Гонка #136: 10 июля 1965 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул | Джим Кларк (Lotus 33) - 1.30,8 (186,8 км/ч) |
Лучший круг | Грэм Хилл (BRM P261) - 1.32,2 (183,98 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus 33) - 2:05.25,4 (180,3 км/ч) |
Бывает так, что после невероятно упорного сезона – с яркой борьбой и непредсказуемыми результатами – расстановка сил без видимых причин резко меняется, и Формула 1 обретает явного фаворита. Причины здесь могут быть разными, обычно сказывается целый комплекс факторов.
Именно так получилось в 1965-м с Lotus Джима Кларка. За зиму команде удалось значительно повысить надёжность, доработать шасси модели 33, а мотористы из Coventry-Climax подготовили новый агрегат: о восьми цилиндрах и аж 32 клапанах. Разумеется, доступ к нему получили все британские команды, но главное – теперь у Ferrari уже не было былого превосходства в мощности.
Казалось бы, ничего существенного – но для Кларка сезон стал триумфальным шествием. Он выиграл шесть Гран При подряд со старта чемпионата, гарантировав себе и команде чемпионские титулы, а попутно стал сильнейшим и в "500 милях Индианаполиса". Единственное, ради успеха в Америке шотландцу пришлось пропустить Гран При Монако, но это стало едва ли не единственным огорчением в том триумфальном сезоне.
Потом, когда дело было уже сделано, соперники все же смогли отобрать у Джима несколько побед, но это, можно сказать, к делу отношения уже не имело. А по ходу первой – триумфальной – части сезона лишь раз возникло подобие мысли, что Кларк может упустить победу. Произошло это на домашнем для гонщика этапе в Сильверстоуне.
Поначалу все складывалось традиционно: Кларк завоевал поул, еще до конца первого круга разобрался с выигравшим старт Ричи Гинтером из Honda – и помчался вперед. Отставание соперников на второй половине дистанции приближалось уже к целой минуте, когда в моторе машины лидера стало падать давление масла. На прямых Джим мог вдавливать педаль акселератора в пол, однако в поворотах теперь уже нельзя было атаковать изо всех сил.
В виражах центробежная сила заставляла масло смещаться к одной стороне двигателя, что могло привести к перегреву другой и, в конечном счете, к заклиниванию поршня. Грэму Хиллу, который возглавлял погоню, сообщили о проблемах у лидера, и пилот BRM на глазах догонял "подбитый" Lotus. Разрыв сокращался: тридцать секунд, двадцать, десять...
Дела Кларка шли все хуже – было ясно, что все решится буквально под клетчатым флагом. И все же, в том сезоне даже удача была на стороне шотландца. Грэму не хватило всего одного круга: он остался вторым, уступив победителю всего три секунды.
Интересно... |
|
Британские болельщики после финиша могли быть в полном восторге – их земляки заняли в итоговом протоколе пять первых строчек. В середине 60-х позиции Туманного Альбиона в Формуле 1 были сильны, как никогда. Из всех команд, которые смогли заработать очки в чемпионате 1965 года, лишь автопроизводители Ferrari и Honda представляли другие страны. |
Брайан Габби
Последним, отстав от победителя на 14 с лишним секунд, квалификацию в Сильверстоуне завершил дебютант чемпионата мира Брайан Габби. К старту его не допустили, и в дальнейшем британец больше не пытался заявить о себе в Ф1. Несмотря на столь короткую карьеру, это был весьма любопытный персонаж.
Придя домой с армейской службы, уроженец Суррея развил кипучую деятельность. Начав с торговли запчастями, он в скором времени переключился на автомобили, и всего через несколько лет владел несколькими гаражными мастерскими и салонами продаж, к которым скоро добавились собственный отель и строительная компания.
Друг Габби, Деннис Тейлор, увлекался гонками – и вскоре Брайан начал собственную карьеру. Сначала, как водится, он попробовал силы за рулем Austin, затем купил мощный и быстрый Jaguar, но в итоге решил все же выступать в "младших" формульных классах.
В 1962-м всё могло закончиться: во время гонки поддержки Гран При Монако разбился Тейлор. После контакта колесами с Дэнни Халмом машина Денниса взлетела в воздух и врезалась в дерево. Габби мчался следом и все видел. "Мне пришлось уворачиваться от летевших во все стороны обломков, – вспоминал он. – И едва не стало плохо прямо в кокпите".
Но все же, британец решил продолжить, и хотя успехи приходили не так быстро, как хотелось бы, в 1964-м Брайан добился на Lotus 24 двух побед в гонках Свободной Формулы. Отправившись в том же году на Сицилию – как всегда, прицепив машину к старенькому микроавтобусу и заручившись поддержкой единственного механика – энтузиаст сам едва не расстался с жизнью. На тренировках он уверенно держался в десятке сильнейших, когда не выдержало крепление колеса.
"Эти Lotus вечно отказывали. Помню, когда машина, вылетев с трассы, наконец, остановилась, и я открыл глаза, то обнаружил, что нахожусь в каком-то лесу, застряв в кокпите вверх ногами, причем все тело спутано веревками из ограждения трассы, а рот забит травой и листьями...", – так рассказывал о давних событиях сам энтузиаст. При этом злополучное колесо он занял у кого-то в соседних боксах, так как его собственное вышло из строя ещё раньше!
Несмотря на явно любительский уровень, гонщик не побоялся заявиться на домашний Гран При Формулы 1 в 1965 году. Древний Lotus и здесь не давал пилоту расслабиться: все время выскакивала шестая передача, что было особенно неприятно в быстрых виражах на скорости под 250 км/ч. Для улучшения ситуации гонщик использовал шнурок от ботинка. "Помню, как я еще подумал: "Брайан, что ты делаешь? Здесь вся твоя семья, друзья, а ты сейчас убьёшься...", – рассказывал Габби.
Чем закончился его визит в Сильверстоун – внимательный читатель уже знает. Осенью того же года британец планировал вновь посетить Сицилию. Он даже подал предварительную заявку организаторам Средиземноморского Гран При, но потом решил, что гонок с него хватит. А чтобы не искушать судьбу – продал машину Стирлингу Моссу. Говорят, позже её использовали для обучения актёров и съёмки гоночных сцен для культового фильма "Ле-Ман".
Сам же Брайан Габби решил попробовать себя в ином деле: его отец был жокеем, потому состоятельный экс-пилот приобрел большой участок земли и начал тренировать лошадей. Говорят, на этом поприще он достиг больших успехов, и его подопечные одержали не меньше десятка побед. Но много это или мало – из-за специфики темы судить не берёмся.