100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 29 августа 1982 года | Место: Дижон-Прено (Гран При Швейцарии) |
Фабула
Долгое время все шло к тому, что французские болельщики станут свидетелями двойного успеха своей команды Renault – Ален Прост и Рене Арну держали ход гонки под полным контролем. Поначалу конкуренцию им попробовал составить Нельсон Пике, но прыть его Brabham объяснялась просто – в команде Берни Экклстоуна продолжали эксперименты с дозаправками, несмотря на постоянные неудачи. На этот раз все прошло еще относительно неплохо – бразилец откатился со второго места на пятое и смог хотя бы закончить гонку.
Зато на последних кругах проблемы с техникой возникли у обоих пилотов Renault. Сначала у Арну забарахлила система подачи топлива, и пилот вынужден был остановиться за четыре круга до финиша. А потом пришлось сбросить скорость и Просту – и к победе устремился пилот Williams Кейо Росберг.
Для финна этот успех стал первым в карьере. Более того – благодаря девяти очкам, завоеванным в Дижоне, Росберг смог выйти и в лидеры всего чемпионата мира – прежде до таких высот ему подниматься не удавалось.
Памятные моменты
Начало 80-х стало в Формуле 1 настоящим французским периодом. В Гран При успешно выступали команды Renault и Ligier, а также целая плеяда пилотов во главе с Аленом Простом. Именно это обстоятельство и сподвигло национальную автофедерацию просить FISA о проведении на территории Пятой республики еще одной гонки.
Понятно, что сделать это «в лоб» было невозможно, поэтому в ход пошла хитрость. Использовав опыт итальянцев и Гран При Сан-Марино, французы провели еще один «экстерриториальный» Большой Приз – автодром Дижон-Прено принял Гран При Швейцарии. Однако в отличие от Имолы, этот опыт развития не получил – первый раз оказался и последним.
Фокус: Моторы Judd
В любом справочнике можно найти информацию, что свою первую победу в Гран При (а чуть позже – и титул чемпиона мира) Кейо Росберг завоевал на машине с мотором Cosworth. И это действительно так – вот только почти нигде не упоминается, что подготовкой этих двигателей занималась британская компания Engine Developments, руководимая Джоном Джаддом.
Еще в 60-е он работал в фирмах Climax и Repco, поставлявших моторы команде Brabham. Чуть позже, уже на паях с самим Джеком Брэбемом британец создал собственное предприятие по доводке и обслуживанию гоночных двигателей. Среди клиентов Engine Developments было сразу несколько команд Формулы 1, включая и грандов.
Затем услугами Джадда воспользовалась компания Honda, получившая отменный мотор для Формулы 2, а затем и неплохой двигатель для серии CART. Именно на его базе во второй половине 80-х и увидел первый «родной» Judd для Ф1. 3,5-литровый «атмосферный» агрегат V8 был адресован тем, кто искал недорогой вариант для своей команды в канун запрета турбомоторов.
И хотя список клиентов и на этот раз выглядел неплохо (Williams, March, Ligier, Lotus и другие), тягаться с лидерами маленькой компании Джадда было очень сложно.
Всё, чего удалось добиться с 1988 по 1992 годы – восемь финишей на подиуме, заработанных пилотами пяти разных команд, да три рекорда круга. Не так и плохо, но все же стоит признать, что успехи эти, как правило, становились следствием удачного стечения обстоятельств. В сезоне-91 Джон предложил клиентам принципиально новый мотор V10, но он тоже не смог вывести Engine Developments в лидеры рынка. И тогда Джадд предпочел вернуться к той деятельности, которая получалось у него куда лучше – доводке чужих изделий.
Компания ассистировала Ямахе в Ф1, помогла Ниссану завоевать чемпионский титул в BTCC. Кроме того, на протяжении семи сезонов Judd был эксклюзивным поставщиком Формулы 3000, британские двигатели побеждали в гонках спорткаров, серии A1GP и не только. Жаль только, что в большинстве случаев победы эти почти нигде не упоминались.
Цифры
Моторы Judd замыкают двадцатку по числу участий в Гран При и стартов - в 76 гонках двигатели Джона Джадда позволили гонщикам стартовать 68 раз.
Самым успешным был сезон 1988 года, когда моторы Judd заработали 42 очка, а Найджел Мэнселл на Williams FW12 и Иван Капелли на March 881 дважды поднялись на подиум. Ещё два подиума заработали в 1989-м Маурисио Гужельмин на March 881 и Стефано Модена на Brabham BT58, один подиум принёс 1990-й (Иван Капелли на Leyton House CG901) и 1991-й (Джей-Джей Лехто на Dallara BMS-191).
Моторы Judd
Гран При | 76 | Старты | 68 | Победы | 0 |
Подиумы | 8 | Первый ряд | 2 | Лучший круг | 3 |
Лучший финиш | 2 | Лучший старт | 2 | Очки | 86 |
Километры | 54083.68 | Круги | 11664 | лидирования | 46 |
Проект F1News.Ru 2008-2009