Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Валттери Боттас (Williams)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Какая гонка! Вам понравилось? Давайте спросим у этого парня. Даниэль, благодаря вам половина жителей Австралии не ложилась спать вплоть до этого часа!
Даниэль Риккардо: Уверен, в моей стране многие следили за гонкой, но и здесь на трассе не меньше австралийских флагов, чем было в Мельбурне. Это потрясающе, спасибо всем!

Вопрос: (Эдди Джордан) В случае с двумя вашими предыдущими победами вы перехватывали инициативу за 3-4 круга до финиша, а сегодня долго лидировали. Иной подход, иной прессинг… Как всё было?
Даниэль Риккардо: Эта победа отличается от других! Когда вы так долго лидируете в гонке, всё гораздо проще – я просто пытался поддерживать стабильный темп. Когда Нико Росберг отправился на третий пит-стоп, мы знали, что он будет очень быстр на последних кругах, поэтому я пытался ехать чисто и показывать достойное время.

Вопрос: (Эдди Джордан) Мы еще вернемся к вам, не уходите! Так, а где этот парень? Ага, вот он, леди и джентльмены – Нико Росберг! (отвечает на свист с трибун) Эй, парни, спокойнее, Нико провел неплохую гонку. Нико, главный вопрос – что произошло в Les Combes?
Нико Росберг: Я подобрался к Льюису, попытался обогнать по внешнему радиусу, мы столкнулись, и это испортило гонку нам обоим. С точки зрения команды это крайне досадно, но ничего не поделаешь…

Вопрос: (Эдди Джордан) Вопрос не в поиске виновных, и все-таки, считаете ли вы кого-то из вас двоих ответственным за происшествие, или это был гоночный инцидент?
Нико Росберг: Я не видел запись, и с моей стороны было бы неуместным сейчас что-либо комментировать. Нужно посмотреть запись, а затем я смогу ответить.

Вопрос: (Эдди Джордан) Здесь немало ваших болельщиков, но не меньше и болельщиков Льюиса, однако я думаю о Mercedes. Команда доминировала в квалификации и явно претендовала на победный дубль, вы согласны?
Нико Росберг: Я был в этом уверен, поскольку на длинной дистанции у нас был отличный темп – как вы могли убедиться. К сожалению, сегодня дубля не получилось.

Вопрос: (Эдди Джордан) Нико Росберг, леди и джентльмены, наш лидер чемпионата! (вновь обращается к трибунам, с которых доносится свист) Парни, хватит, это несправедливо, и вы сами это знаете. Он пилотировал на пределе, как любой из гонщиков, и потому заслуживает своей доли аплодисментов, спасибо.

Валттери, вы сделали финиш на подиум привычкой, надо бы закрепить за вами эту ступеньку! Четыре подиума в пяти гонках, как так получается?
Валттери Боттас: А почему бы и нет? Команда действует безупречно, мы движемся в правильном направлении, и это очередной подиум – четвертый в моей карьере и четвертый по ходу нынешнего сезона. Да, мы по-прежнему стремимся к высшей ступеньке, но если до конца года всё останется хотя бы так, это неплохо, поскольку будущее имеет большее значение.

Вопрос: (Эдди Джордан) Высшая ступенька… Насколько близки вы к этой цели? Williams блестяще вернула себе скорость, способна ли команда сделать решающий шаг?
Валттери Боттас: В нынешнем сезоне сделать это будет очень непросто, потребуется везение. Mercedes очень быстры, а Red Bull Racing даже на трассах вроде Спа весьма конкурентоспособны – сегодня мы не могли угнаться за Даниэлем. Нужно продолжать работу, главное – мы на верном пути.

Вопрос: (Эдди Джордан) Даниэль, здесь немало ваших болельщиков, вы одержали третью победу по ходу сезона. Расскажите, что вы чувствовали на последних кругах. Вы наверняка знали, что Нико приближается. О чем вы думали?
Даниэль Риккардо: На последних кругах я просто надеялся, что всё сложится в мою пользу. В такой ситуации вы рассчитываете, что не возникнет технических проблем, и вы сможете финишировать. До финиша я старался сохранять концентрацию, но последние несколько кругов, как всегда, показались очень долгими.

Пресс-конференция

Вопрос: Даниэль, теперь на вашем счету уже три победы в Гран При. Атака на Алонсо и Феттеля в самом начале гонки стала фундаментом успеха, а затем вам оставалось лишь держать под контролем отрыв от Нико Росберга. Скажите, парень из Перта мечтал о победе в Спа?
Даниэль Риккардо: Думаю, да. Победы на некоторых трассах ценятся больше, Спа – из их числа, но, честно говоря, в Формуле 1 каждая победа особенная.

В начале гонки у нас был отличный темп, на первом круге я пытался пройти Алонсо по внутреннему радиусу в пятом повороте, но заблокировал колеса, выехал за пределы трассы, и Фернандо удержал позицию. Правда, несколькими кругами позже я все-таки вышел вперед. Если говорить о Себастьяне, судя по всему, он зацепил искусственное покрытие на выходе из десятого поворота. Утром шел дождь, и там было довольно скользко. Я обогнал напарника, а затем Нико поехал в боксы менять переднее антикрыло, я перехватил лидерство, демонстрировал хороший темп и следил за резиной. От меня требовалось лишь сохранять концентрацию – в общем, гонка получилась интересной!

Вопрос: Нико, сейчас всем хочется услышать ваше мнение по инциденту с Льюисом в начале гонки. Вы видели реакцию болельщиков. В борьбе за титул всегда случаются непростые моменты, у вас есть возможность пояснить свою позицию...
Нико Росберг: Честно говоря, я не готов комментировать что-либо, поскольку не видел запись, а в пылу борьбы… Нужно посмотреть повтор, прежде чем обсуждать. Конечно, для команды это досадный инцидент, ведь с нашей машиной мы могли добиться большего, чем финиш на втором месте. В этот уик-энд W05 была очень быстра…

Вопрос: Валттери, четвертый подиум в пяти гонках, впечатляющая серия! Вы смогли отыграться после неудачной квалификации, стартовали шестым и на пути к подиуму провели несколько впечатляющих обгонов!
Валттери Боттас: Да, хорошая гонка! Вчера в ход квалификации вмешалась погода, но мы знали, что на сухой трассе должны выглядеть конкурентоспособнее, поэтому рассчитывали на хороший результат.

Честно говоря, мы были удивлены скоростью Mercedes и Red Bull Racing, они имели значительное преимущество. Конечно, нам помешал неудачный старт, я надолго застрял за соперниками и не мог демонстрировать свой реальный темп. Но в итоге мы провели несколько удачных обгонов, хорошо сработали на пит-стопах, реализовали верную стратегию, что позволило отыграть позиции и снова финишировать на подиуме.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – PA) Нико, Ники Лауда четко дал понять, что считает вас виновным в столкновении. Тото Вольфф, в свою очередь, заявил, что произошедшее «абсолютно неприемлемо», подобное не должно случаться на втором круге гонки. Вы действовали намеренно? Мы не раз видели, как контакт переднего антикрыла с колесом заканчивается проколом. Каково ваше мнение?
Нико Росберг: Прежде всего, я лично не слышал подобных высказываний, но я с уважением отношусь к их мнению. Я не видел запись инцидента. Все, что мне известно – я в тот момент был быстрее и попытался провести атаку. Внутренний радиус был закрыт, я попробовал объехать по внешнему. Конечно, для команды это крайне досадный инцидент.

Вопрос: (Дэн Джонсон – Daily Telegraph) Нико, что бы ни происходило в гонке, никому не нравится, когда гонщика освистывают на подиуме. Что вы чувствовали в тот момент, если в столкновении с Льюисом действительно не было вашей вины?
Нико Росберг: Я уважаю мнение британских болельщиков. Они недовольны, это вполне очевидно.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speed Sport News) Даниэль, каковы дальнейшие перспективы? Предполагалось, что в Спа RB10 не хватит скорости, но каким теперь вам видится продолжение сезона?
Даниэль Риккардо: Я с оптимизмом смотрю в будущее. Если мы смогли здесь заработать максимум очков, это оставляет надежду на последующие этапы в Сингапуре и Сузуке. Сейчас уровень мотивации очень высок, мы отлично выступили в Спа, где не рассчитывали на победу, и это поможет некоторое время сохранять улыбки на лицах. Опять же, мы не витаем в облаках и понимаем, что в Монце снова будет непросто. Впрочем, привезенный сюда аэродинамический обвес хорошо показал себя в гонке, так что постараемся применить кое-какие идеи в Монце, а уже в Сингапуре и Сузуке шансы должны быть выше.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Валттери, что скажете о борьбе с Кими за место на подиуме на последних кругах гонки?
Валттери Боттас: Это была честная борьба. Сперва я едва не провел атаку в пятом повороте, но подъехал недостаточно близко. Пришлось выжидать ещё пару кругов, снова атаковать, и это был очень чистый маневр, мне понравилось такое соперничество.

Вопрос: (Оана Попиу – F1 Zone) Нико, мы видели, как что-то зацепилось за антенну на вашей машине. Что это было?
Нико Росберг: Это был кусок… Не знаю, чего именно, но он зацепился за антенну прямо передо мной, мелькал перед моими глазами, и я, как ни пытался, никак не мог его сбросить. Спустя некоторое время он отлетел сам собой, но до того момента мне подчас было сложно что-либо разглядеть.

Вопрос: (Свен Хайдингер – Sport Woche) Даниэль, в Red Bull Racing скорректировали подход к машине? Как правило, на подобных трассах вам не хватало конкурентоспособности, а сегодня скорость на прямых была вполне приемлемой…
Даниэль Риккардо: Мы привезли сюда аэродинамический обвес, рассчитанный на минимальную прижимную силу. Мы понимали, что это может сказаться на прохождении второго сектора, но полагали, что базовой прижимной силы будет достаточно, а вот чего нам действительно не хватало с традиционными антикрыльями, так это скорости на прямых, что могло вовсе лишить шансов на борьбу на первом и третьем секторах.

Думаю, вы сами могли видеть, что новое заднее антикрыло у нас очень простой формы, однако здесь аэродинамика показала себя неплохо. Посмотрим, можно ли к Монце сделать антикрыло еще меньшей площади.

Вопрос: (Барна Зсольдос – Nemzeti Sport) Нико, полагаете, после сегодняшнего инцидента в команде удастся сохранить гармонию отношений?
Нико Росберг: Уверен, у нас это получится. С самого начала было понятно, что борьба будет жесткой, что будут непростые моменты, но после этапа в Венгрии мы все обсудили и смогли продолжить работу. Думаю, мы снова обо всем поговорим, проанализируем ситуацию и будем двигаться дальше.

Вопрос: (Лейх О’Горман – Walker Watson) Нико, инцидент с Льюисом повлиял на вашу тактику? Вам пришлось поехать в боксы уже на восьмом круге. Вариант с тремя пит-стопами был изначальным планом?
Нико Росберг: Нет. Из-за всевозможных происшествий стратегия была открытой, пришлось скорректировать ее полностью.

Вопрос: (Даниэль Джонсон – Daily Telegraph) Даниэль, в личном зачете вы в 35 очках позади Льюиса и в 64 позади Нико. Учитывая тот факт, что за финальную гонку будет начисляться двойное количество очков, считаете ли вы себя претендентом на титул?
Даниэль Риккардо: Если перед этапом в Абу Даби я буду уступать менее 50 очков – тогда да, но до этого ещё несколько гонок. Пока остаются математические шансы, я буду продолжать борьбу. В этом плане сегодняшний день очень важен. Приятно немного отыграть на трассе, где ничего подобного не предполагалось, но главное – закрепить результат на автодромах, где мы должны быть сильны. Если получится еще пару раз заработать максимум очков, тогда шансы останутся.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Нико, вы упомянули совещание по итогам гонки в Венгрии. Судя по вашим жестам в этот уик-энд, вы не вполне довольны тем, что там прозвучало. Можно ли сказать, что этот уик-энд вы начали с некоторым возмущением, без должного спокойствия и ясности рассудка?
Нико Росберг: Не могу согласиться с вашим впечатлением. Мы конструктивно побеседовали после этапа в Венгрии, проанализировали ход гонки, определили, кто как поступал, что было правильным, что – нет, а затем решили двигаться дальше, оставив негатив позади.

Честно говоря, в этот уик-энд я чувствовал себя очень спокойно и с нетерпением ждал гонки, поскольку с такой замечательной машиной выступать в Спа, зная, что в субботу можешь взять поул, а в воскресенье – победу, одно удовольствие. Я не думал о ситуации в чемпионате, только лишь о гонке – мне хотелось победить здесь вместе с «Серебряными стрелами».

Вопрос: (Ливио Орихио – Universo Online) Даниэль, двенадцать гонок – репрезентативная выборка. Вы одержали три победы, тогда как ваш напарник – четырехкратный чемпион мира – ни одной. Что это значит для вас?
Даниэль Риккардо: Для меня это очень здорово, ведь именно к этому я стремился – выиграть несколько гонок. Три победы в двенадцати Гран При превзошли ожидания, а что касается соперничества внутри команды – скажем так, оно идет неплохо.

Я продемонстрировал неплохую скорость в квалификациях и гонках, подтвердил свое умение, стабильность – команда довольна, я доволен, всё замечательно. Я наслаждаюсь ситуацией и от каждой гонки получаю все больше положительных эмоций.

Вопрос: (Ливио Орихио – Universo Online) Нико, когда в Венгрии вы с командой обсуждали ход гонки, вы предполагали возникновение ситуаций вроде сегодняшней?
Нико Росберг: Прошу прощения, но мне не хотелось бы вдаваться в детали. Вы задаете вопросы о наших внутренних договоренностях.

Вопрос: Вопрос был лишь в том, предполагали ли вы подобные инциденты…
Нико Росберг: Разумеется, мы не раз обсуждали наше соперничество, и указания команды предельно понятны. Собственно, и в Венгрии речь шла не о самой гонке, а в целом о ситуации. Повторюсь, мы не раз говорили об этом, особенно после нашей борьбы в Бахрейне…

Вопрос: (Сильвия Ариас – Parabrisas) Нико, вы не видели запись инцидента, но, полагаю, чувствуете себя спокойно, поскольку FIA не занимается расследованием его обстоятельств. Возможно, это был чисто гоночный момент…
Нико Росберг: Не знаю, я не видел запись. Прошу извинить меня, но я не хочу… Нужно посмотреть повтор, прежде чем… Сложно комментировать что-либо сразу после финиша.

Перевод: Валерий Карташев