Об ожиданиях от гонки...
Франция – родина автоспорта. Именно в этой стране, между Парижем и Руаном, в 1894 году состоялась первая официальная гонка. В ней приняли участие 25 «безлошадных экипажей». Победитель получил от организатора гонки, парижской газеты Le Petit Journal, 5000 франков – достаточно большой приз по тем временам.
Первый Большой Приз, к слову, тоже прошёл во Франции. Это произошло в 1906 году, на большом 105-километровом треугольнике неподалёку от Ле-Мана. Гонка была организована французским автомобильным клубом и с тех пор проводилась ежегодно, хотя и в разных местах. Именно поэтому все называют Большой Приз по-французски – Гран При.
Страсть французов к смене мест проведения гонок с годами никуда не делась. Уже второй Гран При проводился в Дьепе, четвёртый – в Амьене, пятый – в Лионе, а затем были Страсбург, Тур, Монтери, Мирамас, Сен-Годен, По...
Даже после появления чемпионата мира в 1950-м Гран При Франции очень часто менял прописку. Иногда казалось, что французы получают удовольствие от бесконечных смен трасс, принимавших национальный этап Формулы 1. В 1966-м гонка проходила в Реймсе, в 1967-м – в Ле-Мане, в 1968-м – в Руане, в 1969-м – в Клермон-Ферран.
Трассы, принимавшие Гран При Франции
Трасса | Гран При | Годы |
Маньи-Кур | 18 | 1991-2008 |
Поль-Рикар | 14 | 1971-1990 |
Реймс | 11 | 1950-1966 |
Руан | 5 | 1952-1968 |
Дижон | 5 | 1974-1984 |
Клермон-Ферран | 4 | 1965-1972 |
Ле-Ман | 1 | 1967 |
В 1971 году у французов появилась новая трасса – неподалёку от Лазурного берега. Её построил алкогольный магнат Поль Рикар, владелец компании Ricard, через несколько лет слившейся с конкурентами из Pernod, после чего образовалась корпорация Pernod Ricard. Сегодня этой корпорации принадлежат такие бренды, как, например, водка Absolut, виски Chivas Regal и Jameson, коньяк Ararat.
Современная трасса в Ле-Кастелле на юге Франции могла полностью удовлетворить запросы Формулы 1 того времени, но французов это не остановило, и они продолжали регулярно чередовать места проведения гонок – помимо Поль-Рикара, в этой карусели участвовали также трассы в Дижоне и Клермон-Ферране.
Всего с 1971 по 1990 годы на Поль-Рикар прошло 14 Гран При, и четыре из них выиграл местный герой Ален Прост. Интересно, что Айртон Сенна тут не побеждал никогда – как, впрочем, и вообще на Гран При Франции.
В 1991-м национальный французский этап переехал в Маньи-Кур в центре страны – инициатором переезда стал президент Франции Франсуа Миттеран. Гонки здесь порой проходили весьма интересные, но эту трассу мало кто любил. Причина была в её расположении – в сельской глубинке, вдалеке от крупных городов и аэропортов.
Неудивительно, что, когда у Берни Экклстоуна появился широкий выбор потенциальных трасс для чемпионата, именно Гран При Франции оказался одним из первых претендентов на вылет из календаря. Тем более, национальный этап не имел серьёзных спонсоров, и организаторы просто не могли платить те деньги, что требовал с них Экклстоун.
Во Франции долго надеялись на свой особый статус – ведь эта страна родина не только автоспорта, но и FIA, штаб-квартира которой находится в Париже (собственно, и название Международной автомобильной федерации именно французское – Fédération Internationale de l'Automobile), но Берни Экклстоуна подобные сентенции не волновали. Так что в 2008 году Гран При Франции прошёл в Маньи-Куре в последний раз.
На возвращение Гран При в календарь потребовалось целых 10 лет, и, в общем-то, логично, что произошло это именно на Поль-Рикар. После того, как в 1999 году автодром выкупил Берни Экклстоун, он был серьёзно модернизирован и использовался очень активно. Конечно, никто из нынешних пилотов никогда не выступал здесь в рамках Гран При, но при этом большинство хотя бы раз участвовали здесь в гонках младших серий и пилотировали различные машины на тестах.
Определить, кому эта трасса подойдёт больше, пока непросто. Теоретически она близка к Монреалю, здесь тоже много длинных прямых и медленных поворотов. Но в то же время есть несколько скоростных виражей, где очень важна аэродинамика. Впрочем, практика показывает, что в этом году у Ferrari и Mercedes практически нет слабых мест, и они везде конкурируют друг с другом более или менее на равных, а в Red Bull Racing готовы воспользоваться любой их ошибкой.
О трассе...
High Tech Test Track (HTTT). 167 вариантов конфигурации, участки с разным сцеплением (характерные синие и красные полосы) и система искусственного полива позволяли имитировать любые условия, чем активно пользовались автопроизводители, команды и гонщики.
Предстоящий Гран При пройдёт по традиционной 5,8-километровой версии трассы, но несколько поворотов доработали с учётом возросших скоростей машин Формулы 1. Ожидается, что в первой части прямой Mistral при использовании DRS гонщики достигнут скорости в 344 км/ч, а разделяющая её шикана позволит бороться за позиции и обгонять.
Трасса построена на плато и лишена рельефа. Конфигурация включает 15 поворотов, один из самых любопытных – "Signes", который гонщики будут проезжать с полностью нажатой педалью газа и высокими боковыми перегрузками. Из-за длинных прямых и медленных поворотов настройки будут почти такими же, как в Канаде, но с чуть более высоким уровнем прижимной силы из-за пары быстрых виражей.
Зон жёсткого торможения тут всего две – после каждой прямой с DRS, перед первым и восьмым поворотом. Обгонять на французской трассе непросто. Расход топлива средний, как и износ тормозов.
О резине...
На Поль-Рикар шинники привезут составы Soft, SuperSoft и UltraSoft. Выбор логичен – на юге Франции летом обязательно будет тепло, если не жарко, нагрузка на резину невысока, а привозить HyperSoft итальянцы не рискнули.
Большинство пилотов при выборе шин отдали предпочтение мягким составам. Удивили только в Red Bull Racing, заказав для своих пилотов по три состава Soft и SuperSoft. Возможно, в Red Bull Racing хотят попробовать другую стратегию, хотя сделать это непросто – пит-стоп наверняка у всех будет один.
Пока о поведении резины на этой трассе можно сказать не так много, но теоретически жаркие условия должны немного помочь Ferrari. Также можно ожидать, что на шинах UltraSoft будут получше, чем обычно, выглядеть машины Williams – тем более, что Сергей Сироткин знает эту трассу достаточно хорошо.