Об ожиданиях от уик-энда...
У американского этапа непростая судьба – на протяжении своей истории Формула 1 пыталась наладить длительные и стабильные отношения с американской публикой, и та вроде бы даже отвечала взаимностью, но роман как-то не складывался.
Одной из причин было отсутствие подходящих автодромов – американская автоспортивная культура отличается от европейской, гонки там проходят либо на овалах, либо на временных городских трассах. И хотя стационарные трассы в США всё же были, они не удовлетворяли требованиям чемпионата мира.
Неудивительно, что даже в те годы, когда Гран При США проводился, этап постоянно переезжал с одного побережья на другое – гонки Формулы 1 принимали десять американских трасс – не считая гонок по овалу в Индианаполисе, формально входивших в календарь в 50-е годы.
Именно в Индианаполисе в начале 2000-х была предпринята первая попытка создать стационарный автодром для Формулы 1 – большая часть трассы проходила не по овалу, а по внутренним дорожкам «Старой кирпичницы». Но в силу ряда причин, прежде всего – финансовых, Гран При продержался там только до 2007 года.
В 2012-м ситуация была решена кардинальным образом – в Остине, штат Техас, впервые в истории США построили стационарную трассу специально для Формулы 1. Строительство сопровождали разнообразные сложности, архитектором автодрома, как всегда, был Герман Тильке, но трасса, получившая название Circuit of the Americas – COTA, оказалась удивительно интересной и яркой.
Конфигурация включает много нетипичных для автодромов Тильке скоростных поворотов и перепадов высот. Пилоты Mercedes будут чувствовать себя уверенно – тем более, что из четырёх гонок в Остине три выиграл Хэмилтон, с другой стороны, из четырёх оставшихся Гран При именно в Остине наибольшие шансы на успех у пилотов Red Bull Racing. Безусловно, в хорошей форме будет и Ferrari.
Обладатель Кубка конструкторов уже определён – в Японии Mercedes гарантировала победу по итогам сезона. А вот за вторую позицию ведут напряжённую битву Red Bull Racing и Ferrari. Ещё более принципиальное сражение идёт между Force India и Williams за четвёртое место – команды разделяют всего 10 очков!
Но главный центр внимания в настоящий момент – личный зачёт. Росберг довёл свой отрыв от Хэмилтона уже до 33 очков, Льюис не выигрывал уже пять гонок подряд. В то же время нельзя сказать, что скорость Хэмилтона куда-то делась – на трассе он по-прежнему очень конкурентоспособен, но обстоятельства постоянно складываются против него. По сути, Остин – его последний шанс переломить ход их противостояния с напарником в этом году.
О трассе…
Circuit of the Americas. 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. Средняя скорость – 197 км/ч, максимальная скорость 320 км/ч с открытой DRS и 310 км/ч – с закрытой. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% дистанции круга.
10 зон торможения, в четырёх замедление очень интенсивное. Износ тормозов средний, ближе к высокому. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды, что можно считать средним значением. Как и на трассе в Абу-Даби, самая длинная прямая в Остине – не стартовая. Она находится между 11 и 12 поворотами, и длина её более километра. Машина движется с полностью нажатой педалью газа здесь почти 20 секунд подряд.
Движение на COTA организовано против часовой стрелки, а многие участки ассоцируются со знаменитыми трассами Формулы 1. Кроме того, в Остине больше, чем в Спа, поворотов, которые надо проходить на скоростях, превышающих 250 км/ч, и больше, чем на Хунгароринге, участков, где скорости падают ниже 100 км/ч – в итоге средняя скорость относительно невелика.
Из-за низкой влажности воздух насыщен кислородом, двигатель вырабатывает более высокую мощность, нагрузка на его компоненты повышается – инженерам придётся внимательно следить за поведением силовой установки, особенно за моментом срабатывания зажигания.
Одна из ярких отличительных черт – крутой подъём перед первым поворотом трассы. Перепад высот здесь составляет целых 40 метров. Это особенно важно для борьбы на первом круге гонки, сразу после старта.
О резине…
На два первых Гран При США компания Pirelli привозила самые жёсткие составы – Medium и Hard. Но команды жаловались на слишком низкое сцепление – на гладком асфальте шины сложно было прогреть, а гонки проходили с одним пит-стопом.
В 2014-м итальянские шинники привезли более мягкие составы – Soft и Medium. Решение себя оправдало – скорости выросли, борьбы стало больше, а пит-стопов в гонке было два. В этом году они пошли ещё дальше, выбрав третьим составом для этапа в Остине SuperSoft. Правда, обязательные составы на гонку – всё же Medium и Soft.
В целом, сцепные свойства асфальта на COTA год от года улучшаются – по мере «взросления» покрытия, так что особых проблем в нынешнем сезоне никто не ждёт. Вероятно, мы вновь увидим стратегию двух пит-стопов, если не пойдёт дождь.
Может сыграть свою роль автомобиль безопасности – в четырёх гонках в Остине он выезжал на трассу четырежды (в том числе два раза – в прошлом году, и ещё два раза год назад объявлялся режим виртуального автомобиля безопасности).
Год назад в Остине…
В Остин Льюис Хэмилтон приехал уверенным лидером чемпионата и имел хорошие шансы обеспечить себе титул уже по итогам гонки. Для этого ему необходимо было отыграть у Себастьяна Феттеля восемь очков – то есть дубль Mercedes делал Льюиса трёхкратным чемпионом мира.
Однако главным героем уик-энда стал не Хэмилтон, а Patricia – сильнейший тайфун, атаковавший побережье Мексики. И хотя до эпицентра стихии в Остине было далеко, американскому автодрому тоже досталось. В пятницу пришлось отменить вторую тренировку, а субботние свободные заезды фактически воспринимались командами как квалификация, так как вероятность её отмены была велика – и в этом случае машины расставили бы на стартовой решётке в соответствии с результатами последней завершённой сессии.
Квалификация всё же состоялась, но уже в воскресенье. В субботу её несколько раз откладывали, ожидание затянулось на три часа, пока не стемнело. Утром в воскресенье машины всё же отправились на трассу, однако условия по-прежнему были сложными, так что финал пришлось отменить. Результаты зафиксировали по второй части квалификации – поул достался Росбергу, Хэмилтон стартовал вторым.
Стихия разгулялась настолько, что организаторам по ходу уик-энда пришлось ограничить доступ зрителей на трибуны – в первую очередь из-за ветра и риска поражения молнией. В гонке зрителей всё же допустили, но их оказалось не так много, как могло быть при нормальной погоде.
За полтора часа до старта дождь прекратился и асфальт начал подсыхать, но некоторые участки оставались влажными, а на поребриках и за пределами трассы было много воды. Гонщики стартовали на промежуточной резине, причём со сликами и настройками для сухой трассы по ходу уик-энда команды не работали вообще, что сказалось на расстановке сил.
На старте Хэмилтон захватил лидерство, жёстким манёвром вытеснив Росберга за пределы трассы. Нико откатился на пятое место, а на второе поднялся Даниил Квят. Более того – вскоре выяснилось, что скорость Квята выше, и он начал атаковать Льюиса! В какой-то момент Даниил даже вышел вперёд, но не удержал машину на трассе и Хэмилтон вернул позицию.
Вскоре был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности – после нескольких столкновений в глубине пелотона на асфальте остались обломки. На рестарте Росберг смог опередить Риккардо и Квята. Даниил не сдался, попытался отыграться – и вновь оказался за пределами трассы. Риккардо проехал мимо, и тут же смог обогнать Росберга. Спустя ещё два круга Даниэль успешно атаковал Льюиса и возглавил гонку!
Трасса постепенно сохла, и скоро Хэмилтон отправился в боксы за сликами. Кругом спустя остановились и остальные лидеры. Статус-кво сохранился, но на сухой трассе машины Mercedes имели заметное преимущество над Red Bull Racing, так что уже к 26-му кругу гонку возглавляли две серебряные машины.
В дальнейшем на трассу дважды выезжал реальный автомобиль безопасности (во второй раз – после аварии Даниила Квята), но на борьбе за победу это почти не сказалось.