Об ожиданиях от уик-энда…
Трасса Марина Бэй появилась в календаре в 2008-м. Старт сразу решили давать вечером – впервые в Формуле 1 гонка проходила при искусственном освещении, что позволило европейцам смотреть её в привычное для себя время. Но куда более важно то, что ночная гонка, в сочетании с фантастическим урбанистическим пейзажем, наделила Гран При Сингапура особой, совершенно уникальной атмосферой.
Во многих смыслах Сингапур – полная противоположность предыдущему этапу в Монце. Если всё же сравнивать гонку на Марина Бэй с какой-то другой, на ум в первую очередь придёт Монако. И не только потому, что Сингапур – тоже город-государство на берегу моря, где команды окружает блеск и роскошь. В Сингапуре пилотов тоже ждёт узкая городская трасса с огромным числом поворотов и минимумом возможностей для обгона.
Но в отличие от Монако, трасса Марина Бэй имеет нормальную для Формулы 1 длину – пять километров. А так как скорости здесь невелики (средняя скорость всего на 13 км/ч выше, чем в Монако), то гонка получается самой продолжительной в сезоне – пилоты с трудом укладываются в двухчасовой лимит. И несмотря на то, что старт происходит в восемь вечера, когда солнце садится и жара спадает, из-за высоких температур и влажности гонка в Сингапуре неизменно становится одной из самых сложных для машин и гонщиков.
Мощность мотора не имеет столь большого значения, как в Монце, что позволяет клиентам Renault надеяться на хороший результат. Особенно это касается Red Bull Racing, ведь в Монако они выглядели очень уверенно. Пилоты Ferrari в Монако тоже смотрелись неплохо и после обидного поражения на домашней трассе от Хэмилтона постараются взять реванш.
Противостоять им Льюису будет достаточно трудно. Естественно, гонщики Mercedes относятся к фаворитам на любой трассе, но в Монако они выглядели неважно. С другой стороны, на ещё одной медленной трассе, в Венгрии, Хэмилтону удалось победить. Но всё же главным специалистом по Сингапуру считается Феттель – он побеждал тут четыре раза, больше, чем кто-либо ещё.
Помимо Хэмилтона и Феттеля, в Сингапуре успех праздновал ещё только один действующий пилот Формулы 1 – Фернандо Алонсо. Испанец победил тут в 2010-м на Ferrari, но куда известнее его победа на самом первом Гран При Сингапура в 2008 году. Она была одержана благодаря вовремя появившемуся автомобилю безопасности, который выехал на трассу после аварии напарника Алонсо по Renault, Нельсона Пике.
Позже бразилец признался, что врезался в отбойник намеренно, по требованию руководства команды, Флавио Бриаторе и Пэта Симондса, после чего оба были надолго отстранены от гонок. Но результат Гран При пересматривать не стали.
О трассе…
Марина Бэй, Сингапур. 61 круг по 5.063 км = 308.726 км, 23 поворота. Аэродинамика настраивается на максимальный уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с системой DRS и 305 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45,5% дистанции круга.
На торможении гонщики проводят 21% круга, или 22 секунды, а в седьмом повороте продольная перегрузка достигает 4,7 g. 15 зон торможения – больше, чем на любой другой трассе чемпионата. Износ тормозов – очень высокий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 29 секунд.
Расход топлива в Сингапуре очень высокий – 1,9 кг на круг, на грани разрешенного лимита, поэтому гонщикам придётся контролировать темп, учитывая данные о расходе. Важен хороший старт, поскольку обгонять на дистанции крайне сложно. Старт с поула и успешное прохождение первого поворота – ключевые слагаемые победы.
Гран При Сингапура всегда сопровождает жаркая погода – около 30 градусов при высокой влажности. Осенью начинается сезон дождей, но только десятая, прошлогодняя гонка здесь, наконец, прошла на мокрой трассе. Обычно же дожди шли в другие часы уик-энда, но не во время гонки. Дождь обещают и на этот раз...
О резине…
В Pirelli выбрали на этот уик-энд свои самые мягкие составы – UltraSoft и HyperSoft. А вот SuperSoft мы на этот раз не увидим – роль «жёсткого» состава будет выполнять Soft. Такое сочетание мы ещё не видели ни разу, но зато увидим сразу после Сингапура – такую же резину Pirelli привезёт и в Сочи.
Из-за большого количества поворотов разница в скорости между составами обычно достаточно велика – в прошлом она доходила до 2,5 секунд. Это сильно усложняет выбор тактики на гонку, ведь с одной стороны, нужно как можно больше продлить отрезок на мягких составах, а с другой – совершить как можно меньше пит-стопов, так как даже на самой быстрой резине трафик может стать непреодолимой проблемой.
Можно ли проехать гонку с одним пит-стопом, используя на одном из отрезков шины HyperSoft – большой вопрос. Нагрузка на резину в Сингапуре примерно на 15% выше, чем, к примеру, в Монако, а в случае износа происходит очень серьёзное падение темпа. В общем, с точки зрения стратегии этап в Сингапуре – настоящая головная боль для команд.
Важнейший фактор при выборе стратегии в Сингапуре – автомобили безопасности. Вероятность его появления составляет 100% – в десяти прошедших гонках он появлялся на трассе 17 раз! Выезд сэйфти-кара в правильный момент может радикально изменить ход гонки, подарив подиум или даже победу пилоту, не претендовавшему на высокий результат.
Чтобы подготовиться к воскресенью, крайне важно продуктивно провести вторую тренировку в пятницу, которая проходит примерно в то же время, что и гонка. В ночное время температура трассы будет значительно ниже, чем в первой и третьей сессиях, что скажется на работе шин.
Год назад в Сингапуре…
После десяти лет ожидания прошлогодняя гонка в Сингапуре, наконец, прошла под дождём. Точнее, она началась на мокрой трассе – дождь пошёл незадолго до старта, но продолжался лишь несколько минут.
Впрочем, эти минуты в значительной степени определили исход гонки. С поула стартовал Феттель, позади него гонку начинали две машины Red Bull Racing и Кими Райкконен, но уже к пятому повороту гонку возглавил Хэмилтон. Это стало следствием живописной аварии на стартовой прямой, когда две машины Ferrari взяли в клещи Ферстаппена, после чего гонка для всех троих, по сути, закончилась.
Феттель пытался продожить движение, но уже к четвёртому повороту стало ясно, что его машина сильно повреждена – Себастьян вылетел с трассы и сошёл. Пострадала в этой аварии и машина Фернандо Алонсо. На трассе на несколько кругов появился автомобиль безопасности. Рестарт на четвёртом круге позиции не изменил.
Возглавив пелотон, Хэмилтон не упускал лидерство до самого финиша. Вторым всю дистанцию проехал неудачно (или, наоборот, удачно) стартовавший Риккардо. Третьим ехал Нико Хюлкенберг, но решение сменить шины во время второго появления автомобиля безопасности оказалось неверным, и он пропустил Валттери Боттаса.
Второй выезд сэйфти-кара, к сожалению, стал следствием аварии Даниила Квята. Россиянин очень здорово начал гонку, после рестарта атаковал Кевина Магнуссена в борьбе за 10-е место и смог провести обгон, но через несколько поворотов ошибся и разбил машину.
В районе 25-го круга пилоты начали переходить на слики, но особого влияния на распределение мест это не оказало. На 38-м круге автомобиль безопасности появился вновь – попал в аварию Маркус Эриксон. Единственным изменением позиций в первой десятке в этот момент стал продолжительный пит-стоп Нико Хюлкенберга – механики закачивали воздух в систему пневматики двигателя. Впрочем, финишировать немец всё равно не смог – на 49-м круге Нико свернул в боксы и сошёл.
Из-за низкого темпа и многочисленных автомобилей безопасности гонка была остановлена по истечении отведённого двухчасового лимита. Льюис Хэмилтон успел проехать за это время 58 кругов вместо запланированного 61-го. До финиша добрались всего 12 гонщиков, включая Паскаля Верляйна, проигравшего два круга.