Гонка #718 9 мая 2004 года. Гран При Испании. Барселона |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:15,022 (222,031 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:17,450 (215,070 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:27:32,841 (209,205 км/ч) |
Сезон 2004 года стал примером безоговорочного лидерства одного пилота, Михаэля Шумахера - даже более разгромного, чем в 2002-м (отчасти потому, что на этот раз немец не чувствовал себя ничем обязанным своему напарнику, Рубенсу Баррикелло, и не дарил тому побед).
Удивительно, но фактически в Ferrari не сделали для получения этого преимущества ничего особенного. Разве что отказались от своей практики последних лет начинать сезон на старой машине. На этот раз такой возможности у них и не было из-за перемен в регламенте. Изменилась аэродинамика, в FIA вновь ограничили электронику и ввели правило «одного двигателя на уик-энд».
Новая Ferrari F2004 была, конечно, хорошей и исключительно надёжной машиной, но ничего выдающегося конструкторы Скудерии не создали. Новая модель стала развитием прошлогодней, F2003 GA, которая, как мы помним, существенного преимущества над конкурентами не имела. Разве что шинники Bridgestone смогли догнать конкурентов из Michelin, выровняв ситуацию.
Откуда же взялось столь подавляющее преимущество? Всё просто – конкуренты Ferrari всё сделали сами. Если взглянуть на результаты Гран При в 2003 и 2004 годах, отрывы пилотов Скудерии от гонщиков BAR и Renault были примерно одинаковыми - 0,5-1 секунда в квалификации. И разница заключалась только в том, что в 2003-м между ними (а нередко и впереди Ferrari) были пилоты Williams и McLaren, а на этот раз они оказались далеко позади.
В Williams пустились в эксперименты с аэродинамикой, что привело к появлению знаменитых, но не слишком быстрых машин с так называемыми «клыками моржа». Столь радикальный дизайн был предложен главой отдела аэродинамики команды Антонией Терци, прежде, до конца 2001 года, работавшей в Ferrari. Машины выглядели оригинально, но результаты на трассе разочаровывали. В конце сезона Терци была уволена из команды и покинула Формулу 1.
Что касается McLaren, их проблемы начались годом раньше, с моделью MP4-18, которую в команде упорно пытались довести до ума весь сезон, но на старт она так и не вышла. Новая MP4-19, как утверждали в McLaren, была «отлаженной версией» MP4-18. Но до конца отладить её так и не удалось. Машина оказалась медленной и чрезвычайно ненадёжной. В четырёх первых гонках сезона Култхард заработал четыре очка, а Райкконен – одно.
Михаэль в этих четырёх гонках одержал четыре победы. В трёх случаях он при этом стартовал с поула. Единственным исключением стал Гран При Сан-Марино, где в BAR на квалификации залили в баки Дженсона Баттона минимум топлива и он смог опередить немца. В гонке, разумеется, всё встало на свои места, как только Дженсон свернул в боксы.
Следующий этап проходил в Испании. Трасса Каталунья известна своим "техническим" характером, эффективность машины и шин здесь едва ли не важнее, чем где бы то ни было ещё. И квалификация это подтвердила – Шумахер завоевал поул с очень большим для такой короткой трассы отрывом.
Второе время показал Хуан-Пабло Монтойя, но он уступил более шести десятых. Третьим был Такума Сато на BAR-Honda, четвёртым Ярно Трулли на Renault. Четыре разные машины с четырьмя разными двигателями на четырёх первых местах давали надежду, что гонка всё же получится не очень скучной. Однако ещё интереснее она была бы, если бы Дженсон Баттон не ошибся на своём круге – британец начинал гонку только 14-м.
Перед стартом произошёл любопытный инцидент – во время прогревочного круга на трассу выбежал человек. Служба безопасности его быстро поймала и выпроводила, так что старт был дан по расписанию.
Многие надеялись, что Монтойе удастся навязать борьбу Михаэлю на стартовой прямой, но, как ни странно, первым в первый поворот зашёл не немец и не колумбиец, а Ярно Трулли. Итальянец буквально выстрелил со своего четвёртого места, не оставив конкурентам никаких шансов. Шумахеру оставалось лишь оборонять свою вторую позицию – с этой задачей он справился, чему помог Сато, сумевший обогнать Монтойю.
По обыкновению тех лет, когда в Формуле 1 были разрешены дозаправки, после старта ситуация стабилизировалась – все ждали пит-стопов, надеясь получить преимущество за счёт чистой скорости, а не борьбы на трассе. Трулли поехал в боксы на два круга раньше Михаэля, что позволило Шумахеру легко выйти вперёд.
Сато остановился ещё на круг позже, но в итоге проиграл и Михаэлю, и Ярно. Что касается Монтойи, он совершил пит-стоп одновременно с Трулли, но он прошёл неважно, и Хуан-Пабло потерял несколько позиций, оказавшись позади Фернандо Алонсо.
Вопрос с победителем был снят, а вскоре определился и обладатель второго места. В Ferrari разделили стратегию своих пилотов – Шумахер, как и большинство остальных, использовал тактику трёх пит-стопов, Баррикелло же должен был остановиться только дважды. Именно поэтому Рубенс так много проиграл в квалификации, проведя её с большим количеством топлива на борту.
На дистанции такая стратегия дала преимущество – после первого пит-стопа Шумахера бразилец даже возглавил гонку. Несколько кругов на чистой трассе позволили ему в конечном счёте опередить соперников, в том числе Трулли – всё шло к очередному победному дублю Ferrari.
Теоретически вызов Шумахеру могли бросить два пилота, но оба они оказались в трафике после неудачной квалификации. Фернандо Алонсо на Renault два первых отрезка потратил на то, чтобы выбраться на свободную трассу, после чего ехал очень быстро, но в итоге финишировал четвёртым, вплотную за своим напарником. Однако ему удалось опередить и Сато, и Ральфа Шумахера.
Дженсон Баттон ехал ещё быстрее, но старт с 14-го места лишил его шансов на успех. Его лучший круг в итоге оказался всего на 0,045 секунды хуже, чем у Михаэля, однако всё, чего он смог добиться – пробиться на восьмое место и заработать одно очко. И это несмотря на сход Монтойи из-за отказа тормозов, и очередной неудачный Гран При для McLaren, которые финишировали только 10-м и 11-м.
После финиша выяснилось, что интрига в гонке всё же была – после старта на машине Шумахера оказалась пробита система выхлопа. Это могло привести к тому, что раскалённые газы повредили бы заднюю подвеску, но по каким-то причинам не привело. Зрители же о происходящем не знали – звук машины Михаэля немного изменился, но не скорость.
Ещё одна вещь, которая выяснилась после финиша – имя человека, выбегавшего на трассу на прогревочном круге. Им оказался каталонец Жауме Маркет-и-Кот, более известный, как Джимми Джамп. В то время эта известность не выходила за пределы Испании, но в очень скором времени о Джимми узнает весь мир – он станет одним из самых известных стрикеров, то есть людей, выбегающих на стадионы и другие спортивные площадки, чтобы привлечь к себе внимание. И при этом Джимми один из немногих стрикеров, кто делает это одетым.
Через пару месяцев Джимми выбежит на поле во время финального матча чемпионата Европы по футболу и запустит шарфом "Барселоны" в Луиша Фигу. Он выбежит во время матчей Лиги Чемпионов, чемпионата мира по регби, финала "Ролан Гаррос" и даже Евровидения. А перед финальным матчем чемпионата мира по футболу 2010 года попытается надеть свою знаменитую красную шапку на кубок.
Хотя Джимми очень популярен, за выходку на Гран При Испании 2004 года его очень критиковали – ведь в отличие от футбола, здесь каталонец рисковал не только своим здоровьем, но и жизнью пилотов. Быть может, поэтому повторить подобное он больше никогда не пытался. Однако так или иначе, для зрителей выходка Джимми Джампа стала одним из самых ярких моментов Гран При. Ведь пилоты радовать их не торопились.