Гонка #568: 14 мая 1995 года. Гран При Испании. Каталунья | |
Поул | Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1.21,452 (208,923 км/ч) |
Лучший круг | Деймон Хилл (Williams FW17) - 1.24,531 (201,313 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1:34.20,507 (195,320 км/ч) |
Если говорить, положа руку на сердце, то трасса в Барселоне (при всех её достоинствах в роли тестового полигона) на большинство поклонников Формулы 1 навевает невыносимую скуку. Это сейчас, благодаря введению DRS и стараниям парней Пола Хембри, гонки здесь получаются хоть мало-мальски интересными. А прежде, если не было дождя, болельщикам на трибунах и у телеэкранов приходилось несладко.
Разумеется, из всякого правила есть исключения. Однако испанская гонка 1995 года оказалась в целом традиционной: тем, кто по досадной случайности уснул вскоре после старта, а проснулся перед самым финишем, было несложно восстановить события пропущенного часа.
Михаэль Шумахер, стартовав первым, не дал соперникам никаких шансов и умчался вперед, а следом за гонщиком Benetton вперемешку расположились представители Williams и Ferrari. Поначалу скорости в группе лидеров были примерно одинаковыми, однако вскоре выяснилось, что из всей первой пятерки лишь двое – Шумахер и Жан Алези – планируют ехать к финишу с двумя пит-стопами.
Остальным нужно было посещать боксы трижды, потому они довольно быстро попали в трафик и отстали. А когда вскоре после первой замены шин Алези припарковал свою Ferrari с отказавшим мотором, стало ясно: Михаэля ждет довольно простая гонка.
Так и вышло, более того, на последних кругах одна за другой отказали коробки передач на паре Williams – сначала не повезло Дэвиду Култхарду, а уже под самым клетчатым флагом – и занимавшему второе место Деймону Хиллу. Так что вторым барселонскую гонку смог закончить напарник Шумахера Джонни Херберт – для Benetton это был лишь второй победный дубль за все время выступлений, а для самого британца – и вовсе первый визит на пьедестал.
Призовую тройку замкнул Герхард Бергер, что позволило Ferrari – без единой победы в четырех первых гонках – возглавить таблицу Кубка конструкторов!
Интересно... |
|
Джонни Херберт вообще стал в тот день одним из главных героев. Гонщик так стремился побыстрее вернуться на трассу после второго пит-стопа, что рванул с места, когда механик еще не успел вытащить задний домкрат. Машина набирала ход, а за ней на маленьких колесиках неслась и тяжелая металлическая штуковина. При всей комичности ситуации сложно представить, сколько бед мог наделать домкрат, окажись он на трассе. По счастью, все обошлось: от тряски подъемный инструмент выскочил из креплений и отлетел в безопасную сторону в тот самый момент, когда британец только-только покинул пит-лейн. |
Возвращение Найджела Мэнселла
История спорта знает немало случаев, когда ветеран, оставив позади лучшие годы, никак не может расстаться с делом, которому отдал много лет и сил. В результате нередко получается так, что несколько последних сезонов оказываются настолько неудачными, что даже бросают тень на прежние достижения.
Особенно часто такое случается, когда атлет не просто понемногу сдаёт позиции, а однажды уходит, чтобы затем попробовать вернуться. Безусловно, есть тут и удачные примеры, однако истории Алана Джонса, Жака Вильнева, Педро де ла Росы и многих других наглядно показывают, как важно уйти вовремя. Разумеется, каждый легко вспомнит и еще один весьма яркий пример из совсем недавнего прошлого.
А в 1995-м принцип "уходя – уходи" на собственном горьком опыте познал еще один пилот, Найджел Мэнселл. Казалось бы, его карьера подошла к логичному и очень эффектному завершению в 1992-м, когда британец, долго и упорно стремившийся к титулу, буквально разметал соперников за рулем невероятного Williams.
Затем в команду пришел (после годичной паузы в выступлениях) Ален Прост, сам Мэнселл отправился за океан, где с ходу стал чемпионом серии CART... Казалось бы, что еще нужно на пороге пятого десятка? Однако британец никак не мог решиться на шаг, о котором регулярно объявлял прежде – окончательно завершить карьеру.
Трагическая гибель Айртона Сенны в 1994-м вынудила Фрэнка Уильямса срочно искать опытного пилота, так как Деймон Хилл и Дэвид Култхард имели за плечами слишком мало гонок. Так Мэнселл вновь оказался в Ф1. Машина ехала отлично, однако экс-чемпион, стартуя с довольно высоких позиций, сначала дважды не финишировал, а потом занял четвертое место. И лишь под занавес сезона в Аделаиде, после памятного столкновения Хилла и Шумахера, Найджел смог победить.
И снова – тут бы ему и завершить выступления. Но сказать-то об этом легко, а вот сделать... В Williams, правда, места уже не нашлось, зато британец смог договориться со своим земляком Роном Деннисом. В прежние времена они с боссом McLaren частенько критиковали друг друга, но теперь решили забыть старые обиды и объединить усилия.
Говорят, в переговорах им содействовал лично Берни Экклстоун, которому позарез нужны были хоть какие-то звездные имена в паддоке. Вдобавок, Деннис договорился с мотористами из Mercedes, что обещало стать сильным козырем. Зарплата Мэнселла составила немалые пять миллионов фунтов.
Однако в реальности сотрудничество началось совсем не так, как хотелось: изрядно раздобревший пилот не влез в кокпит! Пока специально для него делали шасси с увеличенным местом пилота, прошли два Гран При, и выяснилось, что едет McLaren в лучшем случае на уровне хороших середняков.
Потому дебюта Найджела ждали с особым интересом. В квалификации он проиграл больше секунды напарнику Мике Хаккинену, старт провалил, но затем постепенно поднялся с 14-го места на пятое. Казалось, что не все так и плохо, но затем британец допустил поистине нелепую ошибку. Догнав Jordan Эдди Ирвайна, он и представить не мог, что соперник сражается с ним за позицию, а вовсе не отстает на круг.
Итогом стало столкновение, отломанное переднее крыло, визит в боксы и десятое место на финише. Стало ясно, что ни о каком триумфальном возвращении речи не будет.
Спустя две недели в Барселоне Мэнселл был в субботу уже куда ближе к напарнику, уступив менее одной десятой. Но на старте он вновь проиграл полдюжины позиций, а затем, увлекшись борьбой с гонщиками Tyrrell Микой Сало и Юкио Катаямой, вылетел с трассы. Большой Найдж смог довести машину до боксов, где выбрался из кокпита, снял комбинезон и сделал, наконец, тот шаг, которым пугал болельщиков уже не первый год.
"Я разочарован тем, как сложились наши отношения с McLaren и Mercedes, – скажет он позже. – Мы могли добиться очень многого, если бы продолжили совместную работу. Когда я приходил в McLaren, то ожидал, что получу машину, способную бороться за самые высокие позиции, но..."
К слову, осенью уже следующего, 1996 года, 43-летний пилот вновь сел за руль машины Ф1, приняв участие в тестах Jordan. Но хотя бы на этот раз ему все же хватило благоразумия вовремя сказать "нет". Что поделать, если не все владеют непростым искусством уходить вовремя...