два чемпионских титула и буду выступать за Ferrari.
Вопрос: (Габор Джоо – Index) Кими и Фернандо, согласно новым правилам, Red Bull Racing в этот уик-энд предстоит скорректировать настройки двигателя. Полагаете, они потеряют в скорости?
Фернандо Алонсо: Это вопрос к Red Bull Racing.
Кими Райкконен: Я не знаю, над чем они работают, посмотрим.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Кими, два года вне Формулы 1 сказались на вашей скорости? И еще: что произошло, когда вы покидали Хоккенхайм? Есть фотографии, на которых вы пытались перелезть через барьер…
Кими Райкконен: Да, я едва не упал!
Я два года находился вне Формулы 1, занимался разными вещами, но даже если бы все это время гонялся в чемпионате, это вряд ли бы оказало хоть какое-то влияние на мою нынешнюю скорость. Да, мне потребовалось несколько гонок, чтобы войти в ритм, привыкнуть к новой команде, выстроить всё так, как я хочу, но сейчас мы выступаем не так уж и плохо, следовательно – никаких сожалений.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, на какой результат в личном зачете и Кубке Конструкторов может рассчитывать Lotus, и какой из трофеев важнее для вас?
Кими Райкконен: Отвечу в конце года. Мы всякий раз выкладываемся по максимуму, но я не представляю, к чему это приведет. Сейчас ситуация выглядит неплохо, многие не ожидали от нас столь высоких результатов в начале сезона, мы постоянно прогрессируем и надеемся одержать победу. Команда сражается за места в первой тройке, сейчас мы четвертые в Кубке Конструкторов, я - четвертый в личном зачете, нужно работать от гонки к гонке, и лично я стараюсь заработать как можно больше очков и помочь Lotus… Они желают добиться максимально высокой позиции, и такого же я хочу для себя. Эти вещи неотделимы, так что мы вместе пытаемся сработать максимально эффективно – надеюсь, у нас все получится.
Вопрос: (Иан Гордон – The Times) Фернандо, немного странно осознавать, что с вашего последнего чемпионского титула минуло уже шесть лет. Стоило набрать на пару очков больше в некоторых из предыдущих сезонов – и сейчас вы были бы четырехкратным чемпионом мира. Что будет значить для вас третий титул, если вы все-таки выиграете его в этом году вместе с Ferrari? Он поставит вас в один ряд в легендарными гонщиками, вроде Лауды и Проста…
Фернандо Алонсо: Давайте наберемся терпения и посмотрим, будут ли у нас реальные возможности бороться за титул. Сейчас мы можем быть довольны заработанными очками, однако нужно продолжать работу, сохранять стабильность и демонстрировать высокие результаты. Одна-две неудачные гонки – и ситуация изменится, так что нет смысла рассуждать о чемпионате.
Когда в 2006 году мы закончили сезон в Бразилии, для меня сама мысль о третьем чемпионском титуле была сродни мечте. Не знаю, случится ли это в нынешнем сезоне, в следующем году или через шесть лет, но третий титул для меня очень важен, это говорило бы о том, что у меня их столько же, сколько у Айртона Сенны – моего кумира, когда я выступал в картинге. В этом случае я сравняюсь и с другими сильными гонщиками, к примеру – с Лаудой. Я надеюсь стать чемпионом в третий раз как можно скорее.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, считаете ли вы, что новые правила, касающиеся настроек двигателя, могут сыграть на руку Ferrari? Вполне вероятно, что с ними Red Bull Racing поедет медленнее…
Фернандо Алонсо: Я уже говорил, что для нас ничего не меняется. У нас такая же машина, какая в Сильверстоуне и Хоккенхайме, а что там у Red Bull Racing – мне не известно. Кажется, в 16:00 они проводят пресс-конференцию, спросите у них.
Вопрос: (Александр Хоффстаттер – Austrian Press Agency) Завтра начинаются тридцатые летние Олимпийские игры. Что скажете о включении в программу Игр гонки Формулы 1, или идея заведомо нереальна?
Хейкки Ковалайнен: Вы ждёте ответа от меня? Почему бы и нет? Лично я был бы не против, но как интегрировать трассу в общую инфраструктуру? Я не знаю, а кто знает? И действительно, почему бы и нет?
Вопрос: (Адриан Хубер – Agencia EFE) Фернандо, в начале сезона вам приходилось мотивировать сотрудников команды. Сейчас приходится успокаивать, или каждый из них знает, что нужно делать, и понимает ситуацию?
Фернандо Алонсо: Сотрудники знают нашу скорость, количество очков и то, какой ценой мы их добились. Когда после очередного этапа анализируешь события уик-энда, цифры не лгут, так что каждый из нас в курсе ситуации.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, похоже, этот сезон складывается для вас очень удачно. В чем объяснение? Разумеется, дело не только в машине, но вы сами как-то изменились? Победа в Малайзии стала переломным моментом?
Фернандо Алонсо: Пока результаты были вполне достойными, и даже если мы в чем-то уступали соперникам, нам все равно удалось заработать немало очков. Сезон складывается удачно, как в 2008-м, когда я одержал две победы с Renault, или в 2009-м, когда мой напарник не мог пройти дальше первой квалификационной сессии, а я каким-то чудом финишировал на подиуме.
Когда в 2010-м я перешел в Ferrari, все спрашивали меня, можно ли считать тот сезон лучшим в карьере, ведь я довольно долго отыгрывался и перед последним этапом был лидером. Предыдущий сезон с десятью подиумами и машиной, намного уступавшей в скорости Red Bull Racing и McLaren, тоже называли лучшим, сейчас ситуация повторяется, но я уже говорил: стоит мне в трех гонках подряд выступить неудачно, вы непременно спросите, почему я недостаточно сосредоточен или что-то вроде того, так что буду просто всякий раз выкладываться по максимуму.
Я доволен предыдущими пятью сезонами и особенно рад нынешнему, ведь нам приходится думать обо всех факторах: результаты настолько плотные, что мы должны каждый уик-энд выступать идеально. Ошибка обходится намного дороже, чем прежде, но в остальном подход такой же, как в предыдущие годы.
Вопрос: (Гарри Кинер – ARA Radio) Вопрос ко всем, кроме Фернандо. Считаете ли вы, что у Алонсо получится выиграть титул в этом году?
Нараин Картикеян: Фернандо выступает очень здорово, его поддерживает команда – думаю, у них всё получится.
Камуи Кобаяши: Титул? В этом сезоне Фернандо, пожалуй, сильнейший – скорее всего, победа достанется ему.
Хейкки Ковалайнен: У него наилучшие шансы, но пока рано делать прогнозы. Концовка сезона обещает быть интересной для всех – и для участников, и для зрителей.
Кими Райкконен: Да, сейчас Фернандо – лидер, но он сам говорил, что достаточно пары неудачных гонок, и ситуация может быстро измениться. До конца сезона еще слишком много этапов, чтобы делать какие-то выводы – посмотрим, какой будет ситуация после финального Гран При.
Пастор Мальдонадо: В первой половине сезона Фернандо выступал стабильно и уверенно, чем обеспечил себе лучшие шансы. Он пилотирует безупречно, потому желаю ему и его команде всего наилучшего.
Вопрос: (Гарри Кинер – ARA Radio) Вопрос ко всем – планируете следить за Олимпийскими играми?
Нараин Картикеян: Игры? Нет, я вернусь в Индию.
Камуи Кобаяши: Возможно, я посмотрю несколько трансляций, но я не большой фанат Олимпиады, мне будет достаточно просто узнать результаты.
Хейкки Ковалайнен: Конечно, я посмотрю столько, сколько смогу! На игры приедет несколько неплохих финских спортсменов, и лично для меня наибольший интерес представляют соревнования мужчин в метании копья. Есть еще несколько атлетов, которые в настоящий момент не являются лидерами в своих дисциплинах, однако будем надеяться, что их уровень подготовки позволит побороться за медали – это будет просто замечательно!
Кими Райкконен: Сложно пропустить Олимпиаду, даже если тебе этого хочется. Я посмотрю кое-какие события по телевизору, но, честно говоря, я не особо слежу за подобными мероприятиями.
Пастор Мальдонадо: А я буду болеть за сборную Венесуэлы. Лично я не большой поклонник Олимпийских игр, но за выступлением сборной стараюсь следить.
Фернандо Алонсо: Я тоже постараюсь увидеть как можно больше, но мы ведь будем в отпуске, и если отправляешься на пляж, то вряд ли побежишь обратно к телевизору, чтобы посмотреть трансляцию в прямом эфире. Проще посмотреть вечерний повтор.
Вопрос: (Пабло Горонди – Associated Press) Фернандо, после крайне напряженного графика команды уходят на едва ли не месячный перерыв. Опасаетесь ли вы, что это каким-то образом выбьет вас из ритма, или же вы рассчитываете быстро вернуться к борьбе?
Фернандо Алонсо: В этом году августовский перерыв будет несколько дольше, чем обычно, и это неплохая возможность подтянуться к соперникам – как-никак, у нас в запасе больше времени. Нужно ликвидировать ту нехватку скорости, которую мы сейчас наблюдаем. В начале сезона мы запоздали с доработкой машины, чуть позже были неприятно удивлены её поведением – в такой ситуации требуется время для поиска решений, и чем его больше, тем лучше!
Вопрос: (Дорел Тант – MS Sport1) Хейкки, стали бы вы выступать в ралли, как это делал Кими Райкконен?
Хейкки Ковалайнен: Желание попробовать есть всегда, но, как мы видели на примере Кими, не так просто дебютировать в раллийных гонках, причем в высшем классе. Ожидания должны быть нулевыми, вся затея – исключительно ради удовольствия, ведь для достижения сколь-нибудь конкурентоспособного уровня потребуется немало времени. Сейчас я полностью сосредоточен на Формуле 1 и надеюсь остаться здесь еще на несколько лет, так что не рассматриваю раллийные гонки даже с позиции забавы. Все силы – на улучшение результатов в чемпионате. Возможно, когда я состарюсь и выйду на пенсию, я куплю старенький Ford Escort Mk2 и буду гоняться у себя дома, но тоже исключительно ради веселья.
Перевод: Валерий Карташев