Об ожиданиях от уик-энда…
Ни одну трассу чемпионат Формулы 1 не посещал так часто, как итальянскую Монцу. Гран При Италии неизменно присутствует в календаре с первого сезона – потягаться с ним в этом может разве что Гран При Великобритании. Но британский этап много раз менял «прописку», а итальянский национальный этап лишь однажды, в 1980-м, проводился не в Монце.
Конфигурация трассы тоже менялась гораздо менее значительно, чем где бы то ни было – за исключением, разве что, Монако. Правда, временами в Формуле 1 использовалась комбинированная версия трассы, включавшая овал. Но это происходило лишь четыре раза, в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. В целом же нынешняя схема трассы отличается от оригинальной, построенной в 1922 году, лишь наличием шикан.
Планировалось, что в 2017-м конфигурация трассы в Монце будет изменена – в первую очередь это касалось первого отрезка. Первую шикану, Rettifilio, владельцы трассы собирались убрать, Curva Grande изменить, и всё это привело бы к заметному росту скоростей – примерно на полторы секунды на круге. Однако, как это не раз бывало, изменения не удалось согласовать с природозащитными организациями – ведь автодром находится в историческом парке Монцы.
Впрочем, и без того во все времена Монца была одной из самых скоростных трасс чемпионата. Здесь установлена львиная доля рекордов скорости Формулы 1 – только старый Хоккенхаймринг мог тягаться с итальянским «Храмом скорости». С этим связана и большая часть особенностей в подготовке команд к Гран При Италии – специально для этой трассы командам приходится готовить специальный аэродинамический пакет, с минимальным уровнем лобового сопротивления, и как следствие – прижимной силы.
Мощность мотора имеет в Монце определяющее значение, и это плохая новость для клиентов Renault. Что касается лидеров чемпионата, то на сегодняшний день силовые установки Ferrari даже немного превосходят Mercedes, что очень обнадёживает местную публику. Монца – территория Ferrari, вся страна будет ждать от Скудерии победы. Успех здесь особенно важен для итальянцев, чему немало примеров – чего стоит только победа Герхарда Бергера в 1988-м, которую поклонники Ferrari вспоминают по сей день.
Однако как бы ни была сильна сегодня Скудерия, и как бы ни помогали ей родные стены, с точки зрения статистики главный специалист по этой трассе выступает в стане их главных конкурентов – Mercedes. Последние четыре года Хэмилтон доминировал в Монце в совершенно безапелляционной манере и выиграл три гонки из четырёх – единственная осечка произошла в 2016-м, из-за неудачного старта. Побеждал Льюис здесь и раньше – в 2012-м, ещё в составе McLaren.
Очень хорош на этой трассе и Боттас. Ещё в Williams здесь он выглядел намного сильнее Массы, а в Mercedes в прошлом году смог превзойти Хэмилтона в одной из сессий, а в гонке смотрелся не хуже. Впрочем, на этой стадии чемпионата претендовать на победу Валттери позволят только очень необычные обстоятельства.
О трассе…
Монца. 53 круга по 5.793 км = 306.72 км. Историческая трасса в королевском парке. Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы. Средняя скорость – 240 км/ч, максимальная – 370 км/ч с системой DRS. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 75% дистанции – больше, чем где-либо ещё по ходу чемпионата.
Здесь шесть зон торможения, а время на торможении занимает 11% круга. Не так много, но из-за значительных скоростей все торможения очень жёсткие, так что износ тормозов высокий.
Благодаря длинным прямым и широкой трассе, обгонять в Монце можно было всегда, даже в самые сложные в этом плане времена. Тем не менее, за последние семь лет здесь шесть раз побеждал обладатель поула. Отчасти это связано с тем, что система DRS тут неэффективна – на всех машинах антикрылья и без того настроены на минимальный уровень прижимной силы, так что открытие планки DRS слабо влияет на аэродинамику.
Поул 2016 года Хэмилтона составил 1:21,135 – Льюис вплотную подобрался к гоночному рекорду, установленному Рубенсом Баррикелло в 2004 году – 1:21,046. Правда, квалификационный рекорд Монтойи того же года заметно лучше – 1:19,525. В 2017-м в квалификации шёл дождь, так что рекорд устоял. Возможно, в этом году пилотам удастся его перекрыть.
О резине…
В нынешнем сезоне Pirelli привезёт в Монцу шины SuperSoft, Soft и Medium – такой набор предоставлен командам уже в четвёртый раз в сезоне. По сути, это самый жёсткий набор составов из тех, что фактически используются в этом году. Но вся линейка составов в этом году мягче, чем в прошлом сезоне, так что можно ожидать роста скоростей.
Сделать такой выбор шинников заставляют жёсткие зоны торможения, которые приводят к тому, что шины начинают пузыриться гораздо раньше, чем обычно. К тому же, возросшие скорости в поворотах увеличат нагрузку на шины. Впрочем, обычно износ резины в Монце средний – в последние годы почти все пилоты обходились одним пит-стопом.
Ещё одна причина выбора одного пит-стопа на гонку – длинный пит-лейн, который пилотам приходится проезжать с ограниченной скоростью, в то время как соперники пролетают по стартовой прямой. Из-за этого потеря времени на пит-стоп в Монце одна из самых больших в сезоне – 25 секунд.
Год назад в Монце…
Так как в Монце мощность мотора имеет определяющее значение, а обгоны никогда не были проблемой, по ходу Гран При Италии значительная часть пелотона решила обновить свои моторы, несмотря на штрафы. Из-за этого стартовая решётка довольно сильно отличалась от итогов квалификации – формально места потеряли сразу девять гонщиков, почти половина пелотона! Фактически, конечно, из-за такого количества штрафов мало кто отбыл наказание целиком. А квалифицировавшийся 11-м Серхио Перес после потери пяти мест стартовал десятым.
Да и сама квалификация получилась очень необычной. Пятничные тренировки прошли в сухих условиях, но уже к вечеру полил дождь, не прекращавшийся практически всю субботу. Хэмилтон оказался лучшим и в таких условиях, а вот второе и третье время показали гонщики Red Bull Racing, на что в обычных условиях у них, конечно, шансов не было. Впрочем, Риккардо и Ферстаппен тоже получили штрафы за замену двигателей, так что со второго места гонку начинал Лэнс Стролл.
Что касается пилотов Ferrari, то они в субботу выступили очень неудачно, показав только седьмое и восьмое время, причём Кими оказался впереди Феттеля. Они тоже отыграли позиции из-за штрафов гонщиков Red Bull Racing, но всё равно начинали гонку только с третьего ряда – что, конечно, во многом предопределило исход Гран При.
На старте Хэмилтон практически не имел никакой конкуренции, так что легко захватил лидерство и умчался к своей победе. Стролл сразу же пропустил Эстебана Окона, а спустя круг и Боттаса. К четвёртому кругу Боттас был уже вторым, и особых надежд на то, что кто-то сможет помешать Mercedes завоевать командный дубль, никто не питал.
К тому моменту Феттель уже опередил Райкконена и бросился в погоню за лидерами, но пока Себастьян разбирался со Строллом и Оконом, гонщики Mercedes успели создать достаточный задел. В Ferrari попытались переиграть соперников тактически, разделив стратегию между своими пилотами – Райкконен отправился в боксы уже на 14-м круге, а Феттель оставался на трассе вплоть до 31-го.
Однако Кими был слишком далеко, чтобы всерьёз угрожать позициям Боттаса и Хэмилтона при любой стратегии, так что в Mercedes этот шаг попросту проигнорировали. Он мог оправдаться, если бы на трассу выехал автомобиль безопасности, но он так и не появился, и Хэмилтон с Боттасом совершили пит-стопы ещё позже Феттеля, сохранив две первые позиции.
Позже всех в гонке пит-стоп совершил начавший гонку на Soft Даниэль Риккардо. Из-за штрафа австралиец стартовал только 16-м, однако на первых кругах, несмотря на контакт с Грожаном, отыграл множество позиций, а длинный первый отрезок позволил переиграть тактически соперников. После пит-стопа Даниэль вернулся на трассу пятым, но на свежих шинах SuperSoft опередил Райкконена и финишировал на четвёртом месте.