Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Валттери Боттас (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Серхио Перес (Force India), Эстебан Гутьеррес (Sauber), Роман Грожан (Lotus).
Вопрос: Начнем с лидера чемпионата. Льюис, у вас преимущество в 17 очков – максимальное с начала года. Что представляет наибольшую угрозу: неполадки или Нико Росберг?
Льюис Хэмилтон: Хороший вопрос. Не знаю, мне кажется, оба этих фактора. По ходу сезона парни приложили много сил, чтобы решить проблемы с надежностью, надеюсь, в следующих гонках сложностей не возникнет.
Вопрос: Сейчас вы в большей степени контролируете ситуацию?
Льюис Хэмилтон: На самом деле, она не отличается от той, что была несколько гонок назад. Как я всегда говорю, нужно продолжать борьбу и стремиться к конечной цели.
Вопрос: Вы дважды побеждали в Штатах – сперва в Индианаполисе, затем в Остине. Вам близка эта страна – как вы оцениваете потенциал для Формулы 1?
Льюис Хэмилтон: Для Формулы 1 США – колоссальный рынок. Американцы обожают спорт, будь то баскетбол, бейсбол, американский футбол, NASCAR или IndyCar, им нравится борьба колесо в колесо и запредельная конкуренция. Да, мы проводим здесь всего одну гонку, но возможности для роста поразительны. Я могу сравнивать с 2007-м годом – пусть мы несколько лет не приезжали сюда, популярность чемпионата заметно возросла. Вчера я был в Нью-Йорке, и на улице меня ждало немало болельщиков с плакатами для автографов и кепками нашей команды.
Вопрос: Даниэль, третье место в личном зачете, а в квалификациях вы выигрываете у Себастьяна Феттеля со счетом 10:6. Это означает, что при любом раскладе в оставшихся Гран При он не сможет превзойти вас. Каково осознавать это?
Даниэль Риккардо: Кажется, я уже говорил, что очень доволен этим сезоном – он превзошел и мои ожидания, и ожидания всех вокруг. Впереди ещё несколько гонок, и мне бы хотелось заработать очередной… а лучше ещё несколько хороших результатов. Думаю, в Остине у нас неплохие шансы – в последние годы мне очень нравилась эта трасса. На ней не просто интересно гоняться – мне кажется, для обгонов это лучший автодром в сезоне. Здесь больше мест для атаки, чем на любом другом этапе, а это всегда воодушевляет. Посмотрим, как пойдут дела.
Вопрос: Глава Red Bull сказал, что вы – новый лидер Red Bull Racing в 2015 году и ориентир для напарника. Насколько велика угроза со стороны Даниила Квята? Сможет ли он опередить вас так же, как вы в этом сезоне опередили Себастьяна?
Даниэль Риккардо: Я по-прежнему чувствую себя новичком в команде, но в следующем году должен буду взять на себя роль опытного парня. Я неплохо знаю Даниила, мы знакомы несколько лет, и я не склонен его недооценивать. Он очень быстр, но пока у него не так много опыта в Формуле 1. Не сомневаюсь, он может многое дать нашей команде, а моя задача в том, чтобы продолжать работать над собой, стараясь добиться более высоких результатов. Мне кажется, я ещё не на пике формы, поэтому буду, прежде всего, стремиться к этому, а там посмотрим, чего сможет достичь Даниил. Уверен, у нас будут хорошие рабочие отношения – мы с ним уже иногда обмениваемся шутками, думаю, этот настрой сохранится.
Вопрос: Валттери, год назад именно в США вы заработали свои первые очки, а сейчас, спустя двенадцать месяцев, у вас на счету уже пять подиумов и четвертая строчка в личном зачете. Можно ли ожидать дальнейшего прогресса в следующем году, и если да, то в каких областях?
Валттери Боттас: Да, с этой трассой у меня связаны хорошие воспоминания, я рад вновь здесь оказаться. Интересная конфигурация, всем гонщикам нравится выступать на ней, а атмосфера и многие другие факторы – всё на высшем уровне. Эти двенадцать месяцев выдались потрясающими, мы прогрессировали шаг за шагом, зимой сделали заметный рывок и сейчас выступаем очень неплохо, но я уверен, что нам по силам ещё прибавить, такова цель. Мы рассчитываем сработать лучше, чем в нынешнем сезоне, это в самом деле возможно.
Вопрос: Похоже, по своим характеристикам трасса в Остине должна подойти Williams – вы согласны? Полагаете, в предстоящий уик-энд вы станете угрозой для лидеров?
Валттери Боттас: Да, мы должны быть в неплохой форме. Будет непросто оказаться настолько близко к Mercedes, как в Сочи, но мы наверняка плотно поборемся с Red Bull Racing и Ferrari.
Вопрос: Роман, в прошлом году на этой трассе вы финишировали вторым, но с тех пор лишь дважды зарабатывали очки. Вы по-прежнему связываете свое будущее с Lotus? Как обстоят дела?
Роман Грожан: Да, о прошлом сезоне воспоминания отличные, и не совсем приятно напоминать мне, что я лишь дважды набирал очки в этом году. Но я должен сказать, что в следующем году Lotus будет сильнее, и тому есть несколько причин. Тот факт, что команда привезла сюда новый носовой обтекатель, просто чтобы опробовать его перед сезоном 2015 года, говорит о многом.
У меня есть контракт с командой, но я имею право покинуть её, если захочу воспользоваться некоторыми пунктами, в которых говорится об уровне выступлений. Места в топ-командах ещё есть. Именно там я хочу оказаться в ближайшем будущем.
Вопрос: Похоже, всё в ваших руках. Есть и другие хорошие новости – насколько я понял, вы с супругой ждете второго ребенка… Приятное известие в конце непростого сезона!
Роман Грожан: Хотя бы с этим всё получилось, да и время весьма удачное. С точки зрения результатов нынешний сезон выдался для меня очень непростым, а вне трассы я потерял четырех близких мне людей, одним из которых был глава Total Кристоф де Маржери. Потому было крайне важно объявить хорошую новость. Нас привыкли поддерживать в сложные времена, теперь нас поддерживают в позитивном ключе, и я рад в скором времени стать главой семьи из четырех человек.
Вопрос: Наши поздравления! В продолжение темы следующего сезона – Серхио, вашему напарнику, Нико Хюлкенбергу, подтвердили контракт на 2015 год. Как обстоят дела у вас? Контракт согласован?
Серхио Перес: Практически. Концовка сезона совсем близко, мы подошли к согласованию сделки с командой. Я хочу остаться, такова моя цель, ведь я уже четыре года в Формуле 1 и за это время слишком часто менял команды. Надеюсь, все получится, и мы вскоре сделаем заявление.
Вопрос: Мы находимся не так уж далеко от Мексики, в предыдущие две недели вы наверняка успели побывать дома. Как обстоят дела со строительством трассы? Каковы настрой и ожидания?
Серхио Перес: Люди полны энтузиазма, очень рады возвращению этапа. Знаю, что трассу сейчас реконструируют, и что пару недель назад там прошло какое-то мероприятие. Все меняется очень быстро, Мексика в восторге от перспективы видеть у себя гонщиков и команды. Думаю, это будет замечательный Гран При!
Вопрос: Эстебан, в следующем году в расписании сезона Гран При США и Гран При Мексики идут друг за другом. Как это скажется на популярности Формулы 1 в регионе?
Эстебан Гутьеррес: Это хорошо во многих смыслах – видеть больше гонок в Америке. Думаю, сочетание энергетики Гран При Мексики с энергетикой Гран При США будет весьма позитивным.
Вопрос: Короткий вопрос о ситуации в чемпионате для Sauber. Вы по-прежнему позади Marussia в Кубке конструкторов, но они не приехали в Остин. В какой мере вы рассчитываете опередить их?
Эстебан Гутьеррес: Мы сражаемся каждый уик-энд и во второй половине сезона не раз были близки к тому, чтобы заработать очки. Технические проблемы не позволили довести дело до конца, но у нас есть ещё три шанса – правда, из этих трех реальными могут оказаться один или два. Нужно использовать любую возможность и продолжать борьбу. Надеюсь, мы заработаем желанные очки.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speedsport News) Вопрос для Льюиса и Романа. Льюис, людям вроде Лауды и Проста удавалось отойти от дел на 1-2 года, а затем вернуться и стать чемпионами. Учитывая то, насколько интенсивна жизнь в современной Формуле 1, а также нехватку тестов, насколько велики будут потери в случае годичного отпуска? Роман, у вас был такой опыт – насколько сильно вы потеряли?
Льюис Хэмилтон: Я не думаю об этом. Потеря скорости после перерыва в карьере – это естественно, тем более, что перед началом сезона не так много тестов. Кроме того, надо учитывать особенности управления машиной и многочисленные новинки – технологии постоянно развиваются. Конечно, потребуется немного времени, чтобы снова во всем разобраться, так что пропуск сезона не пойдет вам на пользу. Во времена Лауды и Проста было больше тестов, но Ники мог бы больше рассказать об этом. Мне кажется, что раньше было проще вернуться в Формулу 1 после пропуска сезона.
Вопрос: Роман?
Роман Грожан: На эту ситуацию можно смотреть с двух сторон. Конечно, вы в какой-то степени теряете уверенность, но, с другой стороны, сложности закаляют. Когда машиной нелегко управлять, вы осваиваете новые приемы, постоянно адаптируетесь, а когда получаете в свое распоряжение хорошую машину, она сразу кажется послушной и очень быстрой.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) С уходом двух команд снова стала актуальной тема третьих машин. Для лидеров такой вариант означает распыление усилий, а середнякам останется довольствоваться более низкими позициями, чем сегодня. Что вы об этом думаете?
Даниэль Риккардо: Если от нас потребуют выставить третью машину, мы постараемся это сделать, и лично я не вижу ничего плохого в наличии ещё одного коллеги. Мне вспоминается 2008 год, когда в Формуле Renault у меня было шестеро напарников – всё это смахивало на учебный класс! Не думаю, что здесь есть какие-то негативные моменты для гонщика.
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я об этом не думал. Вероятно, нам придется расширять команду и правильно распределять усилия, чтобы они, как вы сказали, не распылялись. Но хорошо, если появится вакансия для молодого гонщика: он сможет дебютировать и получить отличный опыт в борьбе с опытными пилотами. Возможно, количество дебютантов возрастет.
Когда я думаю о двух выбывших командах, больше всего меня волнуют судьбы их сотрудников, ведь они должны кормить свои семьи, а у них, возможно, сейчас нет работы. Если появятся третьи машины, они могут перейти в другие команды.
Вопрос: Валттери?
Валттери Боттас: Практически нечего добавить. Это интересная тема, всем хочется видеть больше машин на стартовой решетке, и нужно лишь понять, насколько быстро команды смогут это реализовать. Я как гонщик не вижу каких-то минусов в таком сценарии.
Вопрос: Эстебан, эта схема открывает дополнительные возможности?
Эстебан Гутьеррес: Да, для гонщиков возможностей будет больше, да и уровень конкуренции окажется неплохим. В целом решение очень позитивное.
Вопрос: Роман, у вас наверняка есть свое мнение…
Роман Грожан: Все зависит от того, где вы находитесь. Если вы представляете небольшую команду, у вас практически не остается шансов проявить себя и заработать очки. Если же вы выступаете в сильной команде и гоняетесь на такой же машине, как у лидеров, у вас есть возможность показать свои способности и завоевать право самому называться лидером. Гонщики, успешно выполняющие свою работу, могут, как Даниэль, попасть в более сильную команду и уже там доказать свою способность выигрывать гонки – в данном случае третья машина помогла бы кому-то из нас заработать себе хорошую репутацию.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Да, это создаст дополнительные возможности для гонщиков, у них будет больше шансов. Сейчас мест, где можно выигрывать гонки, не так много, но с новой схемой их число должно увеличиться. И мне тоже жаль видеть столько незанятых людей из Marussia и Caterham – надеюсь, в будущем у них всё сложится, а если обсуждаемая нами схема пойдет на пользу спорту, то почему бы её не реализовать? Мы должны помогать Формуле 1 стать лучше.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Весьма вероятно, что в субботу действующий чемпион мира Себастьян Феттель не примет участие в квалификации из-за смены силовой установки. Не кажется ли вам, что это не идет во благо спорта, когда чемпион мира или кто-либо из гонщиков пропускает сессию, чтобы сберечь мотор? Даниэль, у вас в команде обсуждался этот вопрос?
Даниэль Риккардо: Да, Себастьяна спрашивали об этом, и решение пока не 100-процентное. Опять же, даже если он квалифицируется на поуле, ему все равно придется стартовать с пит-лейн – зачем в таком случае нагружать мотор? Не самая идеальная ситуация для него и болельщиков. Гонщику хочется быть на трассе, изучать поведение машины и дарить болельщикам зрелище, ради которого они пришли на трибуны. Посмотрим, как всё сложится, но правила такие, какие есть, и эффект от их применения, к сожалению, может быть негативным.
Вопрос: Льюис, у вас есть мнение?
Льюис Хэмилтон: Я согласен с Даниэлем.
Вопрос: (Сеф Хардинг – Zero Zone News) Вопрос для Льюиса. Чем вам так нравятся новые трассы? Вы выиграли дебютную гонку в Остине в 2012 году, а три недели назад победили в первом этапе в Сочи…
Льюис Хэмилтон: Мне нравятся новые вызовы. Я в Формуле 1 уже восемь лет, мы из года в год приезжаем на одни и те же трассы и на знакомых конфигурациях всякий раз стараемся сработать чуть лучше, но в случае с новыми автодромами всегда хочется освоить их быстрее соперников, и если машина позволяет сделать это, ощущения ещё лучше.
Одна из самых интересных моих гонок прошла здесь в 2012-м: мне пришлось сокращать отставание, а преследовать соперников за рулем современных машин не так легко. Впрочем, благодаря особенностям конфигурации этой трассы, здесь всё несколько проще. Я мог атаковать Феттеля, выступавшего в том сезоне на доминирующей машине. Кроме того, тогда посмотреть на этап пришло невероятное количество болельщиков.
В Сочи мы тоже увидели фантастическую трассу, а с нашей машиной я смог атаковать и оказался впереди всех. Приятно, если через десять лет вспомнят, что на новых трассах был успешен Льюис Хэмилтон. Это не менее приятно, чем вспоминать историю и Михаэля Шумахера, обладающего рекордом по числу побед в первых гонках. Надеюсь, в будущем у меня появится несколько таких достижений.
Вопрос: (Ливио Орихио – Universo Online) Льюис, в нынешнем сезоне вы лидер по многим показателям, но вполне возможно, что в финальной гонке случится какая-то неприятность, и вы упустите титул из-за двойных очков. Считаете ли вы такой подход справедливым? Возможно, в преддверии следующего сезона его следует пересмотреть?
Льюис Хэмилтон: Вы спросили, справедлив ли такой подход? Таковы правила, впервые введенные в нынешнем сезоне. Согласен ли я с ними? Не знаю, но ситуация такая, какая есть – нужно адаптироваться и надеяться на лучшее. Неудача в финальной гонке надолго расстроила бы меня, но я не намерен концентрироваться на негативных вещах. Я хочу сработать максимально эффективно с той машиной, какая у меня есть, а там посмотрим. Что касается будущего, я не стал бы оставлять правила такими…
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Льюис, вы говорили о поездке в Нью-Йорк. Что дает Формуле 1 ваше появление в популярных американских телепередачах? И еще – у вас на шее интересный амулет. Он имеет какое-то значение?
Льюис Хэмилтон: Нью-Йорк произвел на меня огромное впечатление. Еще ребенком я видел этот город в кино, видел многочисленные такси, а теперь сам оказался в самом его центре за рулем машины Формулы 1, притом зрители были на месте уже в 5:30 утра, а шоу начиналось в 8:30! Там были болельщики в кепках нашей команды – честно говоря, я не ожидал такого, парни создали потрясающую атмосферу. Как уже было сказано, интерес к Формуле 1 в Штатах постоянно растет, американцы обожают спорт, и я надеюсь, что эта тенденция сохранится.
В случае с этапом в Остине с 2012 года они проделали колоссальную работу. В этой стране умеют организовывать зрелищные мероприятия. Когда смотришь игры NBA, азарт не покидает ни на секунду. Это же можно сказать об американском футболе, бейсболе. Здесь знают, чем увлечь болельщиков, и мы можем перенять этот опыт и применить его в предстоящей гонке, чтобы сделать её ещё более интересной.
Мой амулет? Мне нравится изобразительное искусство, но я не могу позволить себе оригинальные картины Энди Уорхолла и потому решил приобрести миниатюрную копию его рисунка с Mercedes 300SL.
Вопрос: (Грег Кример – COTA PA) Вопрос для всех, разве что Льюис как победитель одного из местных этапов ответит первым. В предыдущие годы вам удавалось проезжать гонку в США с единственным пит-стопом, но в нынешнем сезоне у машин меньше прижимной силы, больше масса и больший крутящий момент. Здесь есть скоростные секции между третьим и девятым поворотами, а также извилистый участок между 12-м и 15-м. Во время работы на симуляторе удалось ли вам понять, насколько велика будет нагрузка на шины, и как они себя поведут?
Льюис Хэмилтон: Я не знаю, как поведет себя резина, но я поговорю об этом со своим инженером. Надеюсь, в гонке будет минимум два пит-стопа. Один пит-стоп – это скучно для зрителей. Раньше мы жаловались на слишком высокий износ, но мне кажется, это плюс для болельщиков, ведь иначе гонка может превратиться в процессию.
Валттери Боттас: Думаю, из-за всех изменений проехать гонку с одним пит-стопом будет несколько сложнее – к тому же, в этот раз у нас более мягкие составы. Для болельщиков лучше, если пит-стопов будет больше одного, так что посмотрим.
Эстебан Гутьеррес: Согласен с Льюисом и Валттери. Надеюсь, мы проведем больше одного пит-стопа и сможем сыграть на стратегии, сделав гонку более интересной.
Вопрос: Серхио, в свое время вы экспериментировали с тактикой и добивались неплохих результатов. Есть шансы в этот уик-энд?
Серхио Перес: Честно говоря, нет. С большой вероятностью в гонке у большинства участников будет один пит-стоп, ведь шины в целом очень жесткие.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) В продолжение шинной темы. После этапа в Сочи представители Pirelli объявили, что на этап в Бразилии привезут более мягкие составы, так как двое гонщиков выразили свои опасения. Вы их разделяете? Были ли у вас в прошлом опасения насчет распределения составов на этапы?
Роман Грожан: Было несколько этапов, где мы могли бы использовать более мягкие составы – особенно если вспомнить, что в нынешнем сезоне шины жестче, чем в прошлом году. Ситуация в целом сложнее: сейчас мы используем Soft и Medium там, где раньше задействовали Medium и Hard, но эти шины практически одинаковые, а на некоторых трассах мы заранее знали, что они окажутся слишком жесткими. Кажется, в Бразилии всегда использовался SuperSoft, но я тогда не выступал в Формуле 1. Когда на смену SuperSoft привезли Hard и Medium, они оказались неподходяще жесткими…
Даниэль Риккардо: Мне нечего добавить.
Вопрос: Валттери, по ходу нынешнего сезона вы несколько раз оказывались заложником шинного фактора…
Валттери Боттас: У нас бывали гонки, в которых шинники могли бы использовать более агрессивный подход, но, по крайней мере, в Pirelli реагируют на отзывы и меняют распределение составов на оставшиеся этапы. Все участники постепенно осваивают новые составы – посмотрим, как пойдут дела дальше. Возможно, есть ещё что-то, что можно сделать лучше, но всегда легко рассуждать постфактум.
Вопрос: Наконец, ваше мнение, Льюис. В этом году Mercedes всегда удавалось заставить более жесткие шины работать достаточно эффективно, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Соглашусь со всем сказанным. Важно помнить, что в Pirelli проделали качественную работу, и пусть составы оказались относительно жесткими, именно об этом мы просили. Шинники постоянно учатся, прогрессируют, и хочется верить, что следующим шагом будет… Впрочем, в нынешнем году с безопасностью шин не было никаких инцидентов, тогда как год назад этот фактор вызывал серьезные опасения. Было бы здорово добиться большего от шин, с которыми нет риска каких-то неприятностей, ну а большее количество пит-стопов не стало бы такой уж проблемой.
Вопрос: (Карлос Е Джалифе – Fast Mag, Mexico) В 2015 году состоится Гран При Мексики, в 2016-м - Гран При Азербайджана, но в календаре нет Гран При Франции. Что вы думаете о потере традиционных трасс и выступлении в странах вроде Азербайджана – я не говорю о Мексике, поскольку этот этап появился в календаре еще в 1962 году и по своему возрасту уступает лишь семи Гран При. Начнем, по всей видимости, с Романа. Что вы думаете об отсутствии гонки во Франции – стране, впервые принявшей Гран При ещё в 1906 году?
Роман Грожан: Мне не хватает французского этапа – я никогда не гонялся в Формуле 1 в своей стране. Уверен, это нечто особенное, мне бы хотелось вернуть нашу гонку, а в остальном… Все автодромы разные, и хорошо открывать новые места, вроде Остина. В Индианаполисе дела шли не лучшим образом, но когда мы впервые приехали в Остин, я был удивлен огромному количеству болельщиков. Приятно видеть новые страны, новые трассы – болельщикам это нравится. Гран При приходят и уходят, времена меняются.
Даниэль Риккардо: Хорошо, когда есть традиционные этапы, и было бы крайне досадно потерять несколько исторических европейских трасс, но, в то же время, нам нравится приезжать на новые автодромы. Я очень хвалил этап в Остине – город, трассу, всё вокруг. Это один из лучших автодромов нового поколения. Я с нетерпением жду гонку в Мексике. Эстебан и Серхио – сумасшедшие парни, уверен, там у них будет отличная поддержка. Опять же, мы должны сохранить традиционные европейские трассы, ну а появление новых автодромов всегда во благо спорту.
Льюис Хэмилтон: Кажется, что-то подобное уже говорили, но старые трассы… Я помню, как ребенком следил за кругом Айртона Сенны в Монако и мечтал, что когда-нибудь сам проеду там. Я знал историю этой трассы, и когда впервые оказался там за рулем гоночной машины, ощущения были непередаваемые. Когда приезжаешь на абсолютно новый автодром, у него нет этой истории, но мы живем в иную эпоху, и спустя пятьдесят лет люди будут говорить об этих трассах, чья история сейчас только начинается. Все рано или поздно меняется, но было бы неплохо провести гонку где-нибудь в Париже…
Серхио Перес: Я давно влюблен в Формулу 1 и обожаю классические трассы. Этапы в Спа, Монце и Сильверстоуне – особенные для каждого гонщика, там мы словно переживаем их историю, но и приезжать на новые автодромы вроде Остина тоже здорово. Скоро мы отправимся в Мексику, появятся еще несколько новых трасс, но традиционные этапы должны остаться в чемпионате.
Эстебан Гутьеррес: Мне нравится открывать для себя новые места, я с самого дебюта в Формуле 1 наслаждаюсь гонками на новых автодромах. Изучать новую конфигурацию всегда интересно, и пока она нравится болельщикам, мы можем быть довольны.
Валттери Боттас: Мне тоже нравится приезжать на новые автодромы, но хорошо иметь в расписании чемпионата частичку истории Формулы 1. Нужно разумное сочетание старого и нового – думаю, как раз такую картину мы наблюдаем сейчас.
Перевод: Валерий Карташев