Гран При Бразилии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Нико Росберг (Mercedes)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Нико, ваш сороковой подиум – полагаю, один из самых приятных? Снова отменная гонка и вторая победа подряд!
Нико Росберг: Уик-энд сложился прекрасно, хотя на фоне парижских событий всё это представляется не столь существенным. Тем не менее, я очень доволен. Борьба с Льюисом была очень интересной, но мне удавалось контролировать ситуацию, я не дал ему ни единого шанса.

Вопрос: (Мартин Брандл) Был момент на шестнадцатом или семнадцатом круге, когда вы очень медленно вошли в первый поворот. В чем причина?
Нико Росберг: Не представляю.

Вопрос: (Мартин Брандл) Возможно, Льюис тормозил чуть позже. Складывалось впечатление, будто вы берегли шины и тормоза, или же были какие-то сложности?
Нико Росберг: Никаких сложностей не было, я следил за темпом, ведь надо было не перестараться, избежать ошибок и не допустить чрезмерной деградации резины. Мы видели, как из-за деградации шин Льюис заметно потерял скорость на втором отрезке, что подтвердило, насколько важно их беречь.

Вопрос: (Мартин Брандл) Мы слышали, как вы потребовали по радио не отвлекать вас от гонки. Прессинг был невероятным, Льюис атаковал на пределе…
Нико Росберг: Все зависит от ситуации. Временами мне нужна информация, но в тот момент я хотел сосредоточиться на пилотировании и довести дело до конца.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вам следовало бы выступать на таком уровне чуть раньше по ходу сезона, чтобы вы могли претендовать на титул…
Нико Росберг: Спасибо за совет, приму к сведению!

Вопрос: (Мартин Брандл) Каким образом вы можете переломить ситуацию в свою пользу?
Нико Росберг: Я атаковал в начале сезона, атакую сейчас. У меня нет объяснения, почему сейчас я выступаю сильнее, но мне хочется, чтобы так продолжалось и дальше.

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, вы проехали лучший круг гонки, но не смогли опередить напарника…
Льюис Хэмилтон: Привет, Бразилия! Нет, скорость у меня была, просто обгонять здесь невозможно.

Вопрос: (Мартин Брандл) По радио вы пожаловались, что преследовать соперника нет никакой возможности, а ближе к финишу отпустили Нико…
Льюис Хэмилтон: Я довольно долго преследовал Нико почти вплотную, что просто убило мои шины. Это отличная трасса, но здесь невозможно подобраться на дистанцию атаки, чтобы побороться за позицию. Не знаю, удалось ли кому-либо сегодня провести обгон. Пока у тебя нет серьезного преимущества в скорости… Знаете, в автоспорте все зависит от идеальной траектории, от десятых долей секунды, но если ты не можешь подобраться на дистанцию атаки, это крайне досадно – было бы здорово, если бы на Интерлагосе у нас была возможность обгонять.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы просили команду скорректировать тактику, чтобы помочь вам выйти вперед, но, похоже, этот вариант был невозможен. Вас это огорчает?
Льюис Хэмилтон: Я здесь ради гонки, а когда у вас с напарником практически одинаковая тактика, итог ясен изначально. Разумеется, я спрашивал, есть ли варианты, предлагал рискнуть, но мне говорили следить за шинами. Я отвечал, что сражаюсь за позицию – мне кажется, этого хочется зрителям, но, к сожалению, сегодня я не смог подобраться к Нико достаточно близко, чтобы создать реальный прессинг, ну а просто ехать за ним было относительно скучно.

Вопрос: (Мартин Брандл) Сейчас Нико перехватил инициативу, вам предстоит каким-то образом отыграться в Абу Даби…
Льюис Хэмилтон: Нико пилотировал фантастически и в последних Гран При сработал весьма уверенно – особенно в квалификациях. В предыдущей гонке он ехал безупречно, сегодня тоже не допустил ни одной ошибки – отличный результат.

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, складывается ощущение, что у вас есть отдельное приглашение на подиум с гонщиками Mercedes – вы уже тринадцатый раз по ходу сезона финишируете в первой тройке!
Себастьян Феттель: Думаю, это была хорошая гонка для нас. Я надеялся, что на старте получится что-то сделать, но это оказалось невозможно – я хорошо стартовал, но не лучше, чем Нико и Льюис. В начале первого отрезка я думал, что смогу удержаться за ними, но пилоты Mercedes начали отрываться.

Полагаю, мы должны отметить, что, в целом, они оказались быстрее. Тем не менее, я считаю, что с точки зрения скорости, мы были ближе к ним, чем во многих гонках. Я уступал всего одну, две или три десятых на круге, а на последнем отрезке, полагаю, даже был немного быстрее.

Я чувствую, что провел хорошую гонку. Конечно, она получилась не слишком захватывающей, нам не пришлось вести с кем-либо плотную борьбу – надеюсь, в следующей гонке мы вновь будем близки к Mercedes.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы пытались реализовать иную тактику, но вам просто не хватило скорости…
Себастьян Феттель: Я не расслышал вопроса, болельщики кричат слишком громко!

Вопрос: (Мартин Брандл) И это здорово! Возвращаемся к Нико. Вы сейчас «поймали волну», причем не за счет везения, но за счет чистой скорости. Впрочем, может быть, вам все-таки стоит пойти в казино или сыграть в лотерею – сейчас всё складывается в вашу пользу!
Нико Росберг: С начала сезона преимущество было на стороне Льюиса, но я старался переломить ситуацию, напряжённо работал и теперь у меня всё получается. Следующая гонка пройдёт в Абу-Даби, и там я тоже постараюсь победить!

Пресс-конференция

Вопрос: Поздравляем, Нико – болельщики были рады видеть вас на верхней ступеньке подиума! Тринадцатая победа в карьере обеспечила вам второе место в личном зачете. Насколько приятно выигрывать вторую гонку подряд с поула, полностью контролируя ситуацию?
Нико Росберг: Побеждать всегда приятно, тем более, когда это две победы подряд, и обе – с поула. Сейчас все складывается очень хорошо, я доволен. К сожалению, объяснения у меня нет – с ним было бы намного проще, но я много работал, поскольку в первой половине сезона у Льюиса было явное преимущество. Здорово, что мне удалось переломить ситуацию.

Вопрос: Льюис, похоже, гонщику с номером 44 придется ждать своей 44-й победы, как минимум, ещё две недели. На втором отрезке гонки вы пытались изменить стратегию, но внутри Mercedes не принято использовать разные подходы, и вам ответили, что план Б – не вариант. Что вы думаете об этой ситуации и выбранной стратегии?
Льюис Хэмилтон: Стратегия была неплохой. Команда считала, что шины выдержат больше кругов, в чем лично я не был уверен – и не ошибся. Мне действительно нравится эта трасса, но на ней очень сложно обгонять – стоит подъехать на секунду, сразу теряешь в прижимной силе. Возможно, зона DRS недостаточно длинная. Я пытался выяснить, можно ли использовать какой-то другой вариант стратегии. Я приехал, чтобы гоняться, и искал возможные схемы – наверняка их было больше двух.

Вопрос: То есть, если бы один из вас остался на тактике с двумя пит-стопами, а второй переключился на три, борьба могла получиться более интересной?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли. Вариант с тремя пит-стопами изначально казался более медленным, но в итоге оказалось, что он едва ли не лучше, так как шины теряли эффективность… Не представляю, как все сложилось бы, но команда сделала правильный выбор.

Вопрос: Себастьян, вам, судя по всему, тоже пришлось корректировать тактику – вы переключились на более мягкие шины на тридцать третьем круге. Расскажите, как вы и команда пришли к такому решению.
Себастьян Феттель: Мы слишком отставали от гонщиков Mercedes, чтобы создать реальный прессинг, и обеспечили безопасный отрыв от машин позади, потому решили попробовать иную тактику и перешли на более мягкие шины, что оказалось верным выбором – на них мне было комфортнее, чем на Medium.

К сожалению, я попал в трафик и не смог использовать возможность сократить отставание – впрочем, у Mercedes были такие же сложности. В любом случае, замысел был в том, чтобы попробовать иной подход, хотя мы понимали, что Soft вряд ли продержится столько же кругов, но, возможно, будет быстрее, чем Medium. В итоге шины долго сохраняли эффективность, с ними я ехал немного быстрее, так что попытка себя оправдала.

На последнем отрезке мы ехали вне трафика и даже подбирались к Mercedes, но сложно сказать, насколько выкладывался Нико, когда позади него ехал Льюис. В случае с лидерством ситуация всегда несколько иная, нет необходимости атаковать сверх меры. Впрочем, для нас день сложился неплохо, мы оказались ближе к соперникам, чем в предыдущих гонках, и результат подтверждает нашу реальную скорость.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Льюис и Нико, мы все пытаемся найти объяснение изменению расстановки сил между вами в квалификации. Кое-кто заметил, что вы, Льюис, последний раз были на поуле в Монце, после чего было принято решение о повышении минимального давления в шинах, и Нико начал свою успешную серию. Можно ли считать давление в шинах одним из факторов?
Нико Росберг: Вряд ли. Я просто поехал быстрее, только и всего.

Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: С этапа в Сингапуре машина была серьезно доработана, но не представляю, сыграло ли это свою роль.

Вопрос: (Дэн Натсон) Интерлагос – не единственная трасса, где нет возможности вплотную преследовать соперника. Возможно, пришло время изменить регламент, чтобы обострить борьбу? Льюис, возможно, вы ответите первым…
Льюис Хэмилтон: Не важно, что мы ответим – ничего не изменится. Решение принимает руководство, а будет ли это решение верным – неизвестно. Нужно что-то менять, поскольку на некоторых трассах у нас есть возможность преследовать соперника, что приводит к захватывающим гонкам. Последняя такая была в Остине, но на многих автодромах болельщикам не так интересно наблюдать за ходом событий.

Конечно, приятно, когда ты уверенно лидируешь – мы в таком положении уже давно, но зрителям наверняка хочется видеть и борьбу позади, и определенные корректировки могли бы помочь.

Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Всегда можно что-то улучшить, но я не знаю, как складывалась борьба позади. У меня сегодня было преимущество над Льюисом, и он не мог подобраться ко мне, раз к финишу я привез ему шесть секунд. Что касается остального пелотона – не знаю, как там обстояли дела, но обгонять в Формуле 1 всегда было непросто, потому в свое время и появилась DRS, изменившая ситуацию к лучшему. С этой системой борьба стала зрелищнее, но нужно продолжать работу и искать новые способы.

Вопрос: Себастьян, желаете что-то добавить?
Себастьян Феттель: Теоретически на этой трассе обгонять просто, но когда едешь за соперником, всегда хочется, чтобы зона DRS была намного длиннее, так как это позволяет подобраться на дистанцию атаки. Но если ты быстрее всего на пару десятых, сложно провести атаку, а так с преимуществом в секунду всё намного проще. В целом чтобы преследовать соперника в поворотах – как быстрых, так и медленных – нужно больше механического сцепления с трассой, сместив баланс в соотношении аэродинамики и механики в пользу последней. Как этого добиться? Нужны шины, позволяющие ехать быстрее.

Гонщики хотят ехать быстрее, и решение очень простое, но, к сожалению, в нашем спорте много политики, и у разных людей разные интересы. Было бы правильно дать производителю – в нашем случае, Pirelli – возможность доработать шины, но для этого нужны тесты, а пока команды не могут договориться между собой, трудно добиться прогресса.

Досадно, что люди, которые в конечном итоге платят за всё это, просто смотрят с трибун и не могут повлиять, хотя им наверняка хотелось бы, чтобы мы ехали быстрее, а гонки стали более зрелищными. Опять же, десять или двадцать лет назад обгонов не было больше, так что нынешняя ситуация – не катастрофа.

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, в гонке без дождя и автомобиля безопасности вы все-таки уступили Льюису шесть секунд. Ferrari в самом деле приближается к Mercedes? Вселяет ли результат оптимизм в преддверии следующего сезона?
Себастьян Феттель: Сейчас мы к ним намного ближе, чем были в Австралии. Да, этап в Малайзии получился особенным, но в целом если проводить сравнения с началом сезона, мы заметно подтянулись.

Не знаю, что произошло с Льюисом на финальном отрезке – нужно рассматривать отставание от Нико. Думаю, они немного сбавляли темп, я постепенно догонял, но в целом мы все-таки оказались ближе, чем в прошлых Гран При. Уже в Мексике, где я выступил не лучшим образом, мы демонстрировали хорошую скорость, и это результат серьезных усилий.

Команда существенно доработала силовую установку, наши мотористы сотворили чудо, мы стали конкурентоспособнее, но в следующем году хочется быть ещё ближе, а лучше – впереди. Это серьёзный вызов, но задача именно такова. Мы понимаем, что ставим перед собой очень высокую цель, но хочется начинать гонку в статусе фаворитов, а не рассчитывать на неприятности у лидеров.

Вопрос: (Даниэль Джонсон) Льюис, раз уж Mercedes выиграла Кубок конструкторов, вы завоевали чемпионский титул и в сегодняшней гонке были впереди Ferrari, хотелось бы вам иметь большую свободу и самостоятельно определять стратегию, ведь в случае ошибки вы ничем не рискуете? И вопрос к Нико – вам наверняка доводилось быть в схожей ситуации, когда вы ехали за Льюисом, но были вынуждены использовать такую же тактику, как у него. Вас это огорчало?
Льюис Хэмилтон: Мы должны доверять команде. Конечно, я искал возможности, поскольку на трассе всё выглядело не настолько замечательно. Здесь я возражу Нико – в какой-то момент я все-таки ехал быстрее, но не мог подобраться вплотную. И я оставил за собой быстрейший круг в гонке, так что скорости мне хватало.

Было бы здорово иметь возможность поступить как-то иначе, чем просто следовать выбранной стратегии. Спросить себя – хочешь ли ты рискнуть и посмотреть, что из этого выйдет? Опять же, в команде прорабатывали невероятное множество вариантов, выбрали два оптимальных, которым мы в итоге и следовали.

Нико Росберг: Мы не раз обсуждали эту тему, но нюанс в том, что никогда не знаешь заранее, какой вариант окажется оптимальным – можно лишь полагаться на расчеты. Кроме того, было бы несправедливым, если бы гонщик, ехавший вторым, мог поменять тактику, и она внезапно оказалась бы лучшей – в таком случае победа досталась бы ему исключительно из-за везения. Потому сегодня не имело смысла что-то корректировать, так как мы с Льюисом должны были бороться между собой исключительно за счет собственных качеств, а не какой-то удачной стратегии.

Вопрос: (Родриго Франка) Бразильские болельщики с большим энтузиазмом относятся к национальному этапу, и сегодня вы могли видеть ликование на трибунах, пусть даже на подиуме не оказалось бразильского гонщика. Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Приезжать сюда – одно удовольствие, с каждым годом ситуация улучшается. Правда, впервые я оказался здесь совсем юным и был немного напуган масштабами 20-миллионого мегаполиса – в моем родном городе живет всего 25 тысяч, так что я считал Сан Паулу громадным.

Поначалу я чувствовал себя немного потерянным, но когда приезжаешь сюда из года в год, начинаешь всё понемногу узнавать. Это замечательное место, здесь к нам относятся, как к супергероям – к сожалению, мы не умеем летать, но здорово видеть такую страсть к спорту и видеть многочисленные флаги – Ferrari, Германии, Великобритании.

Таким трассам нужен местный герой, и было бы даже лучше, если бы сегодня за подиум сражался кто-то из бразильцев, но всё равно – не было разговоров о том, что у спорта здесь какие-то проблемы, что трибуны не заполнены – впрочем, даже если они и не были заполнены, болельщики смогли создать фантастическую атмосферу. Эти люди наслаждались уик-эндом – подобное мы видели в Мексике, похоже, энтузиазм – отличительная черта латиноамериканцев. Когда находишься на стартовой решетке, стараешься сосредоточиться, но очень приятно слышать, как тысячи людей выкрикивают твое имя и желают удачи – это по-настоящему здорово!

Льюис Хэмилтон: Фантастический уик-энд! Любовь к автоспорту – в сердцах бразильцев, и это чувствуется каждый раз, когда мы приезжаем сюда. Спасибо организаторам гонки за то, что так здорово следят за трассой: новый асфальт весьма неплох, а реконструированный паддок выглядит просто великолепно – мы не можем позволить себе потерять такой этап.

Я прекрасно помню, как выглядел старый Интерлагос, и очень хотел оценить изменения. Когда-то трасса была одной из самых протяженных в чемпионате – не знаю, было ли тогда больше возможностей для атаки, но нынешней конфигурации они бы не помешали.

Нико Росберг: Мы очень благодарны за невероятную атмосферу на латиноамериканских гонках. Некоторым этапам можно поучиться тем замечательным эмоциям, которые местные зрители приносят с собой на трибуны!

Перевод: Валерий Карташев