Гонка #116: 20 июля 1963 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул | Джим Кларк (Lotus 25) - 1.34,4 (179,6 км/ч) |
Лучший круг | Джон Сёртиз (Ferrari 156) - 1.36,0 (176,6 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus 25) - 2:14.09,6 (172,7 км/ч) |
В скорости Джима Кларка никто никогда не сомневался, а заполучив в свое распоряжение Lotus 25 с кузовом-монококом, сын шотландского фермера начал переписывать рекорды Больших Призов один за другим. На пятый этап сезона 1963 года Джим приехал, имея в активе уже три победы. Теперь ему предстояло покорить домашний Сильверстоун.
Джим Кларк, как позже Айртон Сенна или Себастьян Феттель, предпочитал максимально прямолинейную тактику уик-энда: выиграть квалификацию, захватить лидерство и затем не упускать его до самого финиша. Не сказать, что другие пилоты Формулы 1 имеют что-то против подобного развития событий, но получается такое далеко не у всех.
В этот раз у Джима тоже не получилось: первый поворот он преодолел только пятым. Вперед вырвались Джек Брэбэм, Ден Герни, Грэм Хилл и Брюс МакЛарен. Впрочем, это лишь означало, что Кларку предстоит не просто мчаться вперед, но и обгонять при этом соперников. С этой задачей пилот Lotus справился блестяще: всего четыре круга, и он уже возглавлял гонку.
Дальше сценарий был уже хорошо знаком. Более того, преследователи Джима один за другим сталкивались с проблемами. Быстро заехал в боксы Брэбэм – за машиной потянулся шлейф густого дыма, а вскоре двигатель отказал и у его напарника Герни.
Грэм Хилл больше был занят тем, что отбивал атаки понемногу набирающего силу в Ferrari Джона Сёртиза. Так и вышло, что гонка получилась для Джима Кларка очередной лёгкой прогулкой до вершины подиума. Ну а судьба второго места решилась на финальном круге: в баке BRM Хилла стало заканчиваться топливо, и лондонец все же не смог сдержать соперника. Однако, даже пропустив Сёртиза, Грэм все равно поднялся на пьедестал, так как накатом пересек финишную черту третьим.
Интересно... |
|
В Сильверстоуне свой первый Гран При Формулы 1 провел знаменитый мотогонщик Майк Хэйлвуд – к тому времени он был двукратным чемпионом мира, а всего за карьеру завоевал девять титулов. Однако на четырех колесах все оказалось несколько сложнее: англичанину удалось лишь завоевать пару подиумов в Ф1 и стать сильнейшим в европейской Формуле 2. |
Джим Холл
Шестым, заработав первые в карьере очки, британский Гран При закончил Джим Холл. В истории Формулы 1 этот долговязый техасец с прической а-ля Элвис Пресли оставил не слишком заметный след, проведя с переменным успехом всего дюжину этапов, но его вклад в общую летопись международного автоспорта выглядит куда более значимым.
Сын нефтепромышленника, он еще в юные годы потерял сестру и родителей, которые разбились в аварии легкомоторного самолета. Получив солидное наследство, Джим, тем не менее, не стал отказываться от своих планов получить образование и начал изучать геологию в одном из калифорнийских институтов. Там-то, под солнцем юга, судьба и свела его с Кэрролом Шелби.
Тот владел неплохой гоночной командой, а Холлы были его спонсорами. Джим съездил на соревнования раз, другой – и поспешил перевестись на инженерно-механический факультет, так как всерьёз увлёкся техникой. Получив диплом, молодой человек начал принимать более активное участие в семейном бизнесе, у руля которого прежде единолично стоял его старший брат, но в свободные выходные он нередко участвовал при поддержке Шелби в различных соревнованиях.
В 1960-м, когда в США во второй раз приехала Формула 1, техасец арендовал частный Lotus и вышел на старт. Результат в данном случае не столь важен – главное, что по ходу уик-энда ему удалось завести в паддоке несколько важных знакомств. Одним из тех, с кем пересёкся жизненный путь Холла, стал другой американец по имени Хэп Шарп. Вместе они основали компанию Chaparral Cars.
Пришла пора решать, что же делать дальше: выступать в гонках или строить технику: времени хватало только на что-то одно. Подумав, Джим решил продолжать в качестве... пилота. Он поехал в Европу, договорился с командой BRP и весь сезон гонялся в Ф1 на Lotus. Лучшими результатами стали шестое место в Англии и пятое в Германии.
Холл вернулся, признался себе, что сделал неверный выбор – и засел за чертежную доску. В ту пору в США набирали популярность соревнования мощных спорткаров. По местным правилам, в них не могли участвовать фирменные команды богатых автопроизводителей. Но в Chevrolet решили обойти запрет, снабдив проект Джима деньгами и специалистами в достаточном количестве.
Теперь Холл мог творить в свое удовольствие. Он порой сам выходил на старт и даже выиграл "12 часов Себринга", но больше всего та декада запомнилась чередой потрясающих конструкций, которые Chaparral выставляла на трассы. Какие-то решения американский конструктор опробовал первым в мире, в остальном не сильно отставал от передовых трендов. Антикрылья, алюминиевые блоки цилиндров, большой вентилятор для увеличения прижимной силы, углепластиковые шасси, граунд-эффект: соперникам оставалось только за голову хвататься и копировать, копировать, копировать...
После Джим выставил свою команду еще и в серии CART, где в качестве тим-босса добился двух побед в "Инди-500" и множества других успехов. Лишь в середине 90-х он счел свою миссию в автоспорте выполненной и завязал с гонками, окончательно сконцентрировавшись на нефтяном бизнесе, которым занимается и поныне.