Об ожиданиях от уик-энда...
У американского этапа непростая судьба – на протяжении всей своей истории Формула 1 пыталась наладить длительные и стабильные отношения с американской публикой, и та вроде бы даже отвечала взаимностью, но роман как-то не складывался.
Одной из причин было отсутствие подходящих автодромов – американская автоспортивная культура отличается от европейской, гонки там проходят либо на овалах, либо на временных городских трассах. И хотя стационарные трассы в США всё же были, они не удовлетворяли требованиям чемпионата мира.
Неудивительно, что даже в те годы, когда Гран При США проводился, этап переезжал с одного побережья на другое – гонки Формулы 1 принимали у себя десять американских трасс – не считая гонок по овалу в Индианаполисе, формально входивших в календарь в 50-е годы.
Именно в Индианаполисе в начале 2000-х была предпринята первая попытка создать для Формулы 1 первый американский стационарный автодром – большая часть трассы проходила не по овалу, а по внутренним дорожкам «Старой кирпичницы». Но в силу ряда причин (прежде всего – финансовых) Гран При продержался там только до 2007 года.
В 2012 году ситуация была решена кардинальным образом – в Остине, штат Техас, впервые в истории США была построена стационарная трасса – специально для гонок Формулы 1. Строительство сопровождали разнообразные сложности, архитектором автодрома, как всегда, был Герман Тильке, но трасса, получившая название Circuit of the Americas – COTA, оказалась удивительно интересной и яркой.
Конфигурация включает много нетипичных для автодромов Тильке скоростных поворотов и перепадов высот. Это относительно быстрая трасса, так что пилоты Mercedes будут чувствовать себя уверенно – тем более, что из трёх гонок в Остине две выиграл Хэмилтон. Но в то же время из четырёх оставшихся Гран При сезона именно в Остине наибольшие шансы на успех у пилотов Red Bull Racing. Безусловно, в хорошей форме будет и Ferrari.
Победитель Кубка конструкторов уже определён – в Сочи Mercedes досрочно гарантировала победу. За второе, третье и четвёртое места борьбы тоже не намечается, так что центр внимания в настоящий момент – личный зачёт. И в Остине Льюис Хэмилтон может досрочно обеспечить себе третий титул – для этого ему нужно отыграть у Феттеля 9 очков. Самый простой сценарий, при котором это может произойти – если Льюис выиграет гонку, а Феттель финиширует не выше третьего места. То есть победу в чемпионате Льюису принесёт и победный дубль Mercedes.
О трассе…
Circuit of the Americas. 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. Средняя скорость – 195 км/ч, максимальная скорость 315 км/ч с открытой DRS и 305 км/ч – с закрытой. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% дистанции круга.
10 зон торможения, в четырёх замедление очень интенсивное. Износ тормозов средний, ближе к высокому. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды, что можно считать средним значением.
Движение на COTA организовано против часовой стрелки, а круг представляет собой впечатляющую комбинацию характерных черт, вызывающих ассоциации с многими знаменитыми трассами Формулы 1. Например, тут больше, чем в Спа, поворотов, которые надо проходить на скоростях, превышающих 250 км/ч, и больше, чем на Хунгароринге, участков, где скорости падают ниже 100 км/ч.
О резине…
На два первых Гран При США компания Pirelli привозила самые жёсткие составы – Medium и Hard. Но команды жаловались на слишком низкое сцепление из-за гладкого асфальта, шины было трудно прогреть, а гонки проходили с одним пит-стопом. Год назад итальянские шинники выбрали более мягкие составы – Soft и Medium.
Решение вполне себя оправдало – в прошлом году команды провели два пит-стопа, несмотря на появление автомобиля безопасности в начале гонки. В этом году команды также получат составы Soft и Medium. Это самый популярный вариант в текущем сезоне – в Pirelli выбирали его уже шесть раз – команды хорошо знают, чего от них ждать.
В целом, сцепные свойства асфальта на COTA год от года улучшаются – по мере «взросления» покрытия, так что особых проблем в нынешнем сезоне никто не ждёт. Вероятно, мы вновь увидим тактику двух пит-стопов – при условии, что не пойдёт дождь, который по прогнозу весьма вероятен. Кроме того, может сыграть свою роль и появление автомобиля безопасности – в трёх проведённых гонках он выезжал на трассу дважды.
Год назад в Остине…
На стартовом поле Гран При США 2014 года было лишь 17 машин – Marussia и Caterham не приехали из-за финансовых проблем, а Себастьян Феттель начинал гонку с пит-лейн после замены силовой установки. Пострадал из-за внеплановой смены двигателя и Даниил Квят – именно ему пришлось начинать гонку с 17-й позиции.
По ходу уик-энда пилотам Mercedes не было равных, с поула стартовал Нико Росберг. В первом повороте он удержал лидерство, Хэмилтон остался вторым, третье и четвёртое место занимали гонщики Williams. Но практически сразу выехал автомобиль безопасности – Серхио Перес зацепил машину Райкконена и врезался в Адриана Сутила. Для Переса и Сутила гонка на этом закончилась, а Кими продолжил борьбу на седьмой позиции.
Рестарт был дан на пятом круге, но серьёзно на расстановку сил не повлиял – лишь Риккардо смог опередить Алонсо. В дальнейшем практически до первой серии пит-стопов вся борьба в группе лидеров свелась к тактической. Менять шины пилоты начали в районе 15-го круга, а на 18-м остановился в боксах Нико Хюлкенберг – его сход оказался последним.
Ключевой момент гонки произошёл на 24-м круге, когда Хэмилтон, вплотную подобравшись к Росбергу, атаковал его на торможении в 12-м повороте – и вышел вперёд. Этот эпизод стал едва ли не решающим в их борьбе за титул – ведь перед стартом лидеров чемпионата разделяли всего 17 очков. Пилотов ждал ещё один пит-стоп, на который Льюис отправился на круг раньше напарника, но Нико не удалось вернуться впереди.
На третье место, благодаря грамотной тактике, поднялся Риккардо – оба раза он отправлялся в боксы чуть раньше соперника из Williams и за счёт этого отыгрывал позицию. Масса и Боттас финишировали следом. Шестым гонку завершил Фернандо Алонсо – испанец много боролся на трассе, обгонял, но в итоге оказался на той же позиции, на которой находился после рестарта.
Нескольким пилотам из-за проблем с управляемостью машины пришлось провести дополнительный, третий пит-стоп – отбросивший их далеко назад. В их числе оказались Кими Райкконен и Даниил Квят, финишировавшие лишь 13-м и 15-м.