В 1961 году на старт чемпионата мира вышла модель 156 F1, разработанная на базе экспериментальной 246 P и обкатанная на европейских трассах в рамках регламента Формулы 2. В соответствии с новыми правилами, машина получила полуторалитровый двигатель, выполненный по схеме V6, что нашло отражение в её названии (1,5+6). Так как раньше полуторалитровые моторы применялись в Формуле 2, аналогичный индекс использовался Ferrari также в 1957 году, на Dino 156 F2, но новая модель не имела к ней никакого отношения.
По первоначальному проекту двигатель имел угол развала цилиндров 65 градусов, что было близко к предыдущим машинам Ferrari. Его мощность составила 200 л.с. при 10500 об/мин. Однако Карло Кити решился на смелый проект, параллельно создав ещё один мотор, с углом развала цилиндров 120 градусов. Его динамические характеристики оказались немного хуже – 190 л.с. при 9500 об/мин, – однако, благодаря более низкому центру тяжести, это компенсировалось лучшей управляемостью.
В обеих версиях блок цилиндров был отлит из сплава алюминия и кремния – силумина, двигатели имели два клапана на цилиндр и два верхних распредвала, приводимых в действие цепью типа Дуплекс. Слабым местом такой схемы были клапаны, которые часто ломались – аналогичные проблемы возникли и у британского Climax FPF. Решение было найдено уже по ходу сезона – внутри клапана появился ещё один. В традиционной версии двигателя в его систему питания входили три двойных карбюратора Weber 42DCN. Но для мотора с углом развала цилиндров 120 градусов компания Weber создала совершенно уникальный для того времени тройной карбюратор 40IF3C.
Первая гонка сезона проходила в Монако, куда Ferrari привезла две машины с традиционным мотором и одну – с двигателем с углом развала цилиндров 120 градусов. Карло Кити настаивал, чтобы на первой гонке сезона экспериментальный мотор достался лидерам, Филу Хиллу или Вольфгангу фон Трипсу, но к большому неудовольствию конструктора, его отдали Ричи Гинтеру. Прошлогодняя история отчасти повторилась, но на этот раз результаты были более убедительными – в гонке Гинтер стал лучшим из пилотов Ferrari, финишировав вторым в трёх секундах от победившего Стирлинга Мосса на Lotus 18.
Сразу после окончания гонки Кити позвонил Энцо Феррари и попросил, чтобы к следующей гонке в Нидерландах все машины получили моторы с углом развала цилиндров 120 градусов. Коммендаторе ответил отказом. После того как команда вернулась в Маранелло, вопрос был вновь поднят на совещании руководства Ferrari. Однако никто не осмеливался противоречить Феррари, и тогда Кити поставил вопрос ребром: «Или мы будем выступать в гонках так, как я хочу, или я подаю в отставку». Увидев такую решимость своего конструктора, Коммендаторе сдался. «Делай что хочешь», – ответил он.
В Нидерландах все три машины были оснащены новым мотором. Но традиционная версия двигателя вскоре вернулась на трассы – в Бельгии Ferrari выставила на старт четвёртую машину, за руль которой сел местный пилот Оливье Жедебьен. В какой-то момент бельгиец даже лидировал, но затем пилоты на новых моторах его опередили. В результате пилоты Скудерии заняли на финише четыре первых места. Равных Ferrari не было.
В 1961 году за титул сражались между собой два пилота Ferrari – Вольфганг фон Трипс и Фил Хилл. Перед предпоследним этапом в Монце в чемпионате лидировал фон Трипс, он же завоевал поул, однако уже на втором круге немец столкнулся с Lotus Джима Кларка, его Ferrari подлетела в воздух и рухнула на стоящих в Parabolica зрителей. Фон Трипс погиб, захватив с собой ещё 15 жизней. Гонку выиграл Фил Хилл и только после финиша узнал о смерти напарника. Победа в Италии сделала его лидером чемпионата, а так как сражаться больше было не с кем, он гарантировал себе титул. Вольфганг фон Трипс посмертно стал вице-чемпионом мира. От участия в последнем Гран При сезона, в США, команда отказалась...
Ferrari 156 F1
В 1960 году Энцо Феррари вынужден был капитулировать и перейти к заднему расположению двигателя. Эффект от этого решения, однако, проявился только в 1961 году, когда благодаря 156 F1 Скудерия уверенно вернулась на вершину. Машина в целом была достаточно традиционной, но обладала поистине новаторской аэродинамикой. Ferrari 1961 года отличалась от всех остальных машин пелотона необычным раздвоенным воздухозаборником, прозванным «акульим носом».
Однако, как это нередко бывало в истории Ferrari, главным оружием 156 F1 был новый 6-цилиндровый двигатель, разработанный Карло Кити. Его мощность составляла 200 л.с., что для двигателя объёмом 1500 куб.см. того времени было исключительным достижением и позволяло гонщикам Скудерии доминировать в сезоне 1961 года.
Стоит заметить, однако, что сезон закончился худшим способом из возможных. На Гран При Италии Фил Хилл завоевал титул, однако его напарник фон Трипс, а также ещё десяток зрителей, погибли из-за трагической аварии на первых кругах гонки, "детонатором" которой стала Lotus Джима Кларка.
С этого момента можно было бы говорить о начале эпохи Ferrari, но техническое превосходство, которое имела 156 F1 в 1961 году, словно по волшебству испарилось уже через несколько месяцев. Лучшая управляемость британских машин, в первую очередь BRM и Lotus, привели к кризису в Маранелло, и одних только аэродинамических изменений оказалось недостаточно, чтобы вернуть 156 F1 былую конкурентоспособность. Так что после успехов 1961 года в 1962-м Ferrari не удалось завоевать ни одной победы.
Результаты выступлений Ferrari 156 F1 в гонках Формулы 1
Передовые технологии обеспечили Ferrari значительное преимущество над конкурентами по ходу 1961 года. Отчасти виноваты в этом были сами британские команды – ведь хотя новый регламент был анонсирован ещё в конце 1958 года, на протяжении двух последующих лет они пытались добиться его пересмотра. Из-за этого сезон 1961 года британцы начали с единственным рядным четырёхцилиндровым двигателем Climax FPF, который по сути представлял собой немного доработанный мотор Формулы 2. Новые двигатели в Британии начали готовить лишь в конце 1960-го года, и готовы они могли быть в лучшем случае к концу нового сезона.
В Маранелло надеялись, что их преимущества будет достаточно и в 1962-м. К тому же, заниматься доработкой машины фактически было некому: в конце сезона все восемь директоров Ferrari, включая Карло Кити, покинули команду, решив заняться собственным проектом: ATS – Automobili Turismo e Sport. Вместо Кити главным конструктором команды стал молодой Маурио Форгьери, которому к тому моменту только-только исполнилось 27 лет. В результате команда начала сезон 1962 года со старой машиной – новой была лишь коробка передач.
В BRM тем временем построили совершенно новую машину P578 , оснастив её 8-цилиндровым мотором с углом развала в 90 градусов, мощность которого составила 190 л.с. В Lotus подготовили революционную модель 25, в которой впервые использовалось шасси типа монокок – более жёсткое и лёгкое, чем традиционная рамная конструкция. По-прежнему сильна была и команда Cooper. Кроме того, серьёзную опасность представляли и немцы из Porsche, подготовившие модель 804 с оппозитным 8-цилиндровым мотором.
По ходу сезона стало очевидно, что старая Ferrari 156 F1 не способна конкурировать с британскими и немецкими машинами. Пилотам Ferrari несколько раз всё же удалось оказаться на подиуме, но каждый раз это было следствием сходов ключевых конкурентов. В середине чемпионата дебютировала обновлённая версия модели, 156/62 P. Побед не удалось добиться и ей, но она стала прообразом новой машины, которая выйдет на старт в 1963 году.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1961 | 7 | 27 | 5 | 5 | 1 |
1962 | 6 | 20 | 0 | 0 | 2 |