Гонка #40 : 5 сентября 1954 года. Гран При Италии. Монца |
|
Поул | Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes-Benz W196 Str) - 1.59,0 (190,6 км/ч) |
Лучший круг | Хосе-Фройлан Гонзалес (Scuderia Ferrari) - 2.00,8 (187,7 км/ч) |
Победитель | Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes-Benz W196 Str) - 2:47.47,9 (180,2 км/ч) |
Скоростные прямые Монцы были буквально созданы для «стримлайнеров» – машин новой команды Mercedes с обтекаемым кузовом и закрытыми колёсами. Однако соперники из Ferrari и Maserati сдаваться без боя не собирались и бросили в бой лучшие силы, чтобы на своей территории не пустить пилотов немецкой команды на вершину подиума. В квалификации, тем не менее, лучший результат остался за пилотом «Серебряной стрелы» Хуаном-Мануэлем Фанхио.
Старт выиграл его напарник Карл Клинг, но достаточно быстро откатился назад после собственной ошибки. Аргентинский Маэстро вернулся на первую позицию – однако почти сразу пропустил Ferrari Альберто Аскари. Тот долго лидировал, более того – на вторую позицию смог пробиться пилот Maserati Луиджи Виллорези, но успеху земляков болельщики радовались не слишком долго: сначала у Виллорези отказало сцепление, затем на машине Аскари не выдержал мотор.
После этого гонку возглавил 24-летний Стирлинг Мосс – прежде молодой пилот Mercedes никогда не лидировал в Формуле 1 даже на протяжении одного круга, но на Аутодромо Национале оставался во главе пелотона на протяжении получаса. Но и ему в этот день не суждено было выиграть – за несколько кругов до финиша мотор стал терять масло, и британцу пришлось ехать в боксы.
Сильнейшим же стал Фанхио – большую часть дистанции чемпион мира пребывал в тени соперников, но в итоге принес «трёхлучевой звезде» очередной успех. С круговым отставанием от Хуана-Мануэля вторым стал Майк Хоторн на Ferrari, а «бронзу» завоевал его напарник Хосе-Фройлайн Гонсалес, сошедший было из-за поломки коробки передач, но пересевший в машину Умберто Майоли и пробившийся на подиум из второго десятка.
Интересно... |
Команда Lancia не успела подготовить автомобили к домашней гонке и вынуждена была перенести дебют в Формуле 1 на следующий этап. Но её гонщики в Монце выступали – Альберто Аскари ехал за Ferrari, а Луиджи Виллорези защищал цвета Maserati. |
Ханс Херрманн
Четвертым в Гран При Италии финишировал еще один представитель команды Mercedes, немец Ханс Херрманн, или «Счастливчик Ханс», как его частенько звали.
Один из сильнейших гонщиков своей страны впервые сел за руль в начале 50-х, когда скопил денег, работая в булочной и баре. Но старый, довоенной еще постройки BMW не отвечал его запросам, и молодой человек стал одним из первых клиентов новой фирмы Porsche, приобретя модель 356. Этот шаг стал символичным – в дальнейшем Херманн и Porsche много лет шли по жизни вместе.
После первых успехов на гоночных трассах начинающего пилота заметил всемогущий Альфред Нойбауэр. В Штутгарте как раз готовились к дебюту в Формуле 1, и иметь в составе молодого земляка было вовсе не лишним. Первая же гонка, прошедшая в Реймсе в 1954 году, завершилась оглушительным успехом: двойная победа Хуана-Мануэля Фанхио и Карла Клинга, а Ханс, хоть и сошел из-за поломки мотора, сразу показал лучшее время круга. Затем он финишировал третьим в Гран При Швейцарии и четвёртым в Монце.
А еще до того Ханс и попал в переделку, после которой его и стали звать Счастливчиком. В мае того же 1954 года, выступая на Porsche в гонке Mille Miglia, немец боролся за победу в своем классе. По ходу тысячемильной дистанции Херрманну встретился железнодорожный переезд – шлагбаум был закрыт, с минуты на минуту мимо должен был проследовать римский экспресс. Спорткар модели 550 Spyder имел очень низкий силуэт, потому пилот решил рискнуть. Знаками показав штурману пригнуться, он не тормозя проскочил через пути – машина прошла под шлагбаумами и перед самым носом мчащегося локомотива. Ту гонку Херрманн выиграл.
А вот в квалификации Гран При Монако-55 всё было куда серьёзнее. Авария на площади Казино приковала Ханса к больничной койке и фактически положила конец его формульной карьере. К слову, его заменил в составе команды Mercedes тот самый Пьер Левег, что стал виновником страшной трагедии в Ле-Мане, вылетев в толпу зрителей.
Ну а Ханс в дальнейшем еще не раз выходил на старт в Больших Призах – на Cooper, BRM, Maserati, чаще всего на Porsche, – но результатами уже не блистал. Завершив формульную карьеру по итогам сезона-61, он несколько лет выступал за Abart в гонках спортивных машин – пока в середине 60-х не перебрался в заводскую команду Porsche. Победив в сезоне-68 в Дайтоне, Себринге и еще нескольких гонках на выносливость, Херрманн показал, что по-прежнему умеет ездить быстро. Годом позже он уступил всего 120 метров победителю «24 часов Ле-Мана», ну а в 70-х стал-таки триумфатором знаменитой суточной гонки.
Заезды на кольце Сартэ проходили под проливным дождем, и до финиша смогли «доплыть» всего пять экипажей. Ярко-алый Porsche 917K под управлением Счастливчика Ханса и Ричарда Эттвуда примчался к клетчатому флагу первым. Накануне той гонки Херрманн в шутку пообещал супруге, что окончательно закончит карьеру, если победит. После финиша, взвесив все «за» и «против», пилот пришел к выводу, что обещание стоит сдержать – слишком уж часто он выходил сухим из воды (можно вспомнить хотя бы происшествие на трассе AVUS в 1959 году, когда немец вылетел из кокпита кувыркающейся машины и отделался лишь царапинами) и слишком уж часто терял в гонках друзей.
В феврале 2008 года Ханс «Счастливчик» Херрманн отметил свое 80-летие, пребывая в добром здравии. Он и сейчас регулярно посещает различные мероприятия, посвященные славным событиям гоночного прошлого.
Мир моторов в 1954-м: Alfa Romeo Giulietta
Alfa Romeo Giulietta, дебютировавшая на Туринском автосалоне в 1954-м, стала первой послевоенной моделью известной итальянской фирмы, вызывавшей ассоциации с ее славным спортивным прошлым. Стремительный и элегантный силуэт двухдверного купе, кузов которого был построен в ателье Bertone, навевал воспоминания о гоночных Alfa Romeo, в 30-е годы побеждавших на европейских трассах…
Компоновка автомобиля была классической: двигатель впереди, ведущие колеса – задние. В передней независимой подвеске использовались треугольные рычаги, телескопические амортизаторы, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости, но задний мост был неразрезным.
Четырехцилиндровый двигатель прогрессивной конструкции с двумя распредвалами при объеме в 1290 куб. см. развивал 65 л.с., что по тем временам было хорошим показателем.
Годом позже появилась длиннобазная версия Giulietta с более практичным четырехдверным кузовом седан, однако мощность двигателя у этой модели была меньше – только 50 л.с. Впрочем, вскоре появились спортивные версии, такие как Giulietta Sprint Speciale и Giulietta Sprint SZ, на который стояли 116-сильные моторы.
Машина стала первой моделью Alfa Romeo, тираж которой исчислялся шестизначным числом (192917), и производилась до 1963-го года, существуя в большом количестве модификаций и версий. В частности, в 1955-м по заказу Alfa Romeo знаменитое кузовное ателье Pininfarina разработало великолепную Giulietta Spider…
Автомобиль с успехом выступал в гонках, и, если верить информации Alfa Romeo, за свою историю одержал 500 побед в различных соревнованиях, в том числе Targa Florio, «3 часа Дайтоны», «12 часов Себринга» и других.
Для своего времени Giulietta обладала отличными техническими характеристикам, отменной управляемостью и органичным дизайном, завоевав заслуженную любовь автомобилистов.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось