В 2017-м Формулу 1 ждут серьёзные перемены, связанные с изменением внешнего вида машин и ростом скоростей – команды достаточно рано начнут работу с новыми машинами, поэтому в 2016-м перемен в регламенте не так много.
Технический регламент
Аэродинамика
В очередной раз ужесточены правила проверки гибкости передних антикрыльев. Точечная нагрузка в 60 ньютонов теперь применяется к любой из плоскостей, при этом прогиб не должен превышать трех миллиметров.
Шины
При измерении температуры шин перед стартом гоночный инженер проверяемой машины сразу получит всю информацию. В случае несоответствия машину отправят на пит-лейн, чтобы избежать ситуаций, когда пилота дисквалифицируют после финиша из-за того, что перед стартом температура отличалась от разрешенных значений.
Силовые установки
В сезоне 2016 года команды имеют право потратить 32 условных балла на модернизацию силовых установок, а в 2017-м это правило должно быть упразднено.
Выхлопная система
Для увеличения громкости звука моторов в конфигурации выхлопной системы появятся отдельные трубы для потока отработанных газов, направляемых через перепускной клапан турбины. Когда клапан закрыт, звук станет примерно на 14% громче, когда открыт – примерно на 20-25%,
Безопасность
Увеличена толщина подголовника и прилегающих к нему областей вокруг головы гонщика. В 2016-м обязательно использование миниатюрных скоростных видеокамер, фиксирующих движения головы пилота в случае аварии. Записи с камер будут анализироваться FIA, что поможет при разработке новых систем защиты.
Спортивный регламент
Максимальное число этапов за сезон увеличено с 20 до 21.
Шины
В 2016-м Pirelli будет поставлять командам слики пяти разных составов: Hard, Medium, Soft, SuperSoft и новый состав UltraSoft (с фиолетовой маркировкой). Для каждого уик-энда участники смогут выбирать шины из трёх предложенных Pirelli составов, следуя определённым правилам.
В Pirelli заранее определяют три состава для каждой гонки и информируют об этом команды, которые по ходу уик-энда по-прежнему смогут использовать 13 комплектов сликов, четыре комплекта промежуточных шин и три дождевых.
В Pirelli заранее назначают из выбранных составов те, которые, как минимум по одному комплекту [если не объявлено о смене погодных условий], обязательно должны использоваться в гонке. Кроме того, по крайней мере один комплект самого мягкого состава должен использоваться только в финале квалификации. Оставшиеся 10 комплектов могут произвольно выбираться командами из трёх, определённых для гоночного уик-энда.
Команды возвращают комплекты Pirelli в соответствии с графиком, но они сами решают, какие составы возвращать в следующие моменты:
- Один комплект через 40 минут после начала 1-й тренировки.
- Один комплект после окончания 1-й тренировки.
- Два комплекта после окончания 2-й тренировки.
- Два комплекта после окончания 3-й тренировки.
Комплекты обязательных составов, назначенных Pirelli, не могут быть возвращены во время тренировок, поскольку предназначены для использования в ходе гонки.
Участники финала квалификации после её окончания должны вернуть комплект более мягких шин, предназначенный для 3-й сессии, и стартовать в гонке на том комплекте, на котором было показано лучшее время во 2-й сессии. Остальные могут использовать в гонке комплекты, предназначенные для финала квалификации.
В квалификации можно использовать дождевые и промежуточные шины, только если директор гонки объявил сессию дождевой. Если гонка стартует за автомобилем безопасности из-за сильного дождя, пилоты должны использовать дождевые шины до того, как автомобиль безопасности вернется на пит-лейн. В случае нарушения этого правила, гонщик получает 10-секундный штраф Stop-and-Go.
Квалификация (Гран При Австралии и Бахрейна)
33.1 Квалификационная сессия проходит в день перед гонкой, с 14:00 до 15:00 по местному времени.
а) С 14:00 до 14:16 всем машинам разрешено выехать на трассу. Спустя семь минут после начала сессии гонщик, занимающий последнее место в таблице, исключается из дальнейшей борьбы, его времена больше не учитываются, он возвращается на пит-лейн и не может принимать участие в оставшейся части сессии. Эта же процедура повторяется после 8 мин. 30 секунд, 10 минут, 11 мин. 30 секунд, 13 минут и 14 мин. 30 секунд после начала сессии, в результате чего определяются 16 машин, продолжающих борьбу. После истечения времени сессии все гонщики могут закончить круг, на котором находились, и после этого пилот, оказавшийся последним в таблице, также выбывает из дальнейшей борьбы.
Результаты пятнадцати лучших машин, продолжающих борьбу, обнуляются.
b) С 14 часов 24 минут до 14 часов 39 минут пятнадцати оставшимся машинам разрешено выехать на трассу. Спустя шесть минут после начала сессии гонщик, занимающий последнее место в таблице, исключается из дальнейшей борьбы, его времена больше не учитываются, он возвращается на пит-лейн и не может принимать участие в оставшейся части сессии. Эта же процедура повторяется после 7 мин. 30 секунд, 9 минут, 10 минут 30 секунд, 12 минут и 13 мин. 30 секунд после начала сессии, в результате чего определяются девять машин, продолжающих борьбу. После истечения времени сессии все гонщики могут закончить круг, на котором находились, и после этого пилот, оказавшийся последним в таблице, также выбывает из дальнейшей борьбы.
Результаты восьми лучших машин, продолжающих борьбу, обнуляются.
c) С 14 часов 46 минут до 15:00 восьми оставшимся машинам разрешено выехать на трассу. Спустя пять минут после начала сессии гонщик, занимающий последнее место в таблице, исключается из дальнейшей борьбы, его времена больше не учитываются, он должен вернуться на пит-лейн и не может принимать участие в оставшейся части сессии. Эта же процедура повторяется после 6 мин. 30 секунд, 8 минут, 9 мин. 30 секунд, 11 минут и 12 мин. 30 секунд после начала сессии, в результате чего определяются две машины, продолжающие борьбу. После истечения времени сессии все гонщики могут закончить круг, на котором находились, и после этого определяется итоговая классификация.
Описанная процедура рассчитана на участие в уик-энде 22 машин. Если к участию будет допущены 24 машины, то в первой и второй части квалификации исключаются по восемь машин, если 26 - по девять, и так далее. В случае необходимости интервалы между частями сессии могут быть изменены, чтобы финальная часть прошла в обычных временных рамках.
Квалификация (с Гран При Китая)
Начиная с Гран При Китая Формула 1 вернулась к прежнему формату квалификации, который использовался в 2015-м – с выбыванием шести машин по итогам двух первых сессий, и финала квалификации с участием десяти лучших.
Силовые установки
Силовые установки, омологированные в прошлые сезоны, могут быть представлены к повторной омологации. FIA разрешила Ferrari в 2016-м поставлять силовые установки в спецификации 2015 года четвёртой клиентской команде (Toro Rosso).
По ходу сезона каждый пилот может использовать не более четырех силовых установок, но это число будет увеличено до пяти, если количество этапов превысит двадцать. Первая установка любого последующего модуля наказывается потерей десяти мест на старте, установка каждого из последующих – пяти мест. Это же касается последующих замен.
Виртуальный автомобиль безопасности
Если по ходу гонки объявляется режим Виртуального автомобиля безопасности (VSC), то систему DRS разрешается использовать сразу после окончания периода VSC. Режим VSC может использоваться и в тренировках, чтобы сократить потери времени из-за остановок сессии.
Комендантский час
Сотрудники команд, имеющие отношение к обслуживанию машины, не допускаются на автодром во время двух восьмичасовых периодов, которые начинаются за одиннадцать часов до старта первой и третьей сессий свободных заездов. За исключением Монако – если период между окончанием второй тренировки и началом второго «комендантского часа», превышает девять часов, то это превышение будет добавлено ко второму периоду.
Радиопереговоры
До Гран При Венгрии включительно действовали ограничения на радиопереговоры, когда передача любых сообщений, кроме разрешенных, квалифицировалась как нарушение статьи 27.1 Спортивного регламента, определяющей, что «гонщик должен управлять машиной самостоятельно и без посторонней помощи». С Гран При Германии стратегическая рабочая группа после серии инцидентов отменила ограничения.
Разрешённая к передаче информация
1. Подтверждение, что сообщение гонщика услышано. Оно может включать в себя повторение сообщения гонщика, но только с целью подтверждения.
2. Признаки критической проблемы с машиной. Любое сообщение подобного вида можно использовать только в случае, если отказ компонента или системы неизбежен и потенциально неисправим.
3. Информация о повреждении машины.
4. Инструкция по выбору гонщиком настроек по умолчанию – только для устранения проблем с функционированием датчика, приводов или контроллеров, отказ или ухудшение работы которых не был обнаружен и обработан бортовым программным обеспечением. В соответствии со статьёй 8.2.4, любые новые настройки, выбранные таким образом, не должны улучшать эффективность машины выше тех показателей, что были до возникновения этих проблем.
5. Инструкции о заезде на пит-лейн для ремонта машины или схода.
6. Признаки проблем с машиной одного из гонщиков.
7. Информация от маршалов (красный флаг, синий флаг, жёлтый флаг, автомобиль безопасности, виртуальный автомобиль безопасности, отмена старта или другие подобные инструкции или информация от дирекции гонки). Включая напоминание отключить «контроль разницы во времени» в режиме сэйфти-кара после второго пересечения первой линии автомобиля безопасности.
8. Передача сообщений от дирекции гонки (включая обратный отсчёт в начале формировочного круга и сообщения гонщику о том, что последняя машина заняла своё место на стартовой решётке).
9. Влажная трасса, масло или обломки в определённых поворотах.
10. Информация о погоде.
11. Информация о собственном времени гонщика на круге или на секторах.
12. Время на круге других гонщиков.
13. Помощь с предупреждением о трафике и отрывах от других гонщиков во время тренировок или гонки.
14. Инструкции об обмене позиций с другими гонщиками.
15. Число кругов или время, оставшееся до конца тренировки или гонки.
16. Занимаемая позиция на тренировке или в гонке.
17. «Атакуй», «прибавь», «ты борешься с таким-то гонщиком», «спокойнее» или подобные (не забывая о запрете на использование закодированных сообщений).
18. Сообщение о необходимости посетить боксы (или отправиться на стартовую решётку по ходу установочного круга). Любые подобные сообщения могут использоваться, только если гонщик заедет в боксы на том же круге. После того, как подобное сообщение было передано, его также можно отменить, если ситуация изменилась.
19. Напоминание об использовании ограничителя скорости, необходимости изменения настроек шин после их смены, или необходимости следить за белыми линиями, контрольными столбиками и световыми сигналами, когда машина заезжает на пит-лейн или покидает боксы.
20. Сообщения о нарушении, совершённом гонщиком или одним из его соперников, например, срезке шиканы, выезде за пределы трассы, а также о том, что пилот получит временной штраф и так далее.
21. Уведомление о том, что DRS можно или нельзя использовать.
22. Системная проблема с DRS.
23. Подача масла.
24. Информация, связанная с тестами по ходу тренировок (только в первой и второй сессии уик-энда), например, программе работы с аэродинамикой.
25. Информация о стратегии гонки.