Об ожиданиях от уик-энда…
Канадская трасса – одна из самых противоречивых. Её одновременно сравнивают и с Монако, и с Монцей. Казалось бы, что может быть общего у «лабиринта» на берегу Средиземного моря и итальянского «Храма скорости»? Но автодром в Монреале удивительным образом сочетает в себе скоростные прямые, связанные медленными поворотами, с бетонными стенами, окружающими трассу.
Столь необычное сочетание – залог интересных и ярких гонок. В отличие от Монако, обгонять в Монреале вполне реально, но ошибки чреваты серьёзными последствиями. Вероятность появления автомобиля безопасности во время Гран При Канады – около 80%, так что команды и пилоты должны быть готовы оперативно среагировать на ситуацию.
Главный объект внимания – знаменитая «Стена чемпионов». Полуофициальное название она получила в 1999-м, когда за один уик-энд в неё врезались сразу три чемпиона мира: Деймон Хилл, Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер. Однако и до этого многие известные пилоты свои выступления на Гран При Канады заканчивали именно там. Как шутил Найджел Мэнселл: «Гонщики Формулы 1 делятся на две категории: те, кто врезался в эту стену, и те, кому это ещё предстоит».
Надо признать, что сегодня эта стена уже не представляет той опасности, что прежде – в 2002 году её отодвинули от трассы на метр. Тем не менее, и после этого тут успели разбить машины Рубенс Баррикелло, Дженсон Баттон, Хуан-Пабло Монтойя, Камуи Кобаяши, Себастьян Феттель и многие другие. Последней жертвой стены стал Карлос Сайнс, врезавшийся в неё во время прошлогодней квалификации.
Шансы на то, что авария произойдёт снова, довольно высоки. Скорости в поворотах существенно возросли, что увеличивает риск ошибки, да и машины стали шире, и там, где год назад мы видели, как гонщики проходят последний поворот «впритирку» со стеной, в этом году последует удар.
Ситуация в чемпионате очень интересная. В четырёх последних гонках лишь однажды Хэмилтону удалось заработать больше очков, чем Феттелю – в остальных Себастьян его опережал. В Монако немец нанёс по амбициям своего соперника весьма чувствительный удар, отыграв сразу 18 очков. Теперь отрыв достиг 25 очков, а значит при любом исходе Гран При Канады Феттель покинет Монреаль лидером чемпионата.
В то же время в Монако мы увидели и амбиции Кими Райкконена – финн был очень расстроен тем, что не смог победить, а в Канаде он всегда был очень быстр. Впрочем, настоящий король трассы имени Жиля Вильнёва – Хэмилтон. Льюис побеждал на этой трассе уже пять раз – чаще это делал только Михаэль Шумахер. Порой Льюис оказывался здесь просто недостижим для соперников и, безусловно, сделает всё, чтобы так было и на этот раз.
У остальных шансов вмешаться в эту борьбу немного – трасса в Монреале весьма требовательна к мощности моторов, и тут с Ferrari и Mercedes мало кто может тягаться. Впрочем, порой погода на реке Святого Лаврентия бывает непредсказуемой, а тогда случиться может всё, что угодно.
О трассе…
Монреаль. Автодром имени Жиля Вильнёва. 70 кругов по 4.361 километра = 305,270 км. 12 поворотов. Конфигурация состоит из прямых, шикан и шпильки. Здесь находится одна из самых длинных прямых в чемпионате – 1,16 км. Аэродинамика настраивается на среднюю/низкую прижимную силу. Максимальная скорость – 335 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 67% дистанции круга (высокое значение), в том числе 15 секунд подряд на главной прямой (которая не совпадает со стартовой и завершается той самой шиканой со «Стеной чемпионов»). Семь зон торможения, большей частью – очень жёсткие. Износ тормозов – высокий. На торможении гонщики проводят 17% времени на круге.
Длинные прямые связаны шиканами и шпилькой, на трассе нет скоростных поворотов, так что факторами успеха являются хорошая динамика разгона, высокая максимальная скорость и настройки подвески, позволяющие эффективно атаковать поребрики. Большое количество прямых приводит к высокому расходу топлива, 1,8 кг на круг, что иногда становится проблемой. Ещё один ограничивающий фактор – высокий износ тормозов.
О резине…
В Канаде вновь, как и в Монако, мы увидим шины UltraSoft, SuperSoft и Soft. Асфальт тут достаточно гладкий, из-за нехватки скоростных поворотов нагрузка на шины относительно невелика, что позволяет увеличить их ресурс, но негативно сказывается на прогреве.
В то же время из-за большого числа разгонов тут склонны к износу задние шины, особенно UltraSoft, поэтому важно избежать пробуксовки ведущих колёс на выходе из медленных поворотов. Фактически сохранить шины UltraSoft в рабочем состоянии так долго, как в Монако, здесь невозможно, так что командам придётся применять более гибкую стратегию.
Благодаря специфическому расположению боксов, на проведение пит-стопа при ограничении скорости на пит-лейн в 80 км/ч требуется всего 18 секунд – на несколько секунд меньше, чем в Монако. Это развязывает руки стратегам, тем более что трафик не составляет большой проблемы при хорошей скорости машины на прямых.
В Монреале нередко можно увидеть рискованные варианты стратегии, многие пытаются получить преимущество за счёт дополнительного пит-стопа. Однако выезд автомобиля безопасности в неудачный момент может принести серьёзное преимущество соперникам.
Год назад в Монреале…
Год назад в Монреале было холодно, к старту воздух прогрелся всего до 12 градусов, но борьба на трассе была весьма жаркой. Началась она ещё в квалификации, где отрывы оказались минимальными – поул завоевал Хэмилтон, Росберг уступил 0,062 секунды, а Феттель – менее 0,2 секунды! Да и Риккардо был совсем рядом, проиграв времени поула всего 0,354.
На старте Феттель смог опередить обоих гонщиков Mercedes, Хэмилтон с Росбергом столкнулись, в результате Нико оказался за пределами трассы, потеряв целый ряд позиций. На третье место вышел Ферстаппен, обогнавший напарника. Далее следовали Райкконен, Боттас, Масса и Алонсо.
На 11-м круге из-за очередного отказа силовой установки сошёл Дженсон Баттон – машина замерла на прямой и дирекции гонки пришлось объявить режим виртуального автомобиля безопасности. Феттель, Райкконен и Верляйн тут же свернули в боксы – они явно собирались останавливаться дважды. В ответ в Mercedes решили изменить стратегию и провести гонку для Льюиса лишь с одним пит-стопом.
Когда Хэмилтон отправился в боксы, Феттель вновь вышел в лидеры, но его ждал ещё один пит-стоп, а Льюис в этот момент смог прибавить. После своей остановки Себастьян оказался вторым, и хотя поначалу темп его был выше, несколько мелких ошибок пилота Ferrari и блестящий пилотаж Хэмилтона решили судьбу гонки.
Аналогичная стратегия позволила Боттасу опередить Ферстаппена – Валттери финишировал третьим. Нико Росберг к концу гонки смог подняться на пятое место, но несколько попыток атаковать Ферстаппена провалились, а затем Нико ещё и развернуло, так что немцу пришлось смириться со своей позицией.
Шестым финишировал Райкконен – финн мог оказаться и повыше, но пит-стоп в режиме виртуального автомобиля безопасности отбросил его слишком далеко назад, и Кими оказался в серьёзном трафике. Риккардо закончил гонку седьмым – он неудачно стартовал, по ходу гонки ошибся на торможении, пропустив Боттаса, а затем, во время второго пит-стопа, произошла заминка, и австралиец потерял шансы на высокие места.