Италия'52: Медардо Фантуцци
Гонка #23: 7 сентября 1952 года. Гран При Италии. Монца |
|
Поул | Альберто Аскари (Ferrari) - 2.05,7 (180,4 км/ч) |
Лучший круг | А.Аскари (Ferrari) и Х.Гонсалес (Maserati) - 2.06,1 (179,9 км/ч) |
Победитель | Альберто Аскари (Ferrari 500) - 2:50.45,6 (177,1 км/ч) |
В сезоне 1952 года Ferrari смогла лучше других команд адаптироваться к переходу на технические требования "малолитражной" Формулы 2, потому за весь год остальные пилоты всего в четырех гонках смогли побывать на подиуме – три раза на третьем месте и лишь однажды – на втором.
Тем не менее, финал сезона в Монце имел определённую интригу. Команда Maserati довела до ума свою новинку, модель A6GCM, и хотя её лидер Хуан-Мануэль Фанхио еще не оправился после серьезной весенней аварии, ожидалось, что оставшиеся гонщики "Трезубца" дадут бой соперникам из Скудерии.
В начале 50-х Формула 2 являлась доступным классом, 1,5-литровые гоночные машины были в распоряжении у многих пилотов. В Монцу приехало 35 участников, но по ходу квалификации выяснилось, что некоторые из них проигрывают лидерам по 10-15 секунд на круге. Потому к старту допустили лишь две дюжины лучших.
Квалификация осталась за Ferrari, но на старте Хосе Фройлан Гонсалес взял такой темп, что угнаться за его Maserati никому оказалось не под силу. Казалось, назревает сенсация – но на середине дистанции секрет высокой скорости раскрылся: баки машины аргентинца были заполнены лишь наполовину. К сожалению, у механиков команды не было опыта пит-стопов, поэтому дозаправка Гонсалеса затянулась.
На трассу пилот вернулся только пятым и хотя после этого демонстрировал отличную скорость, пробиться ему удалось только на второе место. Лидер Ferrari Альберто Аскари, находящийся на пике формы и коллекционирующий победы, вновь стал сильнейшим с преимуществом в целую минуту. Призовой подиум дополнил его напарник Луиджи Виллорези.
Однако всем стало ясно, что в следующем сезоне в руках Фанхио Maserati A6GCM будет грозным оружием.
Медардо Фантуцци
Для звучного итальянского термина Carrozzeria подобрать русский аналог непросто. Наиболее близким по смыслу, пожалуй, будет "кузовная мастерская". Сейчас это искусство почти утрачено, а в довоенную пору редкий автопроизводитель создавал машины самостоятельно от начала и до конца. Как правило, он конструировал лишь механические компоненты - раму, мотор, тормоза, а элегантный кузов заказывался у сторонней компании, которая имела в этом деле больший опыт.
Уроженец Болоньи Медардо Фантуцци основал собственную мастерскую вместе с младшим братом Джино в конце 30-х. С самого начала их небольшая компания работала по заказам Maserati, а в 1947 году Carrozzeria Fantuzzi привлекли к разработке проекта A6. Под единым индексом скрывалось множество машин - их объединял общий мотор, рядная "шестёрка", а кузова использовались самые разные. Их создавали такие мастера, как Бертоне, Дзагатто и Пининфарина - что говорит об уровне работ Фантуцци.
Двухместный родстер A6GCS хорошо показал себя в гонках конца 40-х - и тогда в Maserati решили построить версию А6 для Формулы 1 (точнее, по правилам 1952-53 годов, Формулы 2, так как чемпионат мира разыгрывался именно в этой категории). Задачу доверили Медардо – и тот создал изящную конструкцию из алюминия с зависимой задней подвеской на листовых рессорах, а спереди поставил пружины.
Машина, получившая индекс A6GCM, была готова к середине 1952 года. Пока заводская команда завершала приготовления, новинку на пару Гран При передали частникам, но те успеха не добились. В начале августа заводской пилот Феличе Бонетто показал в квалификации Гран При Германии на Нюрбургринге десятый результат, но допустил ошибку на первом же круге, вылетел с трассы и позже был дисквалифицирован за постороннюю помощь.
А еще через месяц в Монце "А-шестая" наконец-то продемонстрировала свой потенциал - на домашней трассе Бонетто финишировал пятым, его напарник Хосе Фройлан Гонсалес и вовсе стал вторым, показав лучшее время на круге. А потом настал 1953-й - в Maserati пришел Фанхио и стал вице-чемпионом мира, выиграв в той же Монце. Чуть позже конструкторский штаб усилили уже знакомым нам Джоакино Коломбо, и именно на базе машины, созданной братьями Фантуцци, он построил знаменитую модель 250F.
Медардо и Джино продолжали работать над другими гоночными проектами компании из Модены, пока в 1957-м та не свернула все автоспортивные программы. Тогда Carrozzeria Fantuzzi переключилась на сотрудничество с Ferrari, спроектировав несколько классических спортивных машин, включая 250GT. Несмотря на довольно тучные собственные пропорции, Фантуцци удавалось создавать на редкость элегантные кузова - с простыми, но в то же время стремительными обводами.
Расставшись со Скудерией в 1966-м, братья в дальнейшем сотрудничали с небольшими компаниями и командами Формулы 1 - De Tomaso, Scuderia Serenissima, ATS, Tecno. Когда годы стали понемногу брать своё, Медардо передал дела своему сыну Фьоренцо. Кузовные мастерские к тому времени уже утратили былую значимость в мире автопрома, потому сотрудники Carrozzeria Fantuzzi переключились на ремонт и реставрацию собственных творений прошлых лет.
Медардо Фантуцци ушел из жизни в Модене в 1986 году, вскоре после того, как отметил свое 80-летие.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский