Участники: Фелипе Масса (Williams), Фелипе Наср (Sauber), Нико Хюлкенберг (Force India), Дженсон Баттон (McLaren), Себастьян Феттель (Ferrari), Макс Ферстаппен (Toro Rosso).
Вопрос: Дженсон, вы побеждали в Бразилии в 2013-м, а в 2009-м здесь оформили чемпионский титул. Правда, в этом году проблемы с надежностью продолжились и две недели назад в Мексике – в какой форме будет McLaren в предстоящий уик-энд?
Дженсон Баттон: Хотел бы я победить в 2013-м – на самом деле, это было в 2012-м, но, в любом случае, несколько лет назад. Мне нравится приезжать в Бразилию, здесь отличная атмосфера. Судьба многих чемпионских титулов решилась в Интерлагосе, у многих гонщиков и болельщиков с этим автодромом связано немало замечательных воспоминаний. В этот раз уик-энд обещает быть непростым, но наверняка он окажется лучше предыдущего – постараемся, как всегда, выжать максимум из того, что имеем.
Вопрос: Вам доводилось переживать подъёмы и спады, вы не впервые в сложной ситуации. Когда выпадает непростой сезон, всегда хочется взять от него что-то, что может пригодиться в будущем – что вы возьмете от нынешнего сезона?
Дженсон Баттон: Мы многому научились и продолжаем накапливать опыт. Да, мы постоянно об этом говорим, но союз McLaren и Honda ещё очень молод, мы многому научились с силовой установкой, с иной концепцией аэродинамики – совсем иной, чем привыкли в McLaren. Этот опыт можно взять с собой. В следующем году нам необходимо сделать большой шаг вперед, так что зимний перерыв будет непростым, но интересным!
Вопрос: Нико, для вас сезон сложился неоднозначно. Летом вы добились впечатляющего успеха, выиграв «24 часа Ле-Мана», но в Формуле 1 у вас в два раза меньше очков, чем год назад. Впрочем, Force India почти гарантировала себе пятое место в Кубке конструкторов – можете ли вы назвать этот сезон успешным?
Нико Хюлкенберг: Да, неоднозначный сезон, но главное, чтобы с этим пятым местом мы завершили этап в Абу Даби. Для этого в предстоящий уик-энд достаточно заработать на три очка больше Lotus – такова основная цель. Как вы заметили, для меня сезон состоял из удачных гонок и некоторого невезения – что ж, так получилось.
Вопрос: После появления новой спецификации машины команда в девяти гонках заработала 81 очко. Это предел, или потенциал шасси можно использовать и в следующем сезоне?
Нико Хюлкенберг: План таков, что мы должны прогрессировать дальше, используя сегодняшний базис для постепенного сокращения отставания от лидеров. Ключевым будет зимний период, мы обязаны убедиться, что движемся в верном направлении, но я верю в команду и не сомневаюсь в том, что у нас всё получится.
Вопрос: Фелипе, вы дважды побеждали в Бразилии. Williams почти гарантировала третье место в Кубке конструкторов – учитывая уровень соперников, это можно считать успехом, или есть некоторое разочарование от того, что команда не смогла финишировать выше, чем в прошлом году?
Фелипе Масса: Прежде всего, для меня большое удовольствие выступать там, где я родился, где познакомился с автоспортом – буквально здесь, за ограждением автодрома на картинговой трассе. Иметь возможность гоняться там, куда раньше я приходил на трибуны и смотрел, как мимо проносятся бразильские гонщики – об этом можно было только мечтать! Рад впервые приветствовать здесь Фелипе Насра и с нетерпением жду захватывающего уик-энда! К счастью, мне довелось дважды побеждать в Бразилии, и я хочу попытаться сделать это снова – мы приложим все усилия.
Да, мы на третьем месте в Кубке конструкторов с большим отрывом от четвертого, но, к сожалению, много уступаем второму месту Ferrari. Сезон сложился неплохо, хотя всегда хочется большего, и мы в команде не можем быть на 100% довольны, поскольку не сработали безупречно, чтобы закончить год вторыми. Но сезон прошел позитивно, во многих гонках мы действовали уверенно и сражались с лидерами. Конечно, в следующем году хочется большего, а сейчас нужно закончить сезон на третьем месте – тем более, на оставшихся трассах мы вполне можем претендовать на подиум.
В прошлом году мы начали сезон не в лучшей форме, но финишировали третьими, чему все были очень рады, а в этот раз команда занимала третье место едва ли не с первой гонки. Это лучше, чем в 2014-м, но мы все-таки хотим большего.
Вопрос: В Мексике с невероятным энтузиазмом встретили Формулу 1. В Бразилию чемпионат приезжает не первый год – как обстоят дела с энтузиазмом здесь?
Фелипе Масса: В Бразилии всегда с большим энтузиазмом относились к Формуле 1, многие люди в паддоке из года в год называли это место потрясающим. Воодушевление проявляется в болельщиках, в бразильских гонщиках. Было здорово наблюдать за этапом в Мексике – это как раз то, что нужно спорту. Всем понравилось гоняться в той атмосфере, болельщики наслаждались каждой минутой на трассе. Уверен, и в Бразилии мы ощутим фантастическую поддержку, но было приятно видеть, как в Мексике поддерживали Формулу 1!
Вопрос: Бразильскую тему продолжит Фелипе Наср. Кажется, вы впервые будете выступать в Интерлагосе с 2008 года? Вы – бразилец и наверняка испытываете особые ощущения в преддверии этой гонки…
Фелипе Наср: Да, это будет совершенно новый опыт с Sauber. Год назад я опробовал трассу за рулем Williams в первой пятничной тренировке и теперь не могу дождаться возможности ощутить всё в полной мере. Атмосфера на трибунах наверняка будет потрясающей, многие внимательно следят за ходом сезона, ну а для меня возможность впервые в Формуле 1 выступить на трассе с такой великой историей, где бразильские гонщики не раз добивались успехов – настоящее удовольствие. Если получится заработать несколько очков, буду счастлив разделить эту радость со всеми!
Вопрос: В свой дебютный сезон вы уже заработали 27 очков – почти вдвое больше, чем напарник. Вы довольны тем впечатлением, что произвели на Формулу 1?
Фелипе Наср: Думаю, да, ведь сезон складывался непросто. Мы начали его очень здорово, и пока у соперников были проблемы с надежностью, смогли заработать важные очки – особенно в Австралии, в самой первой гонке. То пятое место было фантастическим достижением, я не мог желать большего в дебютный уик-энд.
Я многому научился, освоился на ранее незнакомых трассах. Да, у нас возникли сложности с доработкой машины, но мы понимали, что в какой-то момент по ходу сезона это случится. Сейчас McLaren уступает нам всего девять очков, и мы стараемся по максимуму использовать всё, что имеем. Несколько очков в Бразилии стали бы неплохим вариантом завершения сезона.
Вопрос: Себастьян, после этапа в Мексике вы высказывались весьма самокритично. Теперь, обсудив ситуацию с командой, можете ли вы сказать, что в инциденте была исключительно ваша вина? Возможно, были какие-то проблемы с машиной?
Себастьян Феттель: Машина была в полном порядке, речь шла о моей ошибке. Не думаю, что я был самокритичен – скорее, просто честен.
Вопрос: Многие предполагают, что в следующем сезоне вы сможете навязать борьбу Mercedes. Вы сами верите в то, что это возможно?
Себастьян Феттель: Сложно предсказать, как все сложится, но такова цель. Я видел, как в Маранелло работали в этом сезоне, вижу, как они работают на 2016-й – мы должны добиться прогресса. Ключевой момент наступит, когда новая машина впервые окажется на трассе, но до этого ещё далеко. Впереди две гонки, мы хотим выступить успешно и добиться максимального результата – здесь и в Абу Даби.
Вопрос: Макс, в каких областях вам удалось добиться наибольшего прогресса в дебютном сезоне?
Макс Ферстаппен: После единственного сезона в младшей серии скорость у меня была, но нужно было прибавить во всех областях, кажется, я с этим справился. Я доволен тем, как прошел сезон, с помощью команды я добился прогресса во всем – особенно в квалификации. Надеюсь, так будет и дальше, ведь я молод и продолжаю учиться.
Вопрос: Что сыграло свою роль в квалификации?
Макс Ферстаппен: Опыт – сейчас я лучше понимаю работу шин.
Вопрос: Насколько вы спешите попасть в топ-команду?
Макс Ферстаппен: Я не тороплюсь, но когда дважды финишируешь четвертым, хочется, наконец, подняться на подиум. Впрочем, мне многому нужно научиться, я вполне доволен тем, что есть, но надеюсь, что спустя пару лет смогу претендовать на победу – этого хочет каждый гонщик.
Вопросы с мест
Вопрос: (Сильвия Ариас) В чем сильные и слабые стороны ваших команд в этом сезоне?
Нико Хюлкенберг: Сильные и слабые? Наша сила в том, что мы весьма эффективны при относительно малом количестве персонала и бюджете. А слабость в том, что денег нужно больше.
Дженсон Баттон: У нас нет слабых сторон. Сильные? Думаю, все знают McLaren и ее достижения – команда ничуть не изменилась. По ходу уик-эндов мы делали всё, что в наших силах, и по максимуму раскрывали потенциал машины, ну а проблемы связаны с тем, что проект относительно молодой, ему нужно время. По ходу сезона трудно что-либо изменить, но предстоящая зима крайне важна – нужно внести коррективы и стать сильнее, мы не хотим оставаться на нынешних позициях, мы стремимся сражаться в первых рядах.
Получится ли бороться за победы – отдельный вопрос, но, по крайней мере, нам по силам вернуться в группу лидеров. Работа продолжается, и здорово, что команда сохраняет уверенность. Даже в непростые времена, вроде нынешних, сотрудники сохраняют оптимизм и неустанно трудятся над машиной и силовой установкой. Да, многих удивляет позитивная атмосфера в McLaren, но именно так и обстоят дела.
Фелипе Масса: Если учесть размеры нашей команды, на фоне сильнейших конкурентов мы сработали очень неплохо. Мы сражались с лидерами – это непростое, но важное достижение. Да, нам нужно добиться большей эффективности в тех моментах, где проще прогрессировать – в выборе стратегии, работе на пит-стопах – но в целом команда выступает здорово. Необходимо инвестировать в машину чуть больше средств, тогда мы заметно осложним жизнь нашим соперникам.
Фелипе Наср: В Sauber ситуация была непростой. В прошлом году команда не заработала очков, а в этом сезоне превзошла ожидания, сумев добиться результата, когда представилась такая возможность. Приятно наблюдать, что сотрудники сохраняют мотивацию – никто не опускает руки. У нас замечательные специалисты, а прогресс – дело времени, нужно набраться терпения. На следующий сезон перспективы весьма неплохие, мне самому хочется бороться за более высокие результаты – уверен, мы сможем прибавить.
Себастьян Феттель: Что меня больше всего поразило, так это страсть к гонкам – как внутри команды, так и со стороны болельщиков – это наша «красная магия». Слабые места? Мы замечательно провели сезон и после выигранных гонок устраивали отличные вечеринки – думаю, нам следует добиться прогресса в ощущениях после выпивки, но это приходит с практикой. Надеюсь, в следующем году поводов для практики будет немало!
Макс Ферстаппен: Ключевой фактор – особенная, итальянская атмосфера внутри команды. Я испытывал нечто подобное в картинге и теперь ощущаю в Toro Rosso. Коллектив – как одна большая семья, а когда гонщику комфортно, растут и результаты. Команда молодая, но очень целеустремленная, по сравнению с предыдущим годом мы заметно прибавили – приятно управлять такой хорошей машиной. Что касается слабых мест, не думаю, что они есть, разве что нам немного не хватает максимальной скорости.
Вопрос: (Хосе Роберто Лиои) Себастьян, предстоящая гонка – решающая в сражении за второе место в личном зачете?
Себастьян Феттель: Да. Осталось две гонки, прошлая нам ничуть не помогла, но пока есть шанс закончить сезон вторым, ты хочешь закончить его вторым, а не третьим. Потому задача, по меньшей мере, вклиниться между гонщиками Mercedes. Лучший способ сделать это – выполнять свою работу и пытаться достичь максимума, а там посмотрим, что получится в воскресенье.
Вопрос: (Луиджи Перна) Себастьян, по словам Ники Лауды, сейчас Ferrari сравнялась с Mercedes по эффективности силовой установки, но пока уступает в части шасси и аэродинамики. Вы с этим согласны?
Себастьян Феттель: Да, сравняться пока не удалось – иначе бы сезон сложился совсем по-другому. Тем не менее, я доволен достигнутым прогрессом и перспективными разработками. Как правило, словам Ники не стоит доверять – вернее, он слишком быстро меняет свое мнение, и иногда ему можно верить, иногда – нет. Впрочем, чем больше он о нас говорит, тем лучше – очевидно, Ники понимает, что мы постепенно приближаемся, и это хорошие новости!
Перевод: Валерий Карташев